Концепт концептов. Jaeger-LeCoultre Master Compressor Extreme LAB
«…Нисколько не стоят! Это всего лишь концепт, — уже в пятый раз упрямо отвечает журналистам директор по коммуникациям Jaeger-LeCoultre Стефан Бельмон. — Да, в отличие от концептов других фирм, наш Master Compressor Extreme LAB прекрасно работает
«…Нисколько не стоят! Это всего лишь концепт, — уже в пятый раз упрямо отвечает журналистам директор по коммуникациям Jaeger-LeCoultre Стефан Бельмон. — Да, в отличие от концептов других фирм, наш Master Compressor Extreme LAB прекрасно работает. Но мы все равно не собираемся запускать его в коммерческую серию…»
Последние несколько лет весенние часовые выставки впору называть гонкой концептов. Не проходит и года, чтобы мы не увидели 4—5 суперчасов. И хотя в этом году их было немного, Jaeger-LeCoultre Master Compressor Extreme LAB можно назвать главным концептом последнего десятилетия.
Абсолютное большинство концепт-часов и новых разработок нацелены на то, чтобы за счет броской внешности привлечь внимание возможно большего числа потенциальных покупателей и журналистов. В полном соответствии с пословицей «Пустой кувшин гремит сильнее, чем полный», чем более яркой является новинка внешне, тем меньше в ней по-настоящему интересных технических решений.
Нередко такие суперчасы не только не работают в момент презентации, но так никогда и не бывают доведены до коммерческого варианта, несмотря на заверения менеджеров в обратном. В отличие от них Master Compressor Extreme LAB — это полностью работоспособные часы, содержащие в себе несколько десятков принципиально новых идей и решений.
Внешне Master Compressor Extreme LAB — просто часы с ультрамодным ныне дизайном. Карбон, полиуретан, сложный циферблат, черно-красные цвета. Правда, что-то с самого начала кажется необычным и заставляет вглядеться в них внимательнее. Присмотревшись, понимаешь, что такое ощущение вызвали два момента: необычный узел баланса и как-то слишком уж скромно примостившееся на нижнем срезе циферблата название производителя — Jaeger-LeCoultre.
Что произошло, ради чего великий брэнд согласился по сути убрать свой логотип с часов, что он хотел этим сказать, что показать? А показать есть что. Собственно, несмотря на внешнюю и конструктивную схожесть с обычными часами, каждая деталь в Master Compressor Extreme LAB необычна. Инженеры Jaeger-LeCoultre поставили перед собой цель создать совершенные механические часы. То есть часы, которые, не нарушая канонов традиционной механики, работали бы на совершенно ином высочайшем технологическом уровне.
Каждая деталь механизма была тщательно проанализирована на предмет того, что можно было бы улучшить для достижения более высоких показателей точности и надежности. Не подмажешь… Начнем с того, что Master Compressor Extreme LAB — это пер- вые в мире часы, в которых полностью отсутствует смазка. Она им не нужна.
С самого момента появления механические часы были немыслимы без смазки. Почему? Да потому, что, только с точки зрения человека, заводная пружина кажется маленькой и слабой. Для миниатюрных деталей часов она — мощнейший двигатель, развивающий колоссальное усилие. Чтобы уменьшить трение и износ деталей, в местах соединения трущихся поверхностей в часах использовали различные типы смазки: жидкое масло для деталей, имеющих большую скорость вращения (ось баланса), и густую похожую на жир мазь для мест, где скорость низка, но развивается значительное давление (заводной барабан).
Однако, решая одни проблемы, смазка вызывает много других. Мельчайшая пыль и частицы металла оседают на смазке, смешиваются с нею, превращаясь в абразивную пасту. Свойства масла сильно зависят от температуры: на холоде оно застывает, что приводит к остановке часов, а на жаре, наоборот, становится слишком жидким и вытекает из тех мест, где ей положено быть. Даже изменение влажности воздуха сказываются на свойствах смазки и, как следствие, на точности хода часов.
Вдобавок ко всему со временем она стареет, густеет и из помощника в борьбе с трением превращается во врага. Именно поэтому производители рекомендуют раз в 3—5 лет непременно посещать мастер- скую, даже если часы исправно ходят. Там часовщик полностью разберет механизм, отмоет детали от остатков старой смазки, соберет и смажет их заново. Из-за всех этих неприятных свойств смазки часовщики с давних лет пытаются минимизировать ее присутствие в механизме.
Так, одно из ключевых преимуществ коаксиального хода Omega заключается в том, что благодаря особой конструкции трение между палетами анкерной вилки и анкерным колесом снижено до минимума, что позволило отказаться от смазки палет. Во многом аналогичные решения предлагают Audemars Piguet, Ulysse Nardin. Несколько по-иному подошли к вопросу в Patek Philippe: здесь изменили материалы узла спуска при неизменной конструкции.
Однако во всех этих механизмах смазка уходила только из одного узла — палет анкерной вилки. В барабане, опорах баланса u1080 и анкерной вилки, на других деталях она сохранялась. Специалисты Jaeger-LeCoultre поставили перед собой задачу создать такие часы, в которых масло не было бы нужно вообще. Чтобы решить ее, потребовалось около двух лет непрерывных исследований. Первый успешный шаг на пути к созданию несмазываемых узлов Jaeger-LeCoultre сделал в 2002 году.
Тогда компания заменила металлические шарики в подшипнике ротора автоподзавода на керамические, за счет чего удалось повысить эффективность автоподзавода. Теперь инженеры Jaeger-LeCoultre нашли новые материалы и их комбинации и совершили воистину исторический рывок. Принципиально новый, никогда ранее не использовавшийся в часах материал карбонитрид, зарегистрированный под маркой «изиум» (Easium, что можно перевести как «простой»), позволяет совершить настоящий прорыв в будущее.
Он обладает уникально высокой твердостью и позволяет изготавливать подшипники и опоры, способные работать без какой- либо смазки. Поэтому в новом калибре 988С изиум заменил традиционные рубины и подшипники, требующие смазки. Цапфы оси баланса в новом калибре отполированы, специальным образом обработаны и установлены на опоры из изиума.
Причем из изиума изготовлены как сквозные, так и опорные камни. Из него же сделаны и опоры каретки турбийона. Напрасно искать в новом механизме и традиционные красные рубиновые палеты анкерной вилки. На их месте можно обнаружить камни из сверкающего черного материала. Вместо рубина здесь использован монокристаллический черный бриллиант, синтетический материал, обладающий твердостью натурального алмаза, но при этом еще более высокими механическими свойствами.
Спусковое колесо, вместо традиционной латуни, изготовлено из кремния. Пара «бриллиант-кремний» не требует какой-либо смазки на протяжении всего срока службы часов. Цапфы всех осей и зубья трибов подверглись специальной обработке, что также устраняет потребность в смазке. Нет смазки и на другом конце механизма — в барабане.
Традиционная смазка заменена графитовой пудрой, которая и обеспечивает гладкое свободное разворачивание заводной пружины. Молекулярная структура графита напоминает множество мельчайших скользящих друг по другу пластинок, и в отличие от традиционной смазки, свойства графитовой не меняются ни со временем, ни от температуры, ни от уровня влажности. Подвергся изменениям и механизм автоподзавода. Для уменьшения трения здесь не просто использовали уже знакомый нам керамический шарикоподшипник.
Сама конструкция ротора также была пересмотрена с тем, чтобы уменьшить нагрузку на подшипник: груз из сплава иридия и платины закреплен на карбоновых лепестках. Карбон позволяет снизить общий вес ротора и обеспечивает боль- шую жесткость, а сверхтяжелый груз повышает эффективность автоподзавода. Даже такая мелочь, как рычаг переклю- чения календаря, в калибре 988С также выполнен без смазки: на кончике рычага закреплен камень. Правда, здесь инже- неры фирмы сочли, что будет достаточно и обычного синтетического рубина.
Опровержение канонов
Одной из незыблемых частей механических часов считается баланс. Но работая над калибром 988С, инженеры Jaeger-LeCoultre проанализировали и эту, казалось бы, в принципе не поддающуюся модернизации деталь. В результате выяснилось, что традиционная круглая форма отнюдь не является для баланса оптимальной.
Исследования показали, что существует зависимость между площадью поверхности баланса и его аэродинамическим сопротивлением: чем больше площадь, тем больше воздуха «возит» с собой баланс при каждом изменении направления движения. Соответственно, это требует большего расхода энергии и вредит точности.
Новая форма баланса, предложенная Jaeger-LeCoultre, в паре с использованием исключительно тяжелого материала (сплава платины и иридия) позволили уменьшить поверхностное трение. Такой баланс обладает прежним моментом инерции, но требует меньше энергии для поддержания колебаний. Геометрия баланса была пересмотрена и еще с одной целью: увеличить соотношение между моментом инерции баланса и его массой.
Большой момент инерции обеспечивает стабильность колебаний и их независимость от различных повседневных воздействий, возникающих при носке часов: вибрации, удары и т. п. Однако обычно для повышения момента инерции баланс делали тяжелым, что приводило к различным отрицательным последствиям. Так, тяжелый баланс требовал для поддержания колебаний большего импульса, что означало увеличение потерь на трение в колесной передаче.
Большая масса обода приводила к значительному разбросу показаний точности хода часов в вер- тикальном и горизонтальном положении. Плюс ко всему тяжелый баланс увеличивал нагрузку на цапфы оси, что повышало риск их поломки при ударе. Баланс калибра 988С был оптимизирован для того, чтобы снизить его общую массу без ущерба для момента инерции. В результате вместо традиционного обода мы видим как бы два металлических сектора аэродиномической формы, закрепленных на легких перекладинах.
Такая форма позволила в несколько раз увеличить искомое соотношение момента инерции и массы. А уменьшившийся при этом вес баланса позволяет гораздо проще отрегулировать точность хода часов в различных положениях. Разумеется, на Jaeger-LeCoultre не обошли стороной и такую деталь, как волосок.
При сжатии-распускании витки любой спирали стремятся изменить концентрическую форму, что ухудшает изохронизм колебаний. Более 200 лет назад Филипс рассчитал идеальную форму внешнего конца спирали, которая обеспечивала бы строго концентрическое сжатие, а Бреге предложил практический способ обеспечения этой формы в виде чуть поднятого последнего витка. Создатели калибра 988С пошли дальше: они применили похожий подход и к внутреннему концу спирали.
Особый изгиб волоска вблизи крепления к оси баланса в паре с концевой кривой Бреге гарантирует строго концентрическое расширение спирали и повышает изохронизм колебаний системы «баланс-спираль». Настройка точности хода калибра 988С производится путем регулировки специальных винтов, размещенных на лапках баланса. Эти винты утоплены внутрь лапок баланса, что позволяет обеспечить ему исключительные аэродинамические характеристики.
Принципиально новые материалы были использованы практически во всех узлах калибра 988С. Так, каретка турбийона сделана из единого куска магниевого сплава, который весит в два с половиной раза меньше титана. Это (равно как и легкое кремниевое спусковое колесо) позволило существенно уменьшить вес турбийона и понизить потери энергии на трение.
Даже мосты сделаны не из традиционной латуни или нойзильбера, а из нового в часовом деле материала — Ticalium, который представляет собой сплав алюминия и карбида титана. Ticalium обладает на 20 процентов большей жесткостью, чем алюминий, и при этом столь же легок.
Новый корпус
Корпус Master Compressor Extreme LAB не только подчеркивает уникальные технические особенности механизма, но и по сути является его продолжением: помимо ультрасовременного дизайна его конструкция обеспечивает высочайшую защиту от внешних воздействий.
Не зря же при создании корпуса этих часов были зарегистрированы три патента! Первый касается оригинальной структуры корпуса: внутренний карбоновый корпус установлен в титановом кольце. Безель корпуса изготовлен из карбонитрида кремния — материала, который легче и тверже используемой во многих часах керамики. Выбирая столь необычные материалы и конструкцию, инженеры стремились снизить вес часов. А попутно они получили совершенно завораживающий визуальный эффект.
Второй патент касается промежуточного корпуса-сайлентблока, выполненного из красного полиуретана. Он является соединительным элементом между механизмом и внешним титановым корпусом часов и решает сразу две задачи. Во-первых, защищает механизм от проникновения влаги через отверстие для заводной головки. Механизм и заводной вал как бы «плавают» внутри полиуретанового корпуса, и ни в едином месте металл механизма не касается металла корпуса.
Это означает второе преимущество конструкции: она демпфирует удары и вибрацию, не передавая их на механизм. Ну а третий патент касается оригинальной системы крепления ремешка, которая обеспечивает точную подгонку ремешка под руку владельца. В результате получились совершенно уникальные, почти невесомые часы, дающие владельцу непередаваемый комфорт и сверхактуальный внешний вид.
Не все на продажу
Master Compressor Extreme LAB — не просто разработка, существующая в виде эскизов и промомультфильма. На выставке в Женеве эти часы прекрасно работали, подтверждая высочайшую компетентность инженеров Jaeger-LeCoultre. Тем не менее компания не намерена пускать их в серийное производство.
«Эти часы — прежде всего полигон для исследований. В них слишком много нового, нуждающегося в тщательной и долгой проверке, чтобы сразу отправлять их клиентам, — гово- рит Стефан Бельмон. — На этих часах мы будем отрабатывать и совершенствовать наши новые технологии и затем, по одному-двум элементам, будем переносить их в массовые модели, которые смогут приобрести все любители часов».
Такой подход выглядит крайне необычно в наше время, когда большинство компаний в погоне за прибылью готовы продать клиенту даже то изделие, которое не работает и никогда не будет работать. Но именно честное отношение к покупателям и отличает фирмы со столетней историей от неофитов. И такой подход Jaeger- LeCoultre к делу заслуживает не меньшего уважения, чем лучший концепт последнего десятилетия.
Опубликовано в журнале "Мои Часы" №2-2007