Longines: Элегантность на марше
Один из самых известных и любимых часовых брэндов Longines под командованием президента-полковника Вальтера фон Кенэла продолжает маршировать к вершинам элегантности и коммерческого успеха
Один из самых известных и любимых часовых брэндов Longines под командованием президента-полковника Вальтера фон Кенэла продолжает маршировать к вершинам элегантности и коммерческого успеха.
Настоящий полковник
Longines принадлежит к очень немногим швейцарским брэндам, чьи часы можно назвать достоянием человеческой культуры, как конвейер и автомобили Ford или Собор парижской Богоматери. Эта легендарная марка, которой через два года исполнится 140 лет, известна повсеместно, а все ее заслуги в развитии часового искусства, науки, техники, авиации и спорта высших достижений вряд ли смогут перечислить даже знатоки.
Не случайно волею Никола Хайека-старшего, принявшего в конце ХХ века Longines под могучее крыло своей Swatch Group, одна из старейших и известнейших швейцарских марок заняла, пожалуй, самую важную ступень в иерархии крупнейшего часового концерна.
Под ней Tissot и Swatch, над - Glashutte, Omega, Blancpain, Breguet (в стороне - нишевые Rado, cK, Jaquet Droz). На третью снизу (или, если угодно пятую сверху) ступень – часы от $600 до $2000 - приходится очень существенная часть продаж концерна. Это обязывает брэнд успешно конкурировать с соперниками практически во всех разновидностях часов - классической, спортивной, винтажной, ювелирной, кроме, разумеется, детской и сложной.
При этом ни в коем случае нельзя вторгаться на территорию старшей сестры - мировой часовой марки номер 2 - Omega, которой, кстати, предопределено работать в тех же областях.
Как видите, задача очень непростая. Поэтому-то часовой генералиссимус Хайек и отдал одну из главных своих марок полковнику Вальтеру фон Кенэлу. Полковник швейцарской армии - это то же самое, что маршал российской: самих полков - раз, два и обчелся.
А человек иного склада ума и характера, наверное, и не справился бы. Вот и руководит компанией железной рукой настоящий полковник (хотя и в отставке) фон Кенэл - высокий крепкий с громогласным командным голосом и пронзительным взглядом из-под длинных бровей. Он рассказывает, как дела у компании, словно объясняет диспозицию войск, рисует планы с красноречивыми стрелками под ремарки "Здесь наши позиции".
У него потрясающая зрительная память, привычка приветствовать многотысячных знакомых фразой "Hello, my friend!" (столько имен не способны уместиться даже в его голове). У полковника фон Кенэла нет трудностей и проблем, но есть, как он выражается, враги - эпидемия атипичной пневмонии, терроризм, сильный франк... А коллекции и модели - его армии и оружие.
Его стиль сказывается на модельном ряду довольно ощутимо. Как и всякий умный полководец, во время войны он предпочитает воевать только проверенными соединениями и теми видами оружия, которые зарекомендовали себя с наилучшей стороны, продемонстрировав наряду с высокой "убойной силой" еще и эффективность и, главное, надежность (благо, наследство у компании богатейшее). При этом в наступлении на мировой рынок непременно испытываются новые образцы оружия, обстреливаются новобранцы.
Операция Evidenza
В авангард своих часовых сил фон Кенэл в этом году выдвинул сверхудачную по итогам прошлого года коллекцию Evidenza. Успех ее вполне логичен, эти легендарные часы в корпусе tonneau («бочка») принесли компании успех еще в 1911 году в период мирового расцвета новорожденного стиля Art Deco.
"Выстрелила" элегантнейшая лонжиновская бочка в коллекции Evidenza и спустя почти век, когда мир вновь вспомнил об этом стиле. Интересно, что форма «бочка» в часах Longines входит в моду исключительно в хорошие времена, как с экономической, так и с эстетической точек зрения: что перед Первой мировой, что в послевоенные 50-е годы - момент фантастического обогащения американской экономики и стремительного возрождения европейской.
Означает ли это, что мировая экономика и культура сейчас находятся на пороге очередного подъема? Очень хотелось бы в это верить, несмотря ни на что. Хотя жаловаться-то грех.
По мнению фон Кенэла, секрет успеха и главная привлекательность Evidenza в безукоризненно элегантном и вечноактуальном дизайне, а также в том, что они буквально излучают, как говорится, sweet smell of success (сладкий запах успеха).
Именно поэтому, хотя у героев эпохальной ленты "Завтрак у "Тиффани" Хамфри Богарта и Одри Хепберн была возможность выбрать любые часы (да те же Tiffany), они отдали предпочтение Longines с формой, которую больше, чем через полвека фирма повторила в часах Evidenza. Кстати, желто-золотые часы на витом браслете с кремовым циферблатом и выгравированными на задней крышке инициалами НВ (Humphrey Bogart) хранятся в музее Longines.
В этом году компания предложила сразу 20 разновидностей Evidenza. Это строгая 3-стрелочная классика и автоматические хронографы, механика и кварц, сталь и золото, гильоше и бриллианты, кожаные ремешки и элегантные фирменные браслеты, ну и, наконец, размеры корпуса - от мужского XXL до женского S.
Элегантность в шляпе
Успешные коллекции La Grande Classique, Les Elegantes, DolceVita и Flagship особых изменений не претерпели. И это тоже понятно. Продаются они здорово, спрос такой, что, дай Бог, удовлетворить все заказы, а от добра, как известно, добра не ищут. Лишь топ-коллекция Les Elegantes пополнилась тремя интереснейшими репликами ювелирных часов 1930-х годов.
Дизайн этих моделей уникален - его специально для Longines создали ярые соперники и основоположники современного дизайна Жан Пату и Эльза Скьяпарелли. Каждая модель существует лишь в 35 экземплярах. Бело-золотой корпус этих часов инкрустирован идеально подобранными бриллиантами разных размеров общим весом почти в карат и голубыми сапфирами, составляющими узор.
На бока и заднюю крышку вручную нанесены тончайшие узоры, выполненные в разных техниках и размерах. Платиновый циферблат с классической двойной минутной шкалой, вороненые стрелки, уникальный механизм разработки 1970-го с ручным заводом, безупречный кожаный ремешок - таких часов не может и не должно существовать больше 35 штук на весь мир. Настоящие шедевры часового искусства - не для широких масс. Последний штрих - продаются реплики Les Elegantes в шляпной коробке 30-х годов.
Почет и слава
В олимпийский год отметиться спортивными часами считает нужным каждый производитель. Моделями с актуальным (особенно после победы греков на футбольном EURO-2004) греческим флагом и олимпийской символикой отличились Cartier и Jaeger-LeCoultre, Franck Muller и Chopard, Corum и Panerai, официальный хронометрист Афин-2004 Swatch и даже независимый одиночка Свен Андерсен.
Последний, по ставшей уже доброй для себя традиции, вновь прибег к средствам эротики: неизвестный олимпийский чемпион с лавровым венком на голове пользует не самым обычным способом неведомую олимпийскую чемпионку с чудесным образом не падающим с ее головы венком победительницы.
Но заслуги Longines перед Олимпийским движением несравненно больше, чем у перечисленных коллег вместе взятых. Спорт в конце XIX века не считался достойным занятием, и потакать праздным забавам кучки "бездельников" не хотел ни один солидный производитель часов.
И лишь руководство швейцарской компании Longines сумело разглядеть в непопулярном тогда досуге феномен будущего века. В 1878 году Longines выпустила на базе карманных часов первый спортивный хронограф-хронометр, проявив тем самым гениальную прозорливость.
Мы уже писали о 125 коллекционных наборах Longines под названием Honour and Glory ("Почет и слава"), состоящих из реплики ручного секундомера-хронографа образца 1908 года и современного наручного автоматического хронографа в корпусе из белого золота.
Так вот наручный хронограф со стильным характерным для стационарных профессиональных секундомеров логотипом на циферблате обрел такую популярность, что компании пришлось срочно выпускать еще одну олимпийскую, на сей раз не лимитированную, коллекцию.
Ее составили четыре разновидности наручного хронографа. Две механические с 30-минутным счетчиком на базе заслуженного 12,5-линейного механизма L651 с автоподзаводом (варианты: посеребренный циферблат/кожаный ремешок, черный циферблат/стальной браслет).
А также две кварцевые модели с 12-часовым счетчиком, дополнительной центральной минутной стрелкой хронографа и секундным циферблатом, позволяющим засекать результаты с точностью до 0,1 секунды (варианты: черный циферблат/кожаный ремешок и белый циферблат/стальной браслет). К каждым часам прилагается альбом с интереснейшим иллюстрированным рассказом об истории развития спортивного хронометража.
Укрепление позиций
Как видите, новинки этого года сплошь пафосные. Впрочем, слухи о том, что г-н Хайек якобы дал указание Omega постепенно догнать Rolex, а Longines занять позиции Omega, ходят вот уже больше года. Ознакомление с коллекцией Evidenza, большую часть которой на BaselWorld в этом году составляли модели в золотых корпусах, инкрустированных 44, 156 и даже 208 бриллиантами, только подтвердили их.
И, разумеется, я не мог не поинтересоваться, что думает по этому поводу сам г-н фон Кенэл. Он был предельно дипломатичен: "Об Omega вам лучше Стивена (президент компании - Стивен Уркхарт. – Прим. авт.) никто не расскажет.
А по поводу Longines отвечу так: задача постоянно улучшаться, совершенствоваться и укреплять свои позиции в своем ценовом сегменте стоят перед каждым брэндом Swatch Group. Средняя цена часов Omega колеблется в диапазоне от 3000 франков до 3500, а моя компания по-прежнему предлагает главным образом часы в среднем от 1500 до 1700 франков.
Конечно же, это не значит, что я не могу делать часы за 10 тысяч и больше, но главная задача - быть вне конкуренции в указанном мною диапазоне. То, что в этом году вы увидели в нашей коллекции много золота и больше механики, чем обычно, объясняется тем, что мы развиваем внушительный успех Evidenza, улучшаем наши рафинированные Les Elegantes, отметили 125-летие с того момента, как мы первыми в мире занялись спортивным хронометражем, выпуском Олимпийской коллекции.
Ну а в целом, несмотря на то, что я немного усилил в этом году топ-коллекции Longines, фундаментальных изменений мой брэнд не претерпел".
Конец oPosition
К словам главнокомандующего Longines можно придраться. Ведь если понимать под фундаментом брэнда, прежде всего, его базовые коллекции, то, как раз здесь-то и произошло весьма существенное изменение - самую дешевую и, пожалуй, невнятную и космополитичную молодежную коллекцию oPosition заменила LungoMare.
- А почему, кстати, oPosition, на ваш взгляд, не пошла в России? – опережает меня фон Кенэл, только я заикнулся, было расспросить его о столь решительной замене.
- Может из-за безликого дизайна. Но главное, авторитет вашей марки у нас настолько высок, что, на мой взгляд, произошел конфликт спроса и предложения: если житель любой другой страны может и сочтет за счастье приобрести подлинный
Longines всего за 400 долларов, то русскому человеку эта сделка покажется сомнительной. Как-то раз один из моих знакомых неожиданно предложил мне приобрести его 3-летний Mercedes S320 за 2800 долларов, но с условием, что его нельзя перерегистрировать. Я отказался от ворованного счастья. Вы понимаете, о чем я?
- Понимаю, - вздыхает фон Кенэл. - оPosition - это моё заблуждение! Она пользовалась большим успехом в Латинской Америке и Испании, и только. А такие коллекции должны быть популярными везде, локальные победы меня не интересуют. Но теперь с oPosition покончено.
Компания ошиблась с o-Position, не только установив недопустимо демократичные цены, но и попытавшись создать из нее нечто абсолютно новое, не имеющее ничего общего с богатым прошлым брэнда.
Чтобы не наступить на те же грабли вторично, фон Кенэл пригласил в компанию самых способных выпускников дизайнерского отделения знаменитой Школы часового мастерства из Ла Шо-де-Фон. Снабдив их образцами модельного ряда все тех же «золотых» 30-х годов, он попросил создать на основе их нечто современное.
Выпускники избрали в качестве источника для вдохновения хронограф в квадратном корпусе с круглым циферблатом и стеклом. Так что дизайн LungoMare – это современное воплощение лучших традиций компании. Это удивительное органичное сочетание классики и спорта.
Все модели оснащены корпусами и браслетами из полированной стали, сапфировыми стеклами и кварцевыми механизмами. Мужские хронографы в диаметре имеют 39,5 мм, женские классические часики – 26 мм. Есть и классическая модель средних размеров – 29,5 мм.
Специально для продвижения LungoMare компания заключила рекламный контракт с восходящей звездой мирового балета из Италии Роберто Болле, по которому уже страдают миллионы дам. Посланник для унисексуального брэнда и впрямь подобран идеальный, сравнимый с Олегом Меньшиковым (кстати, именно он будет продвигать LungoMare в России).
Мечта фон Кенэла сохранить две вещи - классический образ Longines и имидж компании, которая всегда производила современные элегантные часы. "Таким образом, мы сохраняем наших прежних поклонников и завоевываем новых, - уверен фон Кенэл. – И наши позиции станут еще крепче!»
Опубликовано в журнале "Мои Часы" №4-2004