Обзоры & сравнения

Franck Muller:Феномен Страны часов

Franck Muller не нуждается в представлении. Это едва ли не самые узнаваемые в мире часы класса de luxe. Это самый удачный проект из всех, появившихся в начале 90-х

Franck Muller не нуждается в представлении. Это едва ли не самые узнаваемые в мире часы класса de luxe. Это самый удачный проект из всех, появившихся в начале 90-х.

Наконец, это один из самых талантливых часовых мастеров современности. Но, как показали последние события, все это не главное. А главное, что Franck Muller Watchland SA – это одна из самых успешных и динамичных современных часовых компаний, создавшая собственную стратегию захвата рынка – столь же талантливую, как и часы, которые она производит.

Прямая роста
Прошлый год запомнился европейским производителям кризисом рынка товаров роскоши, настолько серьезным, что многие специалисты уже всерьез заговорили о том, что эра процветания закончилась, и наступил закат империи de luxe.

Многим маркам вообще предрекали банкротство и закрытие, чего к счастью не произошло. И если не считать потери прибыли, вылившейся в несколько громких увольнений топ-менеджеров, в целом можно считать, что ведущие часовые производители пережили этот трудный год с незначительными потерями.

Франк Мюллер

Кроме Franck Muller. В то время как все хватались за голову и думали о том, как хотя бы не растерять постоянных клиентов, на вилле Жанто (штаб квартире Franck Muller) с удовлетворением отмечали стремительный рост продаж. Производство выросло в 2003 году на 36,1%, то есть до 48 678 штук часов. Если в 2002 году доход компании вырос на 54%, то в 2003 этот показатель вырос еще на 20%.

В самой Franck Muller Watchland SA этот успех объясняют несколькими факторами, среди которых великолепная розничная сеть, хорошие отношения с владельцами магазинов и, едва ли не в первую очередь – удачным стартом сразу трех новых брэндов: ECW (2001 год), Pierre Kunz (2002) и Franck Muller Jewellery (2001).

Действительно, никто и не заметил, как компания из скромной монобрэндовой фирмы, работающей в основном на заказ для избранного круга клиентов, превратилась в мощный концерн, остановить успешный рост которого никому не под силу. Даже самому Франку Мюллеру.

Несмотря на то, что его имя весь прошлый год часто появлялось в часовой прессе в связи с многочисленными скандальными и почти детективными слухами о его разногласиях с компаньонами и даже уходе из собственной компании, позиции брэнда Franck Muller и компании Franck Muller Watchland SA становятся только прочнее. В чем же секрет непотопляемости фирмы?

Он такой один
Рассказ о Franck Muller хочется привычно начать с истории успеха самого 45-летнего Франка Мюллера. О том, как он закончил престижную часовую школу, затем приобрел известность, восстанавливая раритетные антикварные часы, пока не понял, что готов создавать и что-то свое. И в 1992 году вместе с компаньоном Вартаном Сирмейкесом основал компанию, названную собственным именем.

Но, во-первых, эта история известна сегодня почти каждому знатоку часов, а во-вторых, совсем не объясняет такого феноменального успеха компании. Часовой бизнес – одна из сильнейших отраслей современной Швейцарии, поэтому не удивительно, что талантливых часовых мастеров в этой стране очень много. В этом отношении Швейцарию можно сравнить с Исландией, где каждый второй житель – поэт.

Часовые школы ежегодно выпускали и выпускают сотни мастеров. Многие из них начинали свою деятельность именно с реставрации старинных часов и изучения часовой истории. И многие же, вдохновившись идеями и найдя средства, отваживались на запуск собственной часовой марки. Более того, многие достигли успеха.
И все же. Можно придумать несколько хороших идей. Можно создать брэнд и назвать его собственным именем. Можно заслужить признание знатоков и восхищение публики.

Но истинно всемирной известности и тотального узнавания, превратившегося в стопроцентный коммерческий успех, смог достичь именно Franck Muller.

Секрет Franck Muller
Конечно, многие г-на Мюллера не любят. Хотя бы за то, что, называя себя Master of Complications (мастер сложных часов), он ориентируется не на механизм, а на дизайн. То есть вначале придумывает как должны выглядеть часы, а уже только потом создает механизм с соответствующими «наворотами».

Это уже не искусство, считают «истинные» знатоки, а коммерция, подход к производству, сопоставимый с фэшн-брэндами. Так ведь Franck Muller его и придумал! Первоначальный успех марки был обусловлен именно тем, что часы изготавливались для клиентов, с тем, чтобы они могли ими не любоваться, а носить! «Зачем человеку покупать часы Franck Muller, если уже существуют Patek Philippe и Vacheron Constantin?» - задали себе вопрос компаньоны, и стали выяснять, чего же людям не хватает в современных дорогих часах.

Как оказалось, не хватает именно ярко выраженного фирменного дизайна. Классика - классикой, а часы должны «цеплять», притягивать внимание окружающих. Если сравнивать с автомобилями, что часы Franck Muller – это как Jaguar или Aston Martin на руке. К созданию дизайна последнего, кстати, приложил руку все тот же Мюллер. Это сейчас почти все часовые производители, даже те, которые никогда не изменяли стилю, завещанному предками, бросились разрабатывать яркий дизайн, который бы подчеркивал сложные функции.

Но Franck Muller уже далеко впереди – он не просто мастер сложных часов, но и настоящий мастер красивой презентации сложных часов.

Последнее относится не только к дизайну, но и тому, как Franck Muller представляет публике свои новые модели. В компании уверены, что уникальные часы достойны специально организованной премьеры. Поэтому в 1998 году Franck Muller отказался от участия в Женевском салоне и стал проводить свою собственную презентацию на вилле Жанто, назвав ее без ложной скромности Мировая Премьера Haute Horlogerie (WPHH).

Franck Muller Tourbillon Revolution 2

Расчет оказался верным: по размаху и освещенности премьера Franck Muller чуть ли не соперничает со всем SIHH. Более того, знаменитости и VIP-клиенты могут и не поехать толкаться с публикой на выставки, но «к Франку» заглянут обязательно. Кстати, Мюллер первый из часовщиков стал публичной фигурой и практически звездой шоу-бизнеса.
Если всемогущих глав Swatch Group или LVMH знают в лицо только специалисты, то молодой, коммуникабельный и талантливый Франк Мюллер до последнего времени был частым гостем глянцевых журналов. 

Три в одном
Совершенно неправильно полагать, что компания Franck Muller – это творческая сила одного Франка Мюллера, который сидит и постоянно придумывает что-то необычное на манер Алена Зильберштейна или Йорга Хайсека.

Watchland процветает независимо от своего создателя, потому что это уже мощное развитое производство с прекрасным оборудованием, профессиональным персоналом, часовыми мастерами, дизайнерами, собственной школой и четкой стратегией развития.

Как Disneyland намного пережил Уолта Диснея, так и Franck Muller Watchland SA – это проект, который ориентирован на процветание и в будущем, что наглядно подтверждает успех новых марок компании – Pierre Kunz и ECW. Их концепция изначально задумывалась так же, как и у первой марки концерна – это часы, четко ориентированные на конкретного клиента.

Поэтому и Pierre Kunz, и ECW – узнаваемы мгновенно и издалека и не похожи ни на какие другие, а каждая марка прочно ассоциируется с именем своего главы и креативного двигателя. Первая – с серьезным, часовым конструктором Пьером Кунцем, лучшим мастером Watchland.

Вызывающе сложные часы Pierre Kunz – это строгая, даже утрированная классика (прямые линии, большая разметка, настоящий мужской дизайн), которую мастер значительно модернизировал, добавив несколько оригинальных секторов циферблата. Конек Pierre Kunz – ретроградная индикация практически для всех дополнительных функций от календаря до секундной стрелки.

Вторая новая марка ECW (European Company Watch) также воссоздана сотрудником Franck Muller, динамичным итальянцем Роберто Карлотти, который сравнивает свои часы с танками: они такие же мощные, основательные и надежные. Их особенность в том, что массивные модели с виду напоминающие весомый брусок стали, на руке смотрятся удивительно органично благодаря тщательно выверенной конструкции и анатомической форме корпуса.

Интересно, что все три марки не просто объединены одним руководством, но и производятся в одном месте – в Watchland, которая по праву может называться «Страной часов», а не просто фабрикой. На большом участке земли расположено несколько производств, обеспечивающих полный цикл создания часов Сегодня на вилле Жанто и на принадлежащих группе фабриках еще в трех городах Швейцарии работает более 500 сотрудников, что свидетельствует о реальной мощности производства. Важнейшие подразделения Franck Muller Watchland SA - отделы дизайна и инноваций. Именно в них рождаются новые модели всех трех марок.

- Что касается механизмов, то количество компонентов наших сложных часов колеблется от 300 до 500, а может достигать и 1000. У нас уходит несколько лет на то, чтобы разработать концепцию механизма и понять, как ее воплотить в жизнь, а затем еще месяцы, чтобы довести рабочий прототип до практического совершенства» - говорят инженеры отдела исследований.

Девиз лаборатории Franck Muller Watchland SA – «Создать что-то новое можно всегда». Когда нас спрашивают, сколько же можно эксплуатировать тему турбийона – ведь здесь уже почти все придумано, мы отвечаем – создать что-то принципиально новое всегда можно. Главное - осмелиться. И это подтверждают наши ежегодные премьеры: Tourbillon Imperial, Tourbillon Revolution 2, Tourbillon Revolution 3. И мы не собираемся на этом останавливаться…

Franck Muller Aeternitas Version II Perpetual Calendar

Сейчас Franck Muller Watchland SA добился того, что все части часов изготавливаются на собственной мануфактуре: корпуса, циферблаты, браслеты, стекла, механизмы, причем даже ebauches (базовые механизмы, на которые затем добавляются complications).

Такая полная независимость компании от внешних поставщиков гарантирует качество продукции и позволит в дальнейшем развивать производство, привлекая даже новые марки.

Кроме того, все ювелирное производство, то есть работа с драгоценными металлами и огранка камней также находится на вилле Жанто. Именно это позволило компании создать собственную оригинальную линию ювелирных украшений, пользующуюся успехом во всем мире благодаря столь же узнаваемому дизайну, как коллекция Curves Cut, звездой которой является бриллиант огранки в форме корпуса часов Franck Muller.

Так что же такое Franck Muller?
Второй основатель компании и ее совладелец Вартан Сирмейкес долгое время находился в тени, но в прошлом году решительно вышел на авансцену. Про него известно, что с самого начала он занимался производством корпусов для Franck Muller, а также что идея создать ювелирное направление принадлежала именно ему, поскольку раньше г-н Сирмейкес занимался именно дистрибуцией ювелирных изделий.

И сейчас он убежден, что выбранная концепция компании как мини-группы из нескольких узнаваемых и немассовых марок будет по-прежнему приносить успех. Об верности выбранной  Сирмейкесом стратегии говорит такой факт, что в конце прошлого года сам Никола Хайек, глава Swatch Group выразил желание приобрести контрольный пакет акций Franck Muller Watchland S.A., на что получил отрицательный ответ.

Другой вопрос: что же происходит с самим Франком Мюллером? Неужели он действительно уйдет из своей компании?

Вартан Сирмейкес пояснил ситуацию так: «Я не знаю о планах Франка Мюллера, и он волен принять любое решение. Что для меня действительно важно – это Watchland».

Опубликовано в журнале "Мои Часы" №1-2008

Новое на сайте

Восстановление пароля

Пожалуйста, введите ваш E-mail:

Вход
Регистрация Забыли пароль?