Christophe Claret DualTow: Трактор с турбийоном
Кристоф Кларе отметил 20-летие своей компании, выпустив первые часы под собственным именем. Christophe Claret DualTow войдут в историю как первая модель с цепными индикаторами часов и минут и хронографом с боем
Кристоф Кларе отметил 20-летие своей компании, выпустив первые часы под собственным именем. Christophe Claret DualTow войдут в историю как первая модель с цепными индикаторами часов и минут и хронографом с боем.
Рано или поздно это должно было случиться. Да, в наш информационный век многие знают, что Кристоф Кларе – это человек, который создает сложнейшие модули для многих элитных марок. И все же, согласитесь, было бы несправедливо, не выпусти он часов с собственным именем на циферблате.
А сколько было таких мастеров, которые своими работами принесли славу великим швейцарским часовым брендам, но сами так и остались неизвестными солдатами часового дела. И сколько еще будет?..
Кларе – француз из Лиона. Прежде чем начать карьеру реставратора старинных часов, он изучал часовое дело в Женеве. В 1987 году владелец одной крупной швейцарской часовой фирмы попросил его разработать эксклюзивный механизм с минутным репетиром.
Для выполнения этого заказа Кристоф Кларе и основал собственную компанию Christophe Claret SA. Вкратце его специализацию можно охарактеризовать как создание сложных механизмов с применением авангардных технологий.
На презентации DualTow Кристоф Кларе признался: решение выпустить свои часы далось ему невероятно трудно. Дело отнюдь не в деньгах, которых ему, заваленному заказами, хватает, а если бы даже не хватило, то тут же нашлось бы немало спонсоров. Дело в том, что все ожидали от него не часов, а настоящего чуда.
По той логике, какие же фантастические часы он сам для себя сделает!? Если это он создал потрясающий вечный и астрономический календарь для Harry Winston Opus 4, минутный репетир с лепестковым циферблатом, который раздвигается как диафрагма фотокамеры, для de Grisogono, завораживающий орбитальный турбийон для Jean Dunand и многое другое!
Решимости ему придал последний проект с Maitres du Temps. Если уж американский продавец и старый добрый приятель Стив Хольцман выпустил с помощью Кларе, Роже Дюбуи и Питера Спик-Марина собственные часы, то Кристофу, как говорится, сам Бог велел. Набрался смелости и сделал.
Надо сказать, что первые часы с логотипом Christophe Claret – DualTow – превзошли самые смелые ожидания. Это турбийон, однокнопочный хронограф со звуковым индикатором выбора функций, но главное в них – невиданная линейно-цепная индикация часов и минут в виде двух каучуковых лент.
Она-то и дала название модели: DualTow означает в переводе «Гусеничный буксир». Впрочем, в механическом калибре СС20А, состоящем из 582 деталей, столько инноваций и находок, что специалисты спорят, какая из них важнее.
Кто-то восхищается гусеницами индикаторов, кого-то больше привлекает уникальный независимый модуль однокнопочного хронографа с планетарной передачей и остроумнейшей системой рычагов, которая намеренно выполнена по образу и подобию осьминога (а точнее, девятинога).
А чего стоит устройство, сопровождающее боем каждое нажатие на кнопку хронографа!? Удары внушительного молоточка по вытянувшемуся по всему периметру механизма гонгу из вороненой стали можно рассмотреть, перевернув часы, сквозь прямоугольное сапфировое окно в задней крышке.
Но предлагаю начать все же с линейных индикаторов часов и минут, выполненных в виде гусениц. Это первое, что бросается в глаза при взгляде на циферблат DualTow. Сам автор официально называет это устройство «индикатором ременного типа с интегрированной системой завода».
Две каучуковые гусеницы были разработаны по заказу Кларе, а потом изготовлены на одной из французских компаний. Часовая гусеница расположена слева, минутная – справа. В центре циферблата расположился мост турбийона из вороненой стали, который похож на матроса-сигнальщика в синей форме.
Только в руках у него не флажки, а трезубцы. В них-то и нужно считывать показания лент. Ленты с зубчатым зацеплением приводятся в движение при помощи четырех цилиндров. Они, кстати, выполнены в стиле ободов колес автомобиля Bugatti T35. Для вращения цилиндров, обремененных каучуковыми лентами, требуется изрядное количество энергии.
Поэтому от минутного и часового колес механизма к ведущим цилиндрам мастеру пришлось проложить дополнительные дифференциальные колесные передачи. Натяжение лент осуществляется с помощью регулировочных винтов.
При этом регулировка этого натяжного устройства чем-то схожа с принципами регулировки винтов, расположенных на ободе балансового колеса, потому что от их натяжения также зависит точность хода.
На мой вопрос, как часто придется регулировать натяжение гусениц, Кларе ответил, что, мол, «не чаще чем обычный баланс – раз в два-три года». При этом, как заверил меня Кларе, гусеницы не будут растягиваться, во что, если честно, верится с трудом.
Интегрированная система завода и коррекции показаний времени скрывается под минутной лентой. Кларе назвал ее интегрированной, поскольку заводной вал DualTow необычно короток – примерно полсантиметра длиной – и действительно не выходит даже за пределы правой гусеницы.
Два заводных барабана также стилизованы под диски Bugatti Е35, а их прозрачные крышки сделаны из сапфира. Они также имеют свою особенность: на крышки нанесена разметка. Это своеобразный и, пожалуй, самый точный и надежный индикатор запаса хода.
Как только диаметры заводных пружин достигнут красных меток – часы пора заводить. Не менее интересен и модуль однокнопочного хронографа с механизмом боя. Его-то Кларе запатентовал в первую очередь.
Благодаря применению планетарной передачи Кларе удалось обеспечить неизменную нагрузку на основной механизм независимо от того, включен хронограф или нет. Главный секрет в том, что ведущее колесо планетарной передачи (1) напрямую связано с механизмом, а потому находится в постоянном движении, даже когда хронограф не работает.
На этой же оси ведущего колеса планетарной передачи расположены также два колеса- сателлита (3), их фиксатор (2) и секундная стрелка (6) с кулачком (5). Пока хронограф выключен, постоянно вращаются только сама ось ведущего колеса и фиксатор сателлитов.
Как только вы запускаете хронограф, сателлиты блокируются и вращающий момент ведущего колеса передается на все три стрелки хронографа. Одновременно колонное колесо приводит в движение рычаги в виде лап осьминога.
Так как у хронографа три счетчика, таких планетарных систем три, а рычагов-«ног» – соответственно 9. Такая конструкция позволила обеспечить независимость модуля хронографа от часового механизма, и его запуск, остановка или обнуление показаний хронографа практически не сказываются на амплитуде баланса DualTow.
А еще одно достижение состоит в том, что стрелки хронографа стартуют мгновенно, тогда как в обычных часах они «ждут», пока колесо баланса не совершит полноценное полуколебание. Зачем помимо всего прочего Кристоф Кларе решил оснастить модуль хронографа еще и механизмом боя – честно говоря, загадка.
Это почти минутный репетир,только отключенный от часового механизма, но зато со сложной системой запуска и останова, центрифугой, молоточком и гонгом.
Впрочем, можно воспринимать этот уникальный, хотя и мало кому нужный «наворот» как шутку маэстро и напоминание, что Кристоф Кларе был и остается одним из лучших производителей минутных репетиров и прочих механизмов с боем.
А это все же самая знаковая модель в карьере Кларе, и в ней все должно быть совершенно – как снаружи, так и изнутри. Кстати, о внешности. Ее невозможно оценить с точки зрения эстетической совершенности – уж очень она авангардна и далека от классических произведений часового искусства.
Механизм DualTow полностью открыт взорам, а так как СС20А один из самых сложных калибров, придать ему безупречный вид было очень непросто. Но и здесь Кларе сумел отличиться. Уйдя от эстетики тончайших ручных узоров, он сделал выбор в пользу эстетики движения.
Вращающийся турбийон, ползущие гусеницы, шагающие «ноги»-рычаги, вращающиеся змеевидные стрелки хронографа интереснее и привлекательнее традиционных элементов роскоши. К тому же Кларе нашел замечательное решение в виде верхней платины механизма и циферблата из сапфира.
Кстати, все сапфировые детали изготовлены на его фирме, так как мастер решил, что если уж быть производителем, то только независимым с собственной мануфактурой. Корпус также отлит на мануфактуре Christophe Claret SA.
Он подчеркивает структуру механизма и оснащен подвижными ушками крепления ремешка, которые позволяют этим габаритным часам (42,75 x 48,20 мм) прекрасно сидеть на любом запястье.
Согласно еще одному актуальнейшему требованию времени DualTow выйдут лимитированной серией 68 экземпляров, каждый из которых будет уникален по материалам и цвету отделки. Кстати, понять, какой именно лучше всего подходит вам, довольно легко.
На посвященным этим замечательным часам сайте www.dualtow.ch есть конфигуратор, с помощью которого каждый может выбрать свою палитру красок. Так, модель в платиновом исполнении предлагается в версиях с родиевым покрытием, с напылением из золота или с черной позолотой.
Стрелки, мост турбийона, винты, крепящие сапфировый циферблат, вилки индикации часов и минут, равно как и детали дифференциалов, существуют в самых различных цветовых решениях. Это относится и к деталям, изготовленным из каучука.
Опубликовано в журнале "Мои Часы" №4-2009