K. Mozer: Часовщик с Рыцарского моста
Трудно сделать подарок человеку, у которого все есть. Еще труднее этот подарок подобрать. Поэтому люди, прилетающие в Лондон только за тем, чтобы совершить покупки в знаменитом торговом доме Harrods
Трудно сделать подарок человеку, у которого все есть. Еще труднее этот подарок подобрать. Поэтому люди, прилетающие в Лондон только за тем, чтобы совершить покупки в знаменитом торговом доме Harrods, где есть практически все, что можно пожелать за деньги, стараются непременно зайти и в часовой салон K.Mozer, который расположился на соседней Найтсбридж, 40. Потому что здесь, как и в салонах фирмы в других странах, есть то, что не встретишь даже в Harrods.
Старое и доброе
По-разному называют свои страны люди, их населяющие: «Свободная Америка», «благородная Испания», «солнечная Италия», «святая Русь»… И лишь одно государство заслужило право негласно именоваться старым и добрым. Это Соединенное королевство Великобритании и Северной Ирландии. Или более привычно – старая добрая Англия.
Трудно найти страну, которая столь же скрупулезно и последовательно соблюдает свои традиции, словно это национальная валюта. Кстати о валюте. Всего 100 лет назад Британская империя по размеру была сопоставима с Российской, но и, став во много раз меньше, удержала фунт в неприкосновенности. И тогда, и теперь фунт - самая дорогая и самая надежная денежная единица в мире.
Часовое дело является такой же неотъемлемой производственной отраслью Англии, как судостроение. Часовые традиции, как и прочие, передаются из поколения в поколение на протяжении многих веков. Никакие мировые катаклизмы не смогли прервать нить преемственности, которая превратилась в мощную связь, объединяющую прошлое с настоящим.
Потомки, воспитанные в британском духе, продолжают и будут продолжать традиции предков.
Один из старейших городов Европы и мира Лондон, основанный еще римлянами и названный Lindinium («Крепость на болоте»), невозможно представить без собора Св. Павла, Трафальгарской площади, Тауэра и, конечно же, Вестминстерского аббатства.
Звон курантов аббатства стал одним из символов страны и поэтому раз в час оглашает не только столицу, но и сотни тысяч английских домов, в которых есть истинно английские напольные Grandfather’s clock. Английские часовщики заставляют их играть милую сердцу каждого британца мелодию «Ми-до-ре-соль/соль-ми-ре-до», которая так и называется «Вестминстер».
Одно из наиболее популярных лондонских мест шопинга – известный торговый дом «Харродс». Здесь есть практически все, что только можно купить за деньги. Люди приезжают из других городов и стран, только для того, чтобы совершить покупки в «Харродсе», несмотря на то, что это самый дорогой универмаг в мире.
Сам магазин и улица, идущая от него – Найтсбридж, принадлежат одной семье и все здания сданы ей в аренду на 999 лет. Это не опечатка, это лишь дополнительный показатель приверженности британцев собственным традициям, свидетельство стабильности английской экономики и непоколебимая вера, что Британская империя будет всегда.
Именно на Найтсбридж находится бутик, в котором есть то, чего нет даже в «Харродсе». Сюда можно прийти как в музей, и окунуться в атмосферу английской изысканности и респектабельности. Это – часовой салон K.Mozer.
Равнодушно пройти мимо этого салона невозможно. И это хорошо видно на представленных фотографиях. Несмотря на дождливую погоду (еще одна визитная карточка Лондона) прохожие непременно останавливаются, чтобы посмотреть на прекрасно оформленный в духе старого доброго английского кабинета интерьер салона, за которым присматривает символ компании - пожилой часовщик. Его можно увидеть в любом салоне K.Mozer, так как своего рода дух Времени, собирательный образ отца-основателя фирмы K.Mozer Андреаса Майера.
В Англии фирма Майеров известна с 1838 года, когда в городе Рединге была основана первая фабрика. Сохранились письменные свидетельства того, что 14 декабря 1841 года Андреас Майер выслал своему сыну Герману Майеру в Англию партию часов и деталей.
В семье Майеров до сих пор хранят как реликвию счет на 937 гульденов 5 крейцеров. На фабрике работало всего восемь человек, однако производство быстро развивалось, и вскоре компания торговала своими часами не только в Англии, но и Германии и Дании.
Представители семьи Майеров вписали много славных страниц в историю часового дела. В XIX веке Йозеф Майер конструировал новые модели часов и музыкальных автоматов. Его внук, Генрих Майер, изобрел механизмы танцующих фигурок в часах с кукушкой, впоследствии разработал известный механизм W150 для настенных гиревых часов с боем Бим-Бом.
И в наши дни часы от K.Mozer - не просто качественные интерьерные часы, а показатель материального и эстетического уровня своего владельца. Как показывает полуторавековая статистика, их, как правило, приобретают люди с вполне сформировавшимися культурными и эстетическими запросами.
Поэтому клиенты салона «K.Mozer» - люди не просто состоятельные, а люди состоявшиеся. Таким людям угодить очень сложно. Однако успех последних коллекций K. Mozer доказывает, что компания прекрасно знает вкусы элитной клиентуры.
Свежий антиквариат
На первый взгляд, новинки от K. Mozer таковыми не назовешь. Они, хотя и не представляют собой антикварной ценности, выглядят древними раритетами. Дело в том, что эти часы прошли процесс искусственного старения.
Процесс выглядит просто варварским: новенький корпус безжалостно молотят стальными цепами и железными прутьями, циферблат покрывают сетью трещин и сколов, столь же безжалостно поступают со стеклом циферблата. Но часы приобретают ветхий вид без потери качества. На них распространяются все те же гарантийные обязательства, что и на все остальные изделия компании.
Как известно, на антикварные часы ни в одном салоне гарантию вам не дадут – ни на корпус, ни тем более на механизм, который зачастую дохаживает последние минуты. При должном уходе искусственно состаренные часы от K.Mozer будут служить владельцу долго, ведь часы подвергаются такой доработке в заключительной фазе производственного процесса.
До процедуры принудительного старения они проходят все необходимые производственные этапы без исключения, в том числе и ручную роспись, и покрытие циферблата серебром, и ручную гравировку цифр и узоров.
Бронзовая поэма
В современном мире остается все меньше и меньше изделий, изготовленных вручную, впитавших в себя тепло человеческих рук: усложняются технологии, уходят на покой мастера-знатоки старинных методик.
В наш стремительный век непреходящими ценностями считаются лишь время и информация. Производственные циклы стали настолько стремительными, что обходятся без человека. Создается впечатление, что спустя несколько десятилетий раритетом будет считаться заточенный вручную карандаш.
Поэтому неудивительно, что изысканные вещи, в которых львиная доля производственного процесса отдана ручной работе, стоят намного дороже серийных типовых изделий. Все вышесказанное в полной мере относится к знаменитой линии каминных часов от K.Mozer Bronze Poem («Бронзовая поэма»). Если архитектура – это застывшая музыка, то Bronze Poem – это застывшая поэзия, столь же неповторимая, сколь и удивительная.
В отличие от коллекции «современного антиквариата», коллекцию бронзовых каминных часов, изготовленных по старинным технологиям бронзового литья с последующей ручной прочеканкой каждого квадратного сантиметра поверхности, часто называют «антиквариатом будущего». Каждое изделие Bronze Poem снабжается порядковым номером, количество изделий в серии не превышает сотни.
Корпуса часов изготавливаются по уникальной технологии ручного литья в России, механизмы – немецкие и английские. Основная часть готовой продукции уходит на Запад – туда, где любят, понимают и по достоинству оценивают ручной труд, особенно если изделие соответствует высоким стандартам качества и британским традициям.
Со временем эти часы будут внесены в каталоги ведущих антикварных домов, станут предметом аукционных торгов, украсят часовые коллекции лучших мировых музеев и маститых коллекционеров. Основание для подобного оптимизма есть – это четкий контроль качества на всех стадиях производства и возрожденные рецепты старинного бронзового литья. Таких изделий по определению не может быть много.
Они априори уникальны. И дело тут не только в том, что каждая модель это limited edition. Самый искусный мастер не сможет создать полностью одинаковые часы, даже если очень сильно того захочет. Такие часы все равно будут отличаться в мельчайших деталях – в арабесках, рокайлях, пластике фигур и многом другом.
Много удивительного и интересного можно найти в салоне K.Mozer на Найтсбридж,40 в Лондоне. Поток любопытствующих, интересующихся и просто любителей ожившей старины и изысканных вещей не иссякает. Старому доброму часовщику есть чем гордится – его потомки достойно продолжают традицию часового дела и K.Mozer, смысл которой выражен фразой «Время в красоте, а красота во Времени».
Опубликовано в журнале "Мои Часы" №6-2004