Glashutte Original
Хотите собственными глазами увидеть, как рождаются шедевры часового искусства? Приезжайте в маленькую деревушку Гласхютте неподалеку от Дрездена. Именно здесь расположена самая открытая в мире часовая мануфактура
Хотите собственными глазами увидеть, как рождаются шедевры часового искусства? Приезжайте в маленькую деревушку Гласхютте неподалеку от Дрездена. Именно здесь расположена самая открытая в мире часовая мануфактура.
Иногда кажется, что правильные и скупые на излишества в дизайне немцы отводят душу в часах. Им мало сделать модель просто интересной или сложной. Им нужно, чтобы часы сияли, заставляли смотреть на них вновь и вновь, снимать с руки и любоваться совершенством и красотой удивительного механического организма. В своих престижных моделях немецкие часовщики стремятся показать всю красоту часового искусства. Переверните эти часы — и вы увидите настоящий театр времени.
Трехчетвертная декорированная платина, алые рубины, объятые золотыми шатонами, синие винты — все это одновременно и похоже и не похоже на шедевры, несущие Женевское клеймо. Фабрика Glashutte Original создана для того, чтобы каждый желающий смог оценить красоту процесса рождения часов. Уже в ее планировке была заложена концепция фабрики-театра, где каждый может рассмотреть, как создаются одни из самых сложных и красивых часов современности. Переступив порог здания, попадаешь в огромный пятиэтажный атриум, по периметру которого расположены балконы, а за стеклянными стенами — производственные цеха.
Вся жизнь мануфактуры оказывается на виду. При этом посетители, которым в Glashutte Original всегда рады, не мешают часовщикам работать. На стене около каждого цеха висят видеомониторы, и, нажав кнопку, можно посмотреть фильм, в деталях рассказывающий о каждой операции, выполняющейся рядом, за стеклом.
Так проектировщикам фабрики удалось убить минимум двух зайцев. Посетители не мешают мастерам, «не лезут под руку», что часто бывает на других мануфактурах. К тому же в профессионально снятом фильме намного лучше видны мелкие детали и особенности процесса, чем это можно рассмотреть, заглядывая через плечо мастера, а «электронный экскурсовод» в подробностях рассказывает о том, зачем нужна та или иная операция.
Так самая прозрачная в мире фабрика показывает, как делают самые красивые часы. Прозрачность прозрачностью, но есть на фабрике два отдела, чьи стены непроницаемы для посетителей. Это финансовый отдел и отдел новых разработок. И если про отдельные цифры, касающиеся экономики, вам еще могут рассказать, то о том, над чем именно работают проектировщики, — ни-ни. Открыто говорят лишь об общих принципах, которых придерживаются в Glashutte Original при создании часов: механизм должен вписываться в рамки традиционного немецкого стиля и наряду с высокой функциональностью быть максимально зрелищным.
Одновременно с разработкой конструкции механизма начинается процедура патентования особенно важных узлов и подготовка технической оснастки. Инструментальное производство — особая гордость Glashutte Original. Каждая деталь механизма уникальна, и для ее изготовления нужно создать десятки различных держателей, фрез, прессов, приспособлений для контроля размеров и декорирования и т.п. Помноженные на несколько сотен деталей, из которых состоит механизм часов, они превращаются в огромное количество уникального оборудования. Поэтому, несмотря на использование самых передовых технологий, путь от появления первого наброска до выхода готовых часов не быстр и иногда занимает до пяти лет. Glashutte Original — не «потешная деревня».
Здесь не только собирают часы, но и производят практически все компоненты механизма: мосты, колеса, винты и оси. Когда готова вся оснастка, в дело вступают станки. Высокоточное оборудование и умные обрабатывающие центры способны изготовить детали сложной формы, при этом обеспечив точность до 0,005 мм. Это вовсе не излишество: u1089 самая маленькая деталь часов имеет длину всего 0,4 мм. Но какими бы умелыми и точными ни были машины, ни одна деталь не попадет на стол сборщика, не побывав в руках человека.
Доработка, полировка, удаление мельчайших заусенцев, контроль размеров — прерогатива человека. Проверить точность изготовления компонентов и соответствие их формы помогают координатный микроскоп и специальные проекторы, увеличивающие тень от детали в пятьдесят раз и позволяющие сверить ее форму с шаблоном. Немецкий подход к качеству лучше всего характеризуют цифры: напри- мер, при изготовлении платины часов (металлический кругляшок диаметром чуть больше двух сантиметров, на котором монтируются остальные детали механизма) производится 80 контрольных замеров со стороны механизма и еще 30 — со стороны циферблата! Следующий этап — декорирование.
Немецкие мастера стремятся следовать лучшим традициям финишной обработки, и в их шедеврах нет ни одной детали, которая не прошла бы дополнительную обработку. Кстати, именно в Гласхютте впервые стали украшать узором и мосты, и колеса механизма. Было это в далеком 1868 году, но по сей день часы из маленькой саксонской деревушки считаются одними из самых красивых в мире.
В декорировании часто помогают раз- личные хитроумные станки, но большая часть операций выполняется вручную. Например, нанесение перлажа — узора, состоящего из сотен переходящих друг в друга кругов.
Чтобы часы сияли, как будто покрытые бриллиантами, требуется тонкое чувство металла, которое доступно лишь руке опытного мастера. Не менее трудоемка полировка: каждая деталь требует более получаса работы, и только тогда она начинает сиять, как звезда. При этом многие компоненты полируются в несколько этапов, материал с крупной фактурой сменяется более тонким, иногда довольно экзотическим.
Например, золоченые шатоны для установки камней на последнем этапе полируются оловом. Вручную, с помощью специальных приспособлений, снимают фаски деталей, которые должны располагаться строго под углом 45 градусов. Однако самым сложным остается ручная гравировка, в ходе которой мастер без шаблона наносит оригинальный узор на мосты и платину механизма. При этом гравировщик снимает такое количество материала, чтобы не испортить деталь и не изменить ее технических параметров.
До двух дней уходит у мастера на то, чтобы превратить заготовку в уникальную деталь часов. А чтобы глазу открылись все тонкости выгравированных изгибов и граней, дета- ли проходят дополнительную обработку, результатом которой становится объединение теплоты золота и яркости родия. Приверженность Glashutte Original традициям часового дела проявляется и в выборе способа нанесения на детали золотого слоя: здесь используют самый старый — гальванический — метод.
После нанесения золотого слоя гравировка заполняется защитным лаком, деталь покрывается роди- ем, а после удаления лака она получает законченный вид: золотые узоры изыскан- но переплетаются на серебристом фоне. Когда все детали часов готовы, к работе приступают сборщики. На то, чтобы набор мельчайших компонентов превратился в часы и ожил, уходит до нескольких дней. Это не удивительно, ведь главный конек Glashutte Original — сложные механизмы, а, например, минутный репетир состоит из 500 деталей, которые нужно не только собрать, но и отрегулировать.
Уже готовые часы попадают в лабораторию, где в течение четырех недель испытываются на водонепроницаемость, воздействие температур и т.д. Кроме того, работа часов проверяется на специальных вращающихся стендах, которые моделируют ношение часов. И если все в порядке, часы получают порядковый номер и становятся полноправным членом семьи Glashutte Original.
Опубликовано в журнале "Мои Часы" №6-2008