Jaeger-LeCoultre: прирученный вихрь
Великий Авраам-Луи Бреге первым из часовщиков пришел к совершенно справедливому выводу, что сила земного притяжения влияет на точность хода часов, и создал турбийон – устройство, компенсирующее воздействие гравитации на баланс. Но мало кто помнит, что Бреге создавал турбийон для карманных часов, которые в 1795 году имели только степенные состоятельные люди...
Великий Авраам-Луи Бреге первым из часовщиков пришел к совершенно справедливому выводу, что сила земного притяжения влияет на точность хода часов, и создал турбийон – устройство, компенсирующее воздействие гравитации на баланс. Но мало кто помнит, что Бреге создавал турбийон для карманных часов, которые в 1795 году имели только степенные состоятельные люди. Часы хранились у них в специальном карманчике сюртука вертикально (и только у очень полных людей под углом градусов этак 45-50). И так как Бреге создавал его в расчете на вертикальное положение, то именно в нем модуль работает эффективно. И именно в таком положении в обычных часах из-за неуравновешенности системы "баланс - спираль" гравитация то ускоряет, то замедляет вращение баланса, то есть, говоря научно, вызывает позиционную погрешность хода.
Бреге поместил баланс и спуск в специальную вращающуюся клетку (мы привыкли ее называть более благозвучно – каретка). Каретка представляет собой часть колесной передачи часового механизма, но, в отличие от простых колес, она обеспечивает одновременно и определенную скорость вращения самой себя (обычно один оборот в минуту), и требуемую скорость вращения колесной системы часов в целом. При вращении каретки воздействие гравитации в разные моменты времени компенсировалось, за счет чего возрастала точность.
О турбийоне забыли в начале ХХ века. Дело не только в том, что появились новые материалы и технологии, которые позволили и без антигравитационного эффекта сократить погрешность хода до нескольких секунд в сутки. Главными виновниками исчезновения турбийонов стали наручные часы. С их появлением гениальная изначально идея Бреге потеряла актуальность - часы стали вести слишком подвижный образ жизни, а о создании многоосных турбийонов часовые мастера при тогдашней технической оснащенности могли только грезить.
Прорыв случился в 2004 году, когда сразу три компании - Jaeger-LeCoultre, Franck Muller и Greubel & Forsey - представили многоосные турбийоны. Но первой поставила производство многоосного турбийона на поток мощная мануфактура из Ле-Сентье – Jaeger-LeCoultre. И именно Jaeger-LeCoultre Gyrotourbillon I в круглом платиновом корпусе вошел в историю как первый двухосный турбийон, который компенсирует позиционную погрешность хода при изменении положения часов в пространстве.
Работает эта система так: большая внешняя ультралегкая каретка, совершающая один оборот за минуту, вращается под углом 90 градусов относительно циферблата. А внутри нее под тем же углом 90 градусов со скоростью 1 оборот за 18,5 секунды вращается еще одна - малая - каретка с узлом "баланс – спираль" внутри. Таким образом, перекрестное вращение компенсирует позиционную погрешность хода часов в разные моменты времени вдвое эффективнее. Поэтому часы и получили название гиротурбийон по аналогии по аналогии с обычной схемой подвеса гироскопов.
Как заверили в компании, ни одни из выпущенных лимитированной серией 50 экземпляров часов на мануфактуру для ремонта не вернулись. Значит, надежность и совершенство гиротурбийона доказали не только знаменитые 1000-часовые тесты, но и сама жизнь. А потому в этом году Jaeger-LeCoultre выпустила вторую версию своего гиротурбийона. На этот раз в своей главной модели-иконе Reverso.
Reverso Gyrotourbillon 2 представляет собой усовершенствованную версию гиротурбийона. Скорости их вращения остались прежними: большая внешняя совершает оборот вокруг своей оси за минуту, внутренняя - за 18,75 секунды. Основные усовершенствования претерпело "сердце" часов – узел "баланс - спираль". Во-первых, колесо баланса стало больше в диаметре, а частота колебаний выросла с 21 600 до 28 800 пк/ч, что позволило повысить точность часов. Кроме того, оно изготовлено из золота, что повысило момент инерции до 12,5 мГ х см2.
Очаровательный Jaeger-LeCoultre выглядит необыкновенно хрупким, но впечатление обманчиво. Двухосный сферический турбийон способен выдержать весьма серьезные жизненные потрясения, так как оборудован аж шестью противоударными системами: по паре на каждую из кареток и еще две, защищающие колесо баланса.
Кроме того, у второй версии гиротурбийона совершенно иная спираль - не плоская, а цилиндрическая из вороненой стали и с концевыми кривыми при внешнем и внутреннем креплении. Такую спираль запатентовал в 1782 году английский мастер Джон Арнольд. Она обеспечивала практически совершенный изохронизм, но была крайне сложна в производстве. А кроме того, обладала еще одним недостатком - занимала по высоте так много места, что в карманных часах просто не помещалась, потому использовали ее исключительно в морских хронометрах. После нескольких лет экспериментов мастера Jaeger-LeCoultre смогли изготовить и внедрить спираль Арнольда в наручные часы и заявили, что она "бесконечно лучше" обычных брегетированных плоских спиралей.
В Reverso Gyrotourbillon 2 значительно улучшен узел заводного барабана. Он изготовлен из сапфира, чтобы снизить трение заводной пружины, и оснащен особым устройством - блокиратором, который выполняет две функции: не позволяет пружине взводиться слишком сильно, а также полностью распускаться. Блокиратор останавливает механизм за несколько часов до того, как энергия полностью иссякнет. Поэтому запас хода Reverso Gyrotourbillon 2 строго ограничен 50 часами. Индикатор запаса хода в полном одиночестве красуется на обратной стороне корпуса.
Однако новый гиротурбийон функционально ограничен: кроме индикатора запаса хода с лицевой стороны корпуса вы можете увидеть лишь часовую и минутную стрелки, индикатор секунд в модуле турбийона и 24-часовой указатель времени суток у отметки "9 часов".
На этот шаг создатели Reverso Gyrotourbillon 2 пошли намеренно, задумывая не сверхсложные часы (после Reverso a Triptique это вообще бессмысленно), а гимн красоте своей титульной модели и самого привлекательного из усложнений, то есть Reverso и турбийона. Поэтому циферблат выполнен из минерального стекла, а разметка нанесена тонкими арабскими цифрами.
Из-за необычной высоты сферического турбийона для уникального калибра JLC 174, состоящего из 371 детали, пришлось разрабатывать и производить совершенно новый корпус Reverso высотой 15,8 мм. Он состоит из 50 деталей и изготовлен из платины 950 пробы. На отметке "5 часов" (или "7 часов", если корпус находится в перевернутом виде) расположен фиксатор, предотвращающий случайное переворачивание корпуса.
Платина и мосты механизма, украшенного по канонам Женевского клейма, сделаны из нейзильбера и вручную декорированы узорами Clues de Paris, Cotes de Geneve и перлаж. Их серебристо-стальной оттенок эффектно контрастирует с покрытыми желтым золотом колесами. Модель выйдет лимитированной серией в 75 экземпляров.