Искусство & технологии

Minerva. Институт часового разума

Минерва – это римский аналог древнегреческой Афины Паллады, то есть богиня разума и войны. В затерявшейся в Юрских горах деревушке Виллерет, где расположилась Minerva – элитная мануфактура

Минерва – это римский аналог древнегреческой Афины Паллады, то есть богиня разума и войны. В затерявшейся в Юрских горах деревушке Виллерет, где расположилась Minerva – элитная мануфактура, принадлежащая компании Montblanc, войн никогда не было. Зато здесь царит культ мудрости – часовой мудрости.

Крохотное местечко Виллерет – типичная швейцарская современная горная деревушка в долине Сен-Имье, что в Юрских горах. Она разделена узкой асфальтированной дорогой с гордым именем Рю Принсипаль (Главная улица), по обочинам которой среди апрельских сугробов расположились каменно-деревянные шале. Не будь здесь нескольких производственных зданий, Виллерет и вовсе имел бы классически пасторальный облик. Самое большое и представительное здание, что вытянулось вдоль дороги, украшено тремя флагами – национальным швейцарским и двумя фирменными с логотипами и надписями компаний Montblanc и Minerva.

Однако «большое и представительное» оно по местным масштабам – метров 50 в длину и 12 в высоту. Во фронтоне – технологический уступ для подъезда. Иначе любая остановившаяся машина может перекрыть движение. Есть две парковки и по бокам здания – небольшие, максимум на 20 машин. Как выяснилось, больше и не нужно, так как монблановцы – новые владельцы одной из старейших часовых мануфактур Швейцарии – постарались сохранить здесь все точно так же, как было 151 год тому назад.

Здание лишь обновилось внешне и внутренне, да и в некоторых цехах появилось новейшее оборудование, притом что все старое осталось на местах. Украшающую двери табличку Institut Minerva de Recherche en Haute Horlogerie можно перевести как «Научно-исследовательский институт Высокого часового искусства Минерва». Нас встречают двое: «декан», то есть бизнес-директор Montblanc Александр Шмидт, и ведущий профессор – он же лучший мастер Деметрио Кабидду.

Мануфактура Minerva

Вдвоем они прекрасно символизируют современный статус Minerva. Шмидт – высоченный утонченный и даже несколько вальяжный совсем еще молодой человек, говорящий на всех европейских языках, кроме русского. А Кабидду – немногословный степенный и сдержанный пожилой мэтр с аристократической осанкой и орлиным взором, который то и дело внезапно притупляется, как будто бы часовщик мысленно возвращается к своему любимому занятию и вспоминает, что еще ему осталось доделать в часах Grand Tourbillon Heures Mysterieuses под серийным номером 10.

Именно его подпись выгравирована на всех турбийонах Montblanc, равно как и на всех экземплярах коллекции Villeret. Шмидт рассказывает нам, как в 1858 году братья Шарль-Иван и Ипполит Роберы основали здесь часовое производство. Тогда оно представляло собой классическое ателье. То есть братья закупали все часовые компоненты на стороне и собирали часы под собственной маркой C. Robert. Это были обычные карманные часы с цилиндровым спуском и новейшей в те времена заводной головкой, которой можно было подкорректировать показания стрелок.

Однако собраны были они столь превосходно, что быстро прославили братьев не только в Швейцарии, но и за рубежом, доказательством чему служат дипломы международных выставок в Антверпене (1885) и Париже (1889). Успех подвиг братьев на расширение производства и превращение его в мануфактуру. А 30 июля 1887 года компания была переименована в Minerva. С 1902 года Minerva выпускает все те же часы, но уже в корпусах и с механизмами, которые полностью изготавливаются самостоятельно. Причем этот 19-линейный калибр №3 стал базовым для Minerva на многие десятилетия и является таковым до сих пор. На его основе созданы хронографы, в том числе в 1935 году и самый первый механический секундомер с частотой баланса 360 000 пк/ч, который позволял засекать промежутки времени с точностью до 1/100  вполне хватало.

Увы, долго так продолжаться не могло. На мой взгляд, самая главная заслуга монблановцев в том, что они решили практически ничего не менять на Minerva. Они изменили лишь акцент восприятия продукции Minerva. На смену прежней негласной концепции «Эксклюзивные часы на заказ» пришла новая – «Уникальные роскошные часы как бесценное наследие швейцарского часового искусства».

Создание часов

 А уж если речь идет о бесценном наследии, то разве можно было здесь что-то радикально менять? Здесь все осталось по-прежнему. Так же вручную собираются и декорируются традиционные 19-линейные и 16-линейные механизмы. Причем каждый из мастеров сам осуществляет все производственные операции, с самого начала и до конца.

Вот человек приходит в складскую, выбирает заготовку в виде линейки из нужного ему металла. Подходит к станку и отрезает кусочек определенного размера. С ним идет к другому станку, который придает кусочку уже точный размер. Затем человек превращается во фрезеровщика и вырезает нужные отверстия, потом полировщика и… так далее.

Даже бериллиевую бронзу, из которой затем будет сделано колесо баланса, мастера накаляют вручную и нужную температуру определяют на глаз по причудливому цвету, который приобретает заготовка. Но самое смешное, что они ходят по традиционным полам из дубовой доски, по паркету, выложенному тем же, что и 150 лет тому назад, узором. Компания Montblanc провела здесь не столько ремонт, сколько тщательнейшую реставрацию интерьера. Все дубовые половые доски и паркетины изготавливались и укладывались по технологиям 100-летней давности.

Единственная деталь, сделанная принципиально по-современному, – фасадные окна. Рамы, хотя и представляют собой точную копию прежних, изготовлены из современных материалов. Тоже можно сказать и о двойных наружных стеклах с особым напылением. А вот все внутренние двери и окна были просто очищены от прежней краски, отшлифованы и заново покрашены. Совсем нетронутыми остались лишь приработанные рабочие столы и насиженные скамейки мастеров, ну и, разумеется, личные инструменты.

Впрочем, я, конечно же, немного преувеличил, сказав, что все технологии здесь остались исключительно ручные. Все-таки времена на Minerva теперь другие, и двумястами часами в год сыт не будешь. Коллекция Montblanc Villeret 1858 с каждым годом растет: только в нынешнем году к трем прежним хронографам добавились две новые модели – Grand Tourbillon Heures Mysterieuses и Villeret Grande Chronographe Regulateur – однокнопочный хронограф-регулятор с историческим механизмом MBM16.360 с ручным заводом, частотой 18 000 пк/ч и запасом хода более 54 часов.

И несмотря на то, что все 5 моделей выпускаются лимитированными сериями по традиционной формуле «1858» (1 платиновая + 8 бело-золотых + 58 розово- золотых), если 67 умножить на 5, мы получим уже не 200, а целых 335 экземпляров часов. Так как Институт Высокого часового искусства только что открылся, до первого выпуска дипломированных специалистов еще далеко.

Хорошего часового мастера даже в Швейцарии найти также трудно, как крупный золотой самородок. В общем, без современных CNC-станков, проволочных электрорезчиков, вакуумной сварки и прочей аппаратуры XXI века ну никак не обойтись. В результате переименования Minerva в Институт появился здесь и совершенно новый цех, где производят спирали. Таким образом, все, что Montblanc приобретает для Minerva на стороне, это металл, рубины, сапфировые стекла и еще проволока для спиралей.

Дело в том, что для традиционных минервовских балансовых колес огромного диаметра и колеблющихся с частотой 18 000 полуколебаний в час требуется проволока из особого сплава. При мне изготовили пару таких спиралей. Станок вытягивает проволоку и затем постепенно снимает с нее слой за слоем, пока она не достигнет диаметра чуть меньше 0,1 мм. После этого в другом станке проволока несколько раз прокатывается через цилиндры из безупречно отполированной стали и приобретает сечение идеально точного прямоугольника.

 Наконец, проволока режется на отрезки приблизительно 10 см каждый. Отрезок сканируется снаружи и изнутри и тщательно проверяется. А потом вновь начинаются минервовские «причуды»: сворачивает проволоку в спираль не безупречно точная бесстрастная машина, а человек – вручную! Догадываюсь, что технологию изготовления мне продемонстрировали в бешено ускоренном виде и весьма приблизительно, но общее представление я, тем не менее, получил. Насколько рентабельно такое производство?

Создание часов

В ответ на это маэстро Кабидду обозначил губами улыбку и пожал плечами, зато Шмидт ответил в чисто современном бизнесстиле: «Мы просчитывали максимально возможную продуктивность Института Minerva. При нынешнем штате и технологиях она колеблется, скажем так, на уровне 500 часов в год. А кроме того, мы пришли к заключению, что для рентабельности нам нужно производить не менее 288 механизмов каждого типа в год.

Этой отметки мы и стараемся придерживаться». Сейчас Minerva выпускает для Montblanc 4 типа механизмов. Вы, конечно же, обратили внимание на несоответствие количества выпускаемых механизмов с цифрами официального объема выпуска – 5 моделей в общем количестве 335 экземпляров. Но, оказывается, Montblanc не стал пресекать еще один традиционный минервовский промысел – изготовление часов на заказ.

То есть здесь вы по-прежнему можете заказать эксклюзивную версию любой из 5 выпускаемых моделей Montblanc Collection Villeret 1858 – хронограф, хронограф-регулятор или турбийон. И на такие заказы также приходится солидная доля выпускачасов. При мне две очаровательные, но чрезвычайно серьезные девчонки из дизайнбюро рисовали эскизы циферблатов для турбийона, украшенных росписью по эмали и драгоценными камнями.

По богатству циферблатов догадываюсь, что заказы поступили из России. Девчонки, наконец, улыбаются и подтверждают мою версию. Скоро они поедут в Москву утверждать дизайн с заказчиками лично. Ну, а когда часы будут готовы, Montblanc предложит клиентам бесплатную поездку в Виллерет, где они смогут остановиться в роскошной гостевой вилле наискосок от самого большого и представительного здания деревушки. Попить кофе в гостевом холле Института, покурить на узком (полметра шириной), зато длинном балконе и обменяться свежими анекдотами со стилягой Шмидтом. Ну, конечно же, совершить тур по самой странной и необычной часовой швейцарской мануфактуре, на которой мне когда-либо приходилось побывать. 

Опубликовано в журнале "Мои Часы" №3-2009

Новое на сайте

Восстановление пароля

Пожалуйста, введите ваш E-mail:

Вход
Регистрация Забыли пароль?