Обзоры & сравнения

PORSCHE DESIGN: "Третий путь" Фердинанда III

Стремительный силуэт Porsche издалека выделяется из плотного потока машин и надолго приковывает к себе восхищенные взгляды. Часовая эстетика, конечно, сильно отличается от автомобильной, да и не разглядеть часы Porsche со ста метров — так не присмотреться ли к ним поближе?

Стремительный силуэт Porsche издалека выделяется из плотного потока машин и надолго приковывает к себе восхищенные взгляды. Часовая эстетика, конечно, сильно отличается от автомобильной, да и не разглядеть часы Porsche со ста метров — так не присмотреться ли к ним поближе?

Форма за функцией

Вообще-то на циферблатах современных часов нередко встречаются имена ведущих автомобильных брэндов — это модно и обеспечивает неплохие продажи. Но сами такие часы, в отличие от своих "крестников", бывают похожи как две капли воды и отличаются друг от друга лишь логотипами на циферблатах.

Есть, однако, в этом ряду счастливое исключение: часы Porsche ни за что не спутаешь ни с какими другими. Они, как и одноименные авто, неповторимы и уникальны.

Уникальность часов Porsche Design — именно так правильно зовется их многочисленное семейство — объясняется, во-первых, благородным происхождением, во-вторых, долгим и любовным взращиванием, и, в-третьих, узнаваемыми фамильными чертами, проступающими на портрете каждого члена семьи.

Porsche Design

Обычно автомобилисты просто просят часовщиков сделать часы с логотипом компании. Реже часовщики по собственной инициативе выпускают модели, которые называют в честь самых пафосных и роскошных авто.

Часам Porsche Design был уготован третий путь. В 1972 году Фердинанд Александр Порше, внук "дедушки" мирового автомобилестроения Фердинанда I Порше и совладелец его семейного автопредприятия, автор дизайна одного из красивейших автомобилей ХХ века, легендарного Porsche 911, принял неожиданно решил основать дизайнерскую студию Porsche Design.

Вероятный ход его мыслей был таков: зачем искусственно ограничивать себя рамками создания спортивных машин? На самом деле дизайн подчиняется единым законам, не зависящим от конкретного объекта художественного проектирования, надо лишь уметь в нестандартных ситуациях применять универсальные правила.

А нестандартная ситуация возникла практически сразу: требовалось создать выдающиеся часы подстать выдающейся машине. Выручил программный творческий принцип Фердинанда Порше — "форма следует за функцией".

Или, точнее, совокупность четырех взаимосвязанных правил: усечения объекта дизайна до его основной функции; получения, в результате, ясной и плавной формы; разумного выбора адекватных задаче материалов; и, наконец, комбинации традиционных приемов их обработки с последними технологическими достижениями. Просто и логично.

Оставались сущие пустяки: взять классические часы, «отсечь все лишнее», оставив только функционально значимые элементы, выбрать соответствующие задаче материалы для корпуса и браслета, обработать их по самой прогрессивной технологии и добавить, для полноты картины, пару скупых мастерских штрихов.

И вот к 1973 году уже был готов первый часовой опус маэстро, наручный хронограф от Porsche Design — квинтэссенция изысканной простоты формы, функциональности и высокотехнологичного стиля. Часы имели округлый стальной корпус, циферблат с четкой разметкой, удобно расположенные и легко читаемые счетчики и те самые два отличительных штриха, несомненные дизайнерские находки — матово-черный циферблат и красную секундную стрелку.

Сделать свои часовые открытия Порше помогло автомобильное прошлое: круглые черные, с белой разметкой шкалы приборной панели Porsche 911 и тонкие красные стрелки указателей. Водитель бешено мчащегося спортивного автомобиля имеет совсем немного времени на то, чтобы уследить за показаниями приборов, и такое цветовое и линейное решение максимально облегчает чтение датчиков. Вот так, через функциональность, в часовой дизайн пришла совершенно новая эстетика, имевшая впоследствии немало подражателей.

За 32 года своего существования разросшаяся Porsche Design успела поработать над множеством разных предметов — одеждой, письменными принадлежностями, очками, изделиями из кожи, аксессуарами для курильщиков и игроков в гольф, бытовой техникой, обувью и другими, очень непохожими по назначению вещами.

Но все эти разнородные изделия категории люкс удивительно напоминают друг друга (и не только нежно любимым Порше черным цветом), они схожи в главном — совершенной функциональности и изощренной технологичности.

Между тем приоритетным направлением деятельности разносторонней компании, и прежде всего самого Порше, навсегда остались часы. Вклад Porsche Design в часовой дизайн и технологию далеко не исчерпывается фирменным черным круглым циферблатом и красной секундной стрелкой.

Порше придумал совершенно удивительную форму ротора автоподзавода (как жаль, что эта деталь видна только сквозь заднюю крышку часов). Он первым догадался, что часовые корпуса можно делать из титана, а позже начал комбинировать титан с черным анодированным алюминием и использовать в отделке корпуса сверхтвердые металлокерамические покрытия.

А на последней Базельской выставке вообще показал нечто из области фантастики (но об этом чуть позже). Его изобретательность проявляется даже в необычных функциональных аббревиатурах - названиях модельных линий (PAC – Porsche Design Aluminium Titanium Chronograph, PTC – Porsche Design Titanium Chronograph, PGC – Porsche Design Gold Chronograph, PTR – Porsche Design Titanium Rattrapante) и в нумерации моделей (двоичные комбинации нулей и единиц).

Porsche Design Titanium Rattrapante

Обручение с вечностью

В начале Porsche Design сотрудничала со знаменитой часовой маркой IWC, и этот тандем делал честь обоим его участникам — недаром на циферблатах совместных часов начертаны имена сразу двух компаний. Но нет для дизайнера большей радости, чем контролировать все стадии прохождения своего проекта, от первого карандашного эскиза до готового предмета.

Работая же со сторонним, пусть и одним из лучших, заказчиком, иногда приходилось идти на компромиссы, или вовсе не заглядывать дальше порога часового производства. Чтобы избежать малейшей зависимости, Фердинанд Порше совершает еще один эффектный, но вполне закономерный шаг — в 1995 году покупает контрольный пакет акций одного из серьезнейших швейцарских часовых производителей - Eterna.

Эта компания очень многое успела за свою 150-летнюю историю — запатентовать первые наручные часы с будильником, собрать первый прямоугольный часовой механизм, сделать первые часы с шарикоподшипниковым ротором автоподзавода, кварцевые часы толщиной 1,5 мм и, в паре с ETA, механические часы толщиной 0,98 мм. Обладание таким сокровищем давало Порше новую степень творческой свободы.

С этого времени начинается отсчет современного этапа развития часов Porsche, характеризующийся значительным расширением коллекции, повышением сложности используемых технологий и часовых механизмов, сокращением сроков реализации новейших разработок, новыми стандартами качества.

А в последние два года на Eterna ведется поэтапная перестройка производства, призванная полностью исключить зависимость от сторонних поставщиков деталей и механизмов, чтобы самой делать часы "от и до". А что в часовом мире может быть почетнее и престижнее этого?

Несмотря на новые возможности, Porsche Design не стремится выпускать более 30 000 часов в год (для сравнения, автомобилей Porsche выпускается в два с лишним раза больше) и, с другой стороны, удерживает относительно низкие цены на свою продукцию (как правило, не выше $5000). Все же магистральное направление работы компании — часовой дизайн, а значит главное для нее дело — это создание новых моделей, а не тиражирование старых.

Часопарк

Основную часть каталога Porsche Design составляют титановые и стальные хронографы с богатым набором функций. Одной из популярнейших моделей уже несколько лет остается кварцевый хронограф PAT в матово-черном алюминиевом корпусе с более светлыми титановыми безелем-тахометром и задней крышкой.
Три круглых счетчика и окошко даты глубокими черными пятнами выделяются на матовой поверхности циферблата с люминесцентной разметкой и светящимися стрелками. Общая серо-черная гамма часов, этот, по образному выражению Порше, "нецвет", наилучшим образом выражает связь между формой и функцией часов и служит отличным обрамлением для красной секундной стрелки.

Функциональность PAT выражается и в их прекрасной защите — особая технология анодирования алюминия сообщает поверхности корпуса твердость в 300 единиц по шкале Виккерса (что в полтора раза больше, чем у стали).
А завинчивающаяся заводная головка и кнопки хронографа, покрытые титаново-кремниевым составом по фирменной рецептуре PVD, имеют твердость в 1500-2000 виккерсов. Модель комплектуется резиновым (кожаным) ремешком с титановой застежкой или титановым браслетом и выпускается в двух размерах — для мужчин и для дам.

Визитной карточкой Porsche Design является и PAC — титаново-алюминиевый механический хронограф с автоподзаводом. Знаменитая фирменная деталь механизма видна через сапфировую заднюю крышку — это уникальный титановый ротор с крупными ячейками и закрепленным на винтах секторным грузом из черненого вольфрама, созданный Порше под впечатлением от колесных дисков спортивных машин.

Porsche Design PAT

Корпус этих часов несколько тяжелее и внушительнее, чем у PAT, а кнопки хронографа снабжены эргономичными насечками. Интересно, что рисунок на внутренней стороне каучукового ремешка повторяет рельеф протектора колеса автомобиля Porsche. В точности такой же хронограф выпускается и в полностью титановом корпусе под названием PTC. Но и это еще не все.

Став вполне самостоятельным коммерческим брэндом, Porsche Design теперь ориентируется на покупателей с самыми разными пристрастиями, а не только на «клуб любителей черного». Поэтому в коллекции марки есть и золотые модели механических хронографов PGC в корпусе белого и — неслыханное дело — матово-желтого золота на коричневом ремешке из кожи аллигатора.

Впрочем, если покупатель не настолько радикален, то может пойти на компромисс — выбрать желтую золотую модель на традиционном для Porsche ремешке из черной резины.

Есть в последних коллекциях Porsche Design демократичные стальные хронографы с кварцевыми и автоматическими механизмами, иногда — со светлыми циферблатами, титановые часы для дайвинга и еще много разных моделей, которые широко представлены в сети часовых салонов "Таймсквер".

Каждую из них обязательно украшает знаковая надпись Design by F. A. Porsche, говорящая о часах красноречивее любых рекомендаций. Из конфиденциальных источников стало известно, что вскоре должны выйти в свет три лимитированных коллекционных серии из 911-ти хронографов PTC 911 с циферблатами и роторами, окрашенными в точные цвета кузовов легендарного автомобиля Porsche 911 — желтый, красный, и базальтовый. Такая "измена" творческим принципам Фердинанда Порше объясняется очень просто: выпуском репликара Porsche 911 type 977.

Сложнейшая серия

А теперь — обещанная фантастика. У каждой уважающей себя швейцарской марки обязательно должна быть модель класса Grande Complication, таков непреложный закон жанра. Porsche Design долго шла к этой вехе, но экспонат, потрясший посетителей Базеля-2004, стоил этого многолетнего ожидания.

Революционные часы Porsche Design INDICATOR провозглашены самыми сложными серийными часами в мире. Но цель, ради достижения которой вершилось все это буйство часовых технологий, была проста: сделать первый в мире механический хронограф с цифровой индикацией засекаемых отрезков времени.
 
Работы по созданию чудо-механизма на базе калибра ETA/Valjoux-7750 велись более трех лет, причем в программе был задействован десяток специалистов различных подразделений ETERNA. Ну а Porsche Design тоже досконально проработала каждый винтик и каждую риску на циферблате, но уже с точки зрения функциональности и промышленной эстетики.
В результате риски секундного счетчика находятся не на циферблате, а нанесены на внутреннюю поверхность сапфирового стекла, чтобы не возникало ошибки параллакса. Больше никаких шкал на циферблате нет, только часовые деления — трехзначный цифровой дисплей исключает необходимость в дополнительных шкалах.

Большие минутная и часовая стрелки оформлены как скелетоны и не затеняют окно дисплея и два вспомогательных циферблата — секундный и индикатора резерва хода. Боковой секундный циферблат устроен очень занятно — имеет единственный маркер на отметке 60 секунд, служащий для точной установки часов.

Сам же отсчет секунд, как вторичный и отвлекающий внимание, заменен на круговое движение белого треугольника по круглому полю с тремя окнами-секторами, ежесекундно меняющими цвет с красного на белый и обратно.

Такой с позволения сказать "циферблат" позволяет мгновенно определить, идут ли часы, а функция секундного счетчика хронометра возложена на длинную и тонкую центральную стрелку красного цвета. И, наконец, цветовая красно-зеленая "кодировка" позволяет не моргнув глазом считать показания секторного индикатора резерва хода, на который передаются данные о состоянии заводных пружин — а их в механизме Porsche Design INDICATOR целых четыре!

Porsche Design Indicator

Остается добавить, что форма ротора автоподзавода INDICATOR позаимствована у колесных дисков топового автомобиля Porsche — Carrera GT, кнопки хронографа лепились по образу и подобию педалей этой машины, рисунок ее протектора запечатлен на внутренней стороне каучукового ремешка, а организация приборной панели водителя навеяла структуру циферблата суперхронометра.

За год планируется выпускать не больше 50 часов Porsche Design INDICATOR. Стоит он, кстати, меньше, чем Carrera, но дороже Cayenne S и Boxster. И пусть теперь каждый решает, что для него важнее: эффектная машина или удобные часы? Благо и то и другое — Porsche.

Опубликовано в журнале "Мои Часы" №6-2004

Новое на сайте

Восстановление пароля

Пожалуйста, введите ваш E-mail:

Вход
Регистрация Забыли пароль?