Подарок из Белого дома
Часы, которые носят титул «Официальный подарок администрации Белого дома» и опережают по популярности среди американских миллионеров Cartier, Omega и Longines, называются Bulova
Часы, которые носят титул «Официальный подарок администрации Белого дома» и опережают по популярности среди американских миллионеров Cartier, Omega и Longines, называются Bulova.
Эти часы, объединяющие традиции часового искусства Старого Света с дерзкими идеями Нового, не очень известны у нас, но в сентябре одна из старейших американских часовых компаний приходит в Россию!
Время – деньги
В Северной Америке часы с легендарным камертоном на циферблате знает буквально каждый. Достаточно сказать, что 93 процента американцев, чей доход превышает 100 тысяч долларов в год, ответили, что носят или когда-то носили их.
И в этом нет ни ничего удивительного, ведь компания Bulova вошла в историю не только производства часов, но и рекламы. Еще в 1926 году радиосигнал точного времени на первой коммерческой радиостанции Соединенных Штатов сопровождался звуковой заставкой: “At the tone, it’s 8 P.M., B.U.L.O.V.A., Bulova watch time”. Bulova смастерила и первый в истории телевизионный рекламный ролик.
На протяжении 20 секунд в перерыве бейсбольного матча в 1941 году демонстрировались часы на фоне карты страны в сопровождении простенького текста из уст диктора: «America runs on Bulova time!» («Америка живет по времени Bulova!»). И надо сказать, компания, заплатившая, кстати, за этот ролик аж 9 долларов, имела полное право провозгласить такой лозунг.
Движимый великой американской мечтой 23-летний иммигрант из Богемии Йозеф Булова, открывая в Нью-Йорке свой ювелирный магазин, твердо знал, что добиться успеха можно только при одном условии – предлагая покупателю лучший товар по лучшим ценам.
Уловив веяние времени (иммигранты самой многочисленной второй волны разбогатели и принялись обустраивать свои гнездышки), накануне Первой мировой Булова начинает производство интерьерных и карманных часов в сотрудничестве с часовщиками из Швейцарии.
Очень скоро (и, заметим, значительно раньше конкурентов) предприимчивый иммигрант, ставший стопроцентным американцем по стилю ведения бизнеса, начинает производить наручные часы – сначала мужские, а там и женские, чутко прислушиваясь к потребностям рынка в точности, надежности и красоте.
Ведь в душе он оставался сентиментальным европейцем, что проявлялось, конечно же, в изысканном облике циферблатов с четко выписанными цифрами, филигранной отделке корпусов, которые не кажутся старомодными и сегодня.
Однако жизнь заставляла его быть американцем. Практически одновременно с Генри Фордом, поставившим на конвейер производство автомобилей, проницательный чех внедряет принципиально новую концепцию часового производства, строящуюся на полной стандартизации всех деталей часового механизма.
Этот шаг не только удешевил продукцию, но и революционизировал процедуру технического обслуживания и ремонта часов. Работа на опережение (технологий, идей, самого времени) позволила Булове с размахом вкладывать средства в научные исследования (в 1928-м компания предлагает первые в мире радиочасы, в 1931-м - электрические), в поддержку сопутствующих областей техники (в 1929-м - патентует принципиально новые автомобильные часы), спорта (в 1926-м - объявляет приз летчику, который в одиночку совершит трансатлантический перелет).
Первым из часовщиков во всем мире хитрый чех начал вкладывать в рекламу своей продукции более миллиона долларов в год. Было это в начале кризисных тридцатых, а тогдашний доллар «весил» в 12,5 раз тяжелее.
Благодаря финансовому гению Буловы, который скончался в 1935-м, компания благополучно пережила Великую американскую депрессию, почти не снизив продажи – часы охотно продавали в рассрочку. Даже самому бедному американцу уже в те трудные годы было отлично известно, что время – деньги, а точное время от Bulova – это верные деньги.
Камертон в Море Спокойствия
Но подлинный расцвет компании, принесший ей всемирную славу, пришелся на конец 50-х, когда родился знаменитый Accutron - принципиально новые часы с точностью хода +/-2 секунды в день (минута в месяц).
Изобретателями Accutron были швейцарец Макс Хетцель и американец Ви-Оу Беннет, дерзнувшие перевернуть базовые принципы классических часов. Механизм «Аккутрона» приводился в действие не маятником, а осциллятором в виде маленького камертона длиной 25 мм. Часы имели всего лишь 12 движущихся деталей.
Частота камертона - 360 герц - была для часовых осцилляторов того времени необычно высокой. Постоянство частоты поддерживалось электронной схемой с встроенными в обе консоли камертона постоянными магнитами.
Точность этих часов, изобретенных в 1952 году, превышала все мыслимые в те времена стандарты для наручных часов. В 1960 году Bulova стала серийно производить наручный Accutron-214», издававший вместо привычного тиканья приятный музыкальный звук.
На протяжении 17 лет эти часы оставались точнейшими на Земле и в космосе – технология Accutron использовалась Национальным аэрокосмическим агентством США в 46 американских космических миссиях, от «Эксплорера», «Скайлэба» и спутников до луномобиля.
В 1969-м аккутроновский таймер попал в Море Спокойствия на Луне, куда его привезли на корабле Apollo-11 первые лунные люди Нил Армстронг и Базз Олдрин, ставший вскоре посланником Bulova во всем мире. Слава «космического камертона» была так велика, что компания выбрала его в качестве символа. Сегодня все часы марки Bulova помечены изображением знаменитого камертона, или turning fork.
Accutron применялся на железных дорогах Америки, а президент Линден Джонсон объявил его «официальным подарком администрации Белого Дома». С той поры часы не потеряли ни грана точности, став законной гордостью коллекционеров и любителей часов. Особую ценность представляют модели с прозрачным передним стеклом, позволяющим видеть работу уникального механизма "tuning fork"
Пророк Йозеф
Как и следовало ожидать, эпоха инноваций в часовом деле не остановилась на Accutron. В середине 70-х на смену камертону пришел кварцевый резонатор, и рынок покорился дешевым и точным электронным часам. Трудности испытала и Bulova, которая наотрез отказалась сворачивать производство классической механики. И надо сказать, Йозеф Булова оказался гениальным провидцем.
В трудные годы добрую службу фирме оказали ее давние связи с радио и телевидением, а точнее - миллионы, вложенные в рекламу брэнда. В 1979-м, после пяти лет борьбы за существование, марку взяла под свое крыло корпорация Loews – гигантская империя братьев Тиш.
Старшего Ларри называли «человеком из CBS», крупнейшей телерадиовещательной компании Америки. Впрочем, бизнесмен, входивший на протяжении 20 лет в рейтинг мировых богачей по версии «Форбс», не ограничивал свои интересы средствами массовой информации: прибыль ему приносили также отели, кинотеатры, страховые фирмы, табак.
Методом «калькулятора и скальпеля» братья Тиш выискивали самые прибыльные отрасли, безжалостно отсекая все подразделения, которые приносили убытки. Эта стратегия была применена и в отношении модельного ряда Bulova. Как ни странно, сработало. Всего за год компания не только выбралась из долгов, но и принесла 8 миллионов долларов чистой прибыли!
Ставка была сделана, как обычно, на оригинальность дизайна и опережение спроса. Часовой брэнд империи Loews уделяет огромное внимание разработке фэшн-часов и освоению новых рынков, производству миниатюрных и ювелирных моделей.
Кроме того нынешний впечатляющий модельный ряд Bulova составляют часы со сложными функциями, часы на солнечных батареях, кварцевые, механические, с вибро- и звуковым сигналом, часы для фанатов мотоцикла Harley-Davidson, миниатюрные интерьерные модели из драгоценных металлов для коллекционеров… В общем, в коллекциях Bulova есть все, что в состоянии покорить душу самого взыскательного потребителя.
Вернув лидирующие позиции в США, в 2002 году Bulova вторглась в Европу, перенеся с этой целью штаб-квартиру из Нью-Йорка в швейцарский Фрибург. Разработанные лучшими американскими дизайнерами часы с лейблом Swiss Made начали успешный захват рынков Старого света. При этом модели Bulova хранят верность собственной традиции – их отличают пленительный внешний вид и доступные цены.
Особое внимание создатели часов уделяют, конечно же, ювелирным часам и коллекции, которая носит непосредственное имя компании – Bulova. Это круглые, квадратные, прямоугольные корпуса, «бочки», перламутровые циферблаты, сталь, золото, хрустальные и сапфировые стекла, драгоценные камни ¬¬- богатство выбора поражает истинно американским размахом.
Все они, разумеется, снабжены только швейцарскими механизмами, корпусами и прочими комплектующими, и собраны швейцарскими же мастерами. Лишь цены на часы Bulova трудно назвать швейцарскими: ценовой диапазон колеблется от 500 евро (классические механические часы в стальном корпусе) до 3200 евро (автоматические в золоте).
Скажем, отличный хронограф обойдется в 840 евро. Ну и в качестве бонуса вы приобретаете громкое имя Bulova и легендарный камертон на циферблате. В общем, космические часы по земным ценам.
Опубликовано в журнале "Мои Часы" №4-2004