Audemars Piguet: Royal Oak Carbon Concept Tourbillon and Chronograph
Carbon Concept Tourbillon and Chronograph Углепластик, он же карбон, — самый актуальный материал в современном часовом искусстве
Carbon Concept Tourbillon and Chronograph Углепластик, он же карбон, — самый актуальный материал в современном часовом искусстве. Именно в искусстве, а не в часовом деле, поскольку подавляющее большинство компаний используют его в качестве отделочного материала: украшают им циферблаты, корпуса, ободки и браслеты.
Первой, кто всерьез задумался о более глубоком внедрении перспективного сверхпрочного и почти невесомого материала в часовое дело, стала прославленная швейцарская компания из Ле-Брассуса Audemars Piguet.
В прошлом году она представила яхтенный хронограф в корпусе из так называемого кованого карбона. Кованый карбон (forged carbon) — это легчайший углеродистый материал, превосходящий по прочности сталь.
Его получают с помощью довольно сложной технологии. Нить углеволокна измельчают и перемалывают в «промышленном комбайне» с разными ингредиентами. Затем этот «фарш» расплавляют и резко остужают под прессом.
Материалы из углепластика, приготовленные по схожему рецепту, уже используются в авиации, но Audemars Piguet изобрел собственную технологию, решив, что кованый карбон для часового дела должен иметь несколько иную структуру.
Результат превзошел ожидания даже самих производителей. Сложные часы Royal Oak Alinghi Team Chronograph 2007 с новейшим модулем обратного отсчета получились необычайно легкими, а корпус настолько прочным, что рекламная кампания модели была построена вокруг фотографии, на которой часы представлены как связующее звено между парусными фалами.
Однако Audemars Piguet продолжила изучать свойства углепластика и создавать на его основе новые материалы. Следующим шагом стало изобретение так называемого аморфного карбона (amorphous carbon) — изначально жидкой субстанции, которая после охлаждения твердеет так, что может выполнять роль и защитного покрытия, и даже контактной поверхности деталей механизма.
Дебютировал этот материал уже в нынешнем году в механизме часов Royal Oak Carbon Concept Tourbillon and Chronograph. Этот концепт-хронограф с турбийоном, представленный компанией Audemars Piguet на последней выставке в Женеве, лишь формально представляет собой развитие прошлогоднего яхтенного хронографа.
Модели схожи только цветом корпуса и материалом, из которого он изготовлен. Но на самом деле Royal Oak Carbon Concept Tourbillon and Chronograph — это настоящий концепт, то есть часы будущего, с массой интереснейших инноваций, принципиально новым, куда более сложным механизмом.
Достаточно сказать, что из кованого карбона в концепт-часах выполнен не только легчайший корпус, но и платина механизма 2895! А некоторые детали этого калибра изготовлены из анодированного алюминия, бериллия u1080 и покрыты аморфным карбоном.
Часы значительно усложнились, обрели множество дополнительных функций, но стали при этом практически невесомыми. Ведь в Audemars Piguet решили максимально облегчить их вес за счет использования новых материалов не только в корпусе и механизме, но и в других деталях.
Так, фирменный мощный 8-гранный ободок, заводная головка и кнопки хронографа здесь сделаны из легчайшей прочнейшей керамики. Зачем нужно было устраивать экстремальную сгонку веса, ведь многие люди как раз любят ощущать на запястье приятную тяжесть, которая косвенно напоминает им, что корпус их часов изготовлен из весомых драгоценных металлов, а внутри тикает сложный механический калибр, а не пластиковый кварц?
Во-первых, не стоит забывать, что это концепт-часы. И Audemars Piguet отстаивал здесь идею правомерности и перспективности использования углепластиковых материалов в часовом деле.
Во-вторых, это профессиональные часы для яхтсменов лучшего экипажа в мире — двукратного обладателя «Кубка Америки» Alinghi Team. Эти ребята во время гонок вкалывают так, что для них каждый лишний грамм реально осложняет жизнь.
К тому же, как утверждают создатели, карбоновые платина и мосты гораздо эффективнее обычных уберегают каретку турбийона от последствий ударов. Именно они позволили мастерам впервые откакаться в концептуальном Royal Oak от уже привычного алюминиевого моста в виде «гармошки», который прежде фиксировал каретку турбийона.
Кстати, большая часть 70 деталей каретки турбийона изготовлена из анодированного алюминия, что позволило снизить ее вес до 0,45 грамма. Для прочности, долговечности и красоты детали турбийона покрыты титановым PVD-напылением двух цветов: черного и серебристо- металлического.
Впрочем, калибр с ручным заводом AP 2895 можно назвать главным достоинством концепт-часов. Он совсем не похож ни на механизмы, использовавшиеся в линии Royal Oak, ни на турбийон с линейным индикатором запаса хода и динамометром Calibre 2896 для Royal Oak Concept, который был выпущен компанией APRP по разработкам Ришара Милля.
Тем более он не имеет ничего общего с автоматическими хронографами и часами с другими функциями на базе калибров Jaeger-LeCoultre 889. Calibre 2895 целиком и полностью разработан и произведен на мануфактуре Audemars Piguet.
Так что Royal Oak Carbon Concept Tourbillon and Chronograph именуются концептуальными еще и потому, что отражают главную идею развития АР: обретение полной производственной, технической и технологической независимости.
С прежними калибрами его роднит разве что селектор, то есть индикатор положения заводной головки, на отметке «6 часов» с буквами H (можно корректировать показания стрелок), N (обычное положение) и R (можно заводить). Все остальное — инновации, родившиеся в Ле-Брассусе.
Взять хотя бы индикатор запаса хода. Мастера Audemars Piguet придумали и запатентовали его еще в 1885 году, а сейчас адаптировали к калибру для наручных часов. Он просто уникален: вместо традиционной сложной планетарной передачи — два конуса, один из которых путешествует вверх (во время роспуска пружины) и вниз (во время завода) по оси заводного барабана.
Он контактирует со вторым конусом, который расположен горизонтально и трансформирует информацию конуса- путешественника в показания стрелки индикатора запаса хода на отметке «12 часов».
Конусы изготовлены из медного сплава с добавлением бериллия и покрыты аморфным карбоном, потому что, согласно расчетам создателей, углепластик такого рода имеет просто отменные скользящие свойства и обеспечивает таким образом потрясающую точность показаний индикатора запаса хода.
Цапфы всех осей индикатора имеют дополнительную фиксацию и защиту в виде рубиновых шатонов. Но, пожалуй, еще больший интерес представляет сам узел из двух заводных барабанов, который инженеры назвали rapid-rotation twin-barrel system — система сдвоенных барабанов ускоренного вращения.
Раньше я удивлялся тому, какое значение мастера АР придают скорости вращения и числу суточных оборотов заводного барабана — в конце концов все они вращаются примерно одинаково.
Сравнивал это с маниакальной точностью известной немецкой компании, информировавшей, что ремешок данной модели изготовлен из кожи теленка, взращенного до N-месячного возраста в провинции такой-то, и имеет 172 стежка.
Но, как выяснилось, инженеры разрабатывали специальную систему, которая отчасти выполняет задачу обеспечения постояного момента силы. Барабаны Royal Oak Carbon Concept Tourbillon and Chronograph вращаются со скоростью 2 оборота в сутки.
Что это дает? При потенциальном запасе хода 290 часов специальные фиксаторы не позволяют барабанам совершать более 19,75 оборота в течение 237 часов, после чего останавливают часы.
Характеристики пружин подобраны так, что сила, которую они передают колесной передаче механизма, остается в течение всех указанных 237 часов постоянной. Таким образом, этим часам не ведомы зоны чрезмерного завода и роспуска пружин, а значит, баланс колеблется с постоянной амплитудой и часы идут точно, без замедлений и ускорений.
Но и на этом список инноваций Royal Oak Carbon Concept Tourbillon and Chronograph не исчерпывается. Наблюдать за работой линейного 30-минутного счетчика — занятие сродни медитации.
По правой вертикальной шкале, размеченной от 0 до 9, двигается мост с прямоугольными отверстиями. Напротив какой цифры открывается окно, такая минута сейчас и истекает. С наступлением 10-й минуты правый мост прыгает вверх в исходное положение, зато начинает опускаться левый мост. Черная метка появляется напротив цифры «1» левой шкалы, где показываются десятки минут…
Очень жаль, что Audemars Piguet еще не окончила u1086 оформление патента на это изобретение, и я пока не могу рассказать, как он работает. Ну и, наконец, последним (но не менее важным) достоинством этого концепта я назвал бы отсутствие циферблата.
Это дает возможность владельцу часов все время наслаждаться работой одного из самых интересных современных механизмов, который декорирован хотя и вручную, но по совершенно новым эстетическим стандартам. Может, это и есть новая концепция красоты женевских часов?
Опубликовано в журнале "Мои Часы" №5-2008