Max Busser & Friends Horological Machine No3
Создавая свою уже третью по счету модель – Horological Machine No3, или «Часовую машину №3», Макс Бюссер и его друзья из совсем еще юной компании Max Busser & Friends держали в уме знаменитую фразу русского ученого Константина Циолковского: «Земля – колыбель разума, но нельзя жить вечно в колыбели»
Создавая свою уже третью по счету модель – Horological Machine No3, или «Часовую машину №3», Макс Бюссер и его друзья из совсем еще юной компании Max Busser & Friends держали в уме знаменитую фразу русского ученого Константина Циолковского: «Земля – колыбель разума, но нельзя жить вечно в колыбели».
Эти похожие на космические аппараты часы вышли сразу в двух вариантах с вполне соответствующими названиями. У Sidewinder («Боковой удар» или самая распространенная в ВВС США ракета класса «воздух – воздух») конусы расположены вертикально на левой боковине корпуса. А конусы у Starcruiser («Звездный крейсер») расположились горизонтально. Sidewinder кажется утонченной и элегантной, а Starcruiser – основательной и солидной.
Собственно сами конусы представляют собой индикаторы часов и минут. Над часовым расположился индикатор времени суток, а над минутным – секундный диск. Под сапфировым стеклом в центре корпуса часов вращается внушительного размера золотой сектор автоподзавода. Он вновь сделан в виде сюрикена – грозного оружия самураев.
Видимо, эту смертоносную звездочку можно уже считать символом Max Busser & Friends. Ее вращение почти не скрывает безупречно декорированный механизм и колеблющийся баланс. И, наконец, там, где у нормальных часов обычно находится минутная шкала, у HM3 вращается диск календаря. Индикатором даты служит выгравированный на отметке «2 часа» ранта корпуса треугольник. Диаметр календарного диска больше диаметра механизма, и диск приподнят на 2,5 мм над циферблатом. На него нанесены крупные цифры, что обеспечивает прекрасную считываемость показаний.
Если перевернуть часы, то в сапфиро- вом окне, имеющем форму «восьмерки», вы увидите два диска на керамических подшипниках.
Для знающих людей это небольшая подсказка, которая намекает, каким образом энергия поступает в разделенные конусы и почему они работают согласованно. Все «Часовые машины» Макса Бюссера имеют индикаторы, которые расположены в разных частях корпуса и объединены между собой хитроумно замаскированными колесными передачами. Эта раздельная индикация также стала визитной карточкой марки. Она и позволяет Бюссеру и его друзьям создавать не часы, а трехмерные механические скульптуры.
Уникальные, заметные за версту, роскошные, и при этом при всем еще и удобные: считать показания конусов можно мгновенно, не поворачивая запястья, и когда вы ведете машину, и когда работаете на компьютере. На сей раз «главным и лучшим» другом Бюссера выступил прошлогодний обладатель Женевского Гран-при в номинации «Лучший часовщик» Жан- Марк Видеррехт из компании Agenhor. Все «Часовые машины» Макса Бюссера имеют индикаторы, которые расположены в разных частях корпуса и объединены между собой хитроумно замаскированными колесными передачами.
Именно он создал часовой калибр из разряда чудес микромеханики, который состоит из 304 отполированных и декорированных вручную деталей, и предложил перевернуть механизм, чтобы вращающийся сектор автоподзавода и колеблющийся баланс оживили облик часов. Идея перевернуть механизм (AGH 811 создавался на базе калибра Girard- Perregaux 3000-й серии) заставила Видеррехта задуматься, как с минимальными потерями обеспечить передачу энергии от заводного барабана через колесную передачу в конусы и диску календаря?
Идея достроить дополнительную колесную передачу с традиционным креплением осей была отвергнута им сразу, так как при этом неизбежно увеличилась бы сила трения, механизм начал бы расходовать больше энергии, а главное, стал бы намного выше. Пришлось бы увеличивать и без того высокий (16 мм) и крупный (50 х 47 мм) корпус.
Тогда-то Видеррехту и пришла идея применить вместо дополнительной колесной передачи всего лишь два больших (15 мм в диаметре), но чрезвычайно легких колеса на керамических подшипниках. Керамические колеса, по его словам, потребляют даже меньше энергии, нежели обычные оси, так как при их взаимодействии возникает гораздо меньшая сила трения. Эти подшипники вращают часовую и минутную стрелки и другие индикаторы, которые расположены в конусах.
Что касается календарного диска, то он настолько велик, что данный индикатор с полным на то основанием можно назвать «большой датой». Из-за его величины и огромных расстояний (4 мм) между цифрами дат Видеррехту пришлось отказаться от традиционного модуля быстрой коррекции даты с помощью заводной головки. Пришлось разрабатывать корректор с боковой кнопкой. Здесь также не обошлось без проблем. Стандартный боковой корректор при однократном нажатии был способен повернуть календарный диск лишь на 1 мм, или 1/4 требуемого шага. Видеррехт разработал модуль «удлинителя» шага календарного диска.
Но главная инновация в НМ3 – это, конечно же, конусы с индикаторами часов, минут, секунд и времени суток. До этого в часовом деле таких индикаторов не было. Говорят, Видеррехт поначалу даже высказался в духе, что, мол, это невозможно. Слава Богу, его «невозможно» на деле оказалось всего лишь «дольше, чем планировали». Как ни странно, основная проблема заключалась даже не в приводе ползущих вдоль шкал вертикальных двухконечных красных стрелок часов и минут. Для Видеррехта это было делом техники.
Очень сложно было сделать конусы, отполировать до идеальной гладкости их внутренние поверхности и придать им герметичность. Корпус усеченного конуса состоит из золота и сапфира, но при этом выглядит как литой: никаких технологических щелей и зазоров, никаких герметических прокладок. Дело в том, что он не собран и не склеен, а буквально сплавлен. С помощью новейшей технологии высокотемпературной спайки (high temperature soldering) сапфировые части впаяны в золотую оправу с помощью оловянного припоя. Эта технология позволила создать монолитный и практически полностью герметичный корпус конуса.
Что касается самого корпуса часов, то он изготовлен из белого или розового золота, и также достаточно сложен. У Starcruiser он состоит из 53 деталей, у Sidewinder – из 57. Задняя и верхняя крышки крепятся к основе фирменными винтами с головкой в форме трехлистного клевера (еще один фирменный знак отличия часов MB&F). Винты отлиты из мягкого золота, поэтому открутить их можно только с помощью фирменной отвертки.
В общем, теперь, когда мы убедились в эстетической совершенности очередной «Часовой машины», самое время задаться вопросами «А как она будет работать?» и «Что с надежностью и ремонтопригодностью этих часовых звездолетов»? Пока революционные технологии, которыми Бюссер и друзья сдабривают свои часовые машины, нельзя назвать абсолютно надежными и стопроцентно проверенными. Но ведь, как известно, ни разу не упав, невозможно научиться ходить, а тем более летать. К тому же с тех пор как Макс Бюссер заключил контракт на распространение своих машин на территории России с крупнейшим роскошным дилером компанией «Меркури», особых проблем с сервисом у вас возникнуть не должно.
Опубликовано в журнале "Мои Часы" №2-2009