Jaeger-LeCoultre: Hybris Mechanica 55
Нынешней весной легендарный швейцарский часовой дом Jaeger-LeCoultre представил уникальный сет из трех часов под названием Hybris Mechanica 55, который состоит из сложнейшего в мире минутного репетира Grande Sonnerie
Нынешней весной легендарный швейцарский часовой дом Jaeger-LeCoultre представил уникальный сет из трех часов под названием Hybris Mechanica 55, который состоит из сложнейшего в мире минутного репетира Grande Sonnerie, знаменитого двухосного турбийона Gyrotourbillon и также самых сложных по своей конструкции часов в мире – Triptique.
Подозреваю, что этот уникальный сет с красноречивым названием, которое можно перевести как «Вызов богам», мануфактура из Ле-Сентье готовила сначала к прошлогоднему 175-летию, затем к январскому Женевскому салону.
Но часы оказались настолько сложными (притом что минутный репетир Grande Sonnerie разрабатывался с рисунка), что мастера просто не успели уложиться в срок. Сами модели были готовы, но предлагать непроверенный продукт не в правилах Jaeger-LeCoultre. Лишь 1 апреля мне посчастливилось открыть тяжеленные почти 20-сантиметровые в толщину створки могучего 1200-килограммового сейфа под названием Coffret 55, в самом центре которого расположились три великолепные модели коллекции Hybris Mechanica 55.
Что означает загадочная цифра 55, можете спросить вы. Оказалось, сумма усложнений во всех трех моделях. В Hybris Mechanica a Grande Sonnerie 26 усложнений. Это автоматический минутный репетир с кафедральным боем, парящий турбийон, вечный календарь с секторными стрелками и указателем «прыгающий час». Еще 10 усложнений в Hybris Mechanica а Gyrotourbillon.
Здесь помимо турбийона есть вечный календарь с четырьмя секторными стрелками, индикатор уравнения времени и два заводных барабана, обеспечивающих 8-дневный запас хода. И, наконец, в знаменитых, одних из самых сложных часах в мире Hybris Mechanica а Tryptique, по-прежнему 19 усложнений, начиная с нового спуска, установленного в каретке турбийона, до самого подробного в наручных часах астрономического календаря с изображением Млечного пути, зодиакальных и других важнейших созвездий.
Специально переизданные для Hybris Mechanica 55 модели Gyrotourbillon и Tryptique радикальных изменений не пре- терпели. Главной же премьерой и наиболее интересными часами всего сета стал минутный репетир Grand Sonnerie. Если большинство часовых компа- ний лишь мечтают о том, чтобы иметь в своем модельном ряду хотя бы один- единственный минутный репетир, то для Jaeger-LeCoultre это королевское усложнение – не самоцель.
Более того, за последние 5 лет мануфактура из Ле-Сентье создала уже третий(!) принципиально новый минутный репетир. Кому-то это может показаться ненужным расточительством, но не самой Jaeger-LeCoultre. Если уж эта компания, которая за 176-летнюю историю разработала и запустила в производство более 200 оригинальных механизмов, задалась целью создать самый совершенный минутный репетир в мире, можно быть уверенным на все 100 процентов, что она своего добьется. А точнее, уже добилась. Hybris Mechanica a Grande Sonnerie изготовлены по технологии Duometre и вскоре украсят одноименную коллекцию.
Напомню, что в коллекцию входят часы с так называемыми «двукрылыми» механизмами. То есть калибр разделен на две половины. Одна из них отвечает за отсчет точного времени, а вторая – за работу дополнительных модулей. Каждая из половинок оснащена собственными колесной передачей и заводным барабаном. Делается это с тем, чтобы работа модуля – будь то хронограф или минутный репетир – не влияла на точность хода часов. Обратите внимание на Duometre a Grande Sonnerie: справа расположился циферблат с окошечком прыгающего часа, минутной стрелкой и указателями вечного календаря, а слева – механизм минутного репетира, который создатели оставили открытым, чтобы владелец мог наблюдать за сложнейшей работой колес и рычагов.
Каждый из заводных барабанов также имеет собственный индикатор запаса энергии (вверху – для часового механизма, внизу – для минутного репетира). Двукрылый Calibre JLC 182 (диа- метром 37 мм и высотой 10,42 мм) состоит из более чем 1300 деталей, почти половина из которых уникальные. Перед презентацией Hybris Mechanica 55 мануфактура зарегистрировала 13 патентов. В чем его главные достоинства?
Начнем с того, что это, как утверждают создатели, третий (после Patek Philippe и Ulysse Nardin) в истории наручный минутный репетир класса Carillon (то есть с четырьмя и более гонгами). Но при этом Hybris Mechanica a Grande Sonnerie – самый громкий минутный репетир. Его громкость составляет 60 дБ против обычных 40-45. Ну и кроме того, он исполняет мелодию дольше всех. Самого эффектного звука мастерам Jaeger-LeCoultre удалось добиться благодаря многолетним изысканиям и экспериментам, но не теоретическим, а практическим.
В этой модели собраны лучшие достоинства целого ряда предыдущих часов Jaeger-LeCoultre со звуком, начиная от Master Minute Repeater и заканчивая наручным будильником Aston Martin AMVOX. Например, здесь самые длинные гонги, которые намотаны в два витка вдоль стенок бело-золотого корпуса. Белое золото выбрано неслучайно. Из драгоценных металлов оно обладает самым высоким качеством звука. И без того замечательное качество звука усиливается... сапфировым стеклом часов, с которым эти самые бело-золотые гонги соединены фольгой. Но описание гонгов этим не исчерпывается.
Гонги фиксируются с помощью регулируемых пружин. Таким образом, подтянув или ослабив пружину, можно изменить тональность звука, и, в принципе, заставить Duometre a Grande Sonnerie исполнять любую мелодию из 4 нот. При обычной настройке минутный репетир играет мелодию Вестминстерского аббатства (она же позывные ВВС): ми – до – ре – соль, соль – ми – ре – до.
А недавно, по словам производственного директора Jaeger-LeCoultre Стефана Бельмона, один из клиентов заказал в качестве мелодии проигрыш хита всех времен и народов Smoke on the Water от классиков хард-рока Deep Purple. Разработчик модуля минутного репетира Давид Кандо сказал, что никаких проблем не видит, ведь настроить гонги на ноты – ля – до – ре, ля – до – ми – ре, ля – до – ре – ми – ре – очень легко.
Для создания самого громкого и и мелодичного минутного репетира мастерам Jaeger-LeCoultre потребовалось также разработать и весьма необычные молоты, которые бьют по этим самым бело-золотым гонгам. Если обычные молоточки отливают целиком и они имеют, можно сказать, единую цельную конструкцию, то молоточки Duometre a Grande Sonnerie состоят из двух частей: ручки и ударной части, которые имеют подвижное соединение.
Во время боя первой совершает движение ручка. Когда она резко останавливается, то ударная часть ускоряется и бьет по гонгу с гораздо большей силой. Действие часового молоточка напоминает древнюю катапульту, с помощью которой штурмующие разбивали крепостные стены или забрасывали в осажденный город бочки с горящей смолой. Их так и назвали – trebuchet, что означает «катапульта». А подвижное соединение частей нового молотка обеспечивает не только огромную силу удара, но и мгновенный отскок от поверхности гонга, чтобы не погасить вибрацию. В результате гонг звенит гораздо громче и дольше.
Минутный репетир не зря называют первым компьютером. Это и в самом деле первый компьютер со специально разработанной и написанной для него механической программой, которая заставляет молоточки по воле вла- дельца послушно отбивать количество часов, четвертей и минут. «Мозг», он же «программа» Duometre a Grande Sonnerie представляет собой сложнейшую 3-ярусную башню высотой 5,15 мм (ее видно на отметке «8.30»). На этих трех уровнях расположены, соответственно, минутная, четвертная и часовая улитки и многочисленные передаточные рычаги.
Есть здесь и «коробка передач», которая дирижирует квартетом молоточков-катапульт. Все детали башни установлены на одной оси. Она настолько сложна, что ее создатель Давид Кондо прозвал ее инфернальной – то есть адской. Зато «Адская башня» выполняет функцию не только дирижера, но и диспетчера, который экономно распределяет энергию пружины минутного репетира в зависимости от выбранного владельцем режима. Ведь для исполнения полной мелодии и боя требуется одно количество энергии, а для режима Petit Sonnerie (короткая мелодия + бой) – гораздо меньшее. Осуществляется регулировка с помощью ограничения скорости вращения центрифуги.
С помощью башни достигнут тот эффект, что между отбитием часов, четвертей и минут практически не возникает томительных пауз. Ну и, наконец, благодаря Infernal Tower в Duometre a Grande Sonnerie невозможна десинхронизация индикаторов времени с боем. Кстати, именно поэтому часы оснащены индикатором «прыгающий час» и кнопочными корректорами. С помощью такого индикатора башне гораздо легче ориентироваться во времени, а традиционная коррекция показаний минутной и часовой стрелок заставила бы вращаться соответствующие детали башни со слишком высокой скоростью, что могло вывести ее из строя.
В общем, «Адская башня» максимально облегчает жизнь самим часам. Самое время задаться над вопросом: а легко ли владельцу управлять Duometre a Grande Sonnerie? Да, не так уж и сложно. Тем более что кнопки управления собраны в правой стороне корпуса вокруг заводной головки. Возьмем, к примеру, саму головку. Если вращать ее по часовой стрелке, взводится барабан часов. При вращении в обратную сторону – увеличивается запас энергии минутного репетира. Нажатие на кнопку, вмонтированную в заводную головку, активирует модуль минутного репетира.
Поверх и снизу заводной головки расположились по паре боковых кнопок общим количеством 4. Правая верхняя помогает корректировать показания индикатора «прыгающий час». Левая верхняя – это селектор режимов минутногорепетира: Grande Sonnerie (полное исполнение мелодии плюс бой), Petit Sonnerie (короткая мелодия + бой) и Silence (мелодии и бой отключены). Ну а нижние кнопки представляют собой корректоры минутной стрелки: нажатием на правую нижниюю кнопку стрелка передвигается на шаг вперед, а с помощью нижней левой отступает на минуту назад. Кнопки весьма чувствительны, и поэтому Hybris Mechanica a Grande Sonnerie оснащены «защитой от дурака».
Ведь чтобы повредить механизм модуля репетира, достаточно случайно подкорректировать показания минут или часов во время боя или исполнения мелодии. Тогда вам потребуется дорогостоящий ремонт на мануфактуре производителя с полным перепрограммированием механического модуля. Но владельцам «двукрылого» репетира эти страхи неведомы – на время исполнения мелодии и боя корректоры блокируются и отключаются. Даже создав лучший минутный репетир в мире, мастера Jaeger- LeCoultre решили этим не ограничиваться.
Они дополнили Duometre a Grande Sonnerie модулем парящего турбийона, титановая каретка которого видна сквозь прозрачную сапфировую заднюю крышку. Каретка установлена на керамических подшипниках, не нуждающихся в смазке, а сам узел «баланс-спираль» колеблется с часто- той 28 800 пк/ч. Ну а для полного счастья владельцев минутный репетир и парящий турбийон дополнены еще и вечным календарем: с секторным стрелочным указателем даты, окошечком указателя високосных лет (на отметке «12.30») и расположенными вдоль минутной шкалы индикаторами месяцев и дней недели.
Кнопки коррекции показаний вечного календаря расположены на боковине корпуса у отметки «12 часов», но пользоваться ими не придется до 1 марта 2100 года. Как видите, Grande Sonnerie настолько сложны, что первые 30 экземпляров выйдут только в коллекционном сете Hybris Mechanica 55, который будет производиться с нынешнего 2009-го по 2014-й годы. А поставки первого сета начнутся не ранее сентября 2010-го.
Опубликовано в журнале "Мои Часы" №3-2009