Maurice Lacroix Memoire I
«Я расспросил всех знакомых часовщиков-швейцарцев, но никто из них даже не представляет, как эта штука может работать. Может, хоть сегодня нам что-то расскажут?»
«Я расспросил всех знакомых часовщиков-швейцарцев, но никто из них даже не представляет, как эта штука может работать. Может, хоть сегодня нам что-то расскажут?» — с надеждой произнес мой старый знакомый, главный редактор одного из ведущих немецких часовых журналов перед презентацией проекта Maurice Lacroix Memoirе 1. Его, да и моим надеждам суждено было сбыться: на презентации, прошедшей в шанхайской Джой Мио Тауэр, Maurice Lacroix раскрыла часть секретов своей новейшей разработки
На первом курсе университета меня учили, что весь мир можно описать с помощью нолей и единиц. Подобно этому все многообразие современных часов состоит из очень небольшого числа элементов: баланс, пружина, календарь, стрелка, хронограф, репетир, турбийон… Это — база, конструктор, освоить который стремится каждая часовая компания. Некоторые, очень немногие, способны внести какие-то улучшения и изменения в придуманный когда-то узел. Maurice Lacroix замахнулась на большее: создать новый «кубик» в этом конструкторе — часы, обладающие памятью.
Memoire 1 — первые в истории механические часы, умеющие запоминать время. Функционально это хронограф. Но здесь нет привычных дополнительных счетчиков: и текущее время, и длительность засекаемого интервала отображаются с помощью одного и того же набора стрелок. В обычном режиме стрелки показывают минуты и секунды, а цифры на прозрачном диске вокруг циферблата — часы.
Но нажатие интегрированной в заводную головку кнопки переводит часы в режим хронографа. Дальше — обычные «старт-стоп-сброс». Но если, активировав хронограф, вы снова нажмете на головку, стрелки вернутся в режим отображения текущего времени, а механизм продолжит отсчитывать интервал. В любой момент вы можете переключиться в режим хронографа и обратно. Механизм помнит и текущее время, и длительность засекаемого интервала — отсюда и появилось название Memoire.
Никаких фото!
Работа над Memoire 1 началась три года назад, когда в компанию пришел новый директор по развитию — Сандро Регинелли. Наряду с созданием собственной мануфактуры этот проект стал частью общей стратегии Maurice Lacroix, призванной обеспечить перепозиционирование марки. Для работы над Memoire 1 было создано специальное подразделение — Atelier de Maurice Lacroix, где собрались молодые и амбициозные конструкторы, часовщики и дизайнеры. К концу прошлого года про- рисовались основные черты модели и стало понятно, что все технические трудности вполне разрешимы. На выставке в Базеле Maurice Lacroix провела закрытую презентацию проекта для 20 избранных журналистов со всего мира.
…Зеркальная комната, кресла, будто бы демонтированные с какого-то фантастического звездолета, идеально гладкий зеркальный стол. СЕО Maurice Lacroix Филипп Мерк и Сандро Регинелли, поздоровавшись, запускают трансляцию ролика. По экрану пробегают кадры человеческой жизни и какой-то неизвестный механизм в округлом боксе. Фотографии людей перемежаются сценами вращающихся деталей механизма. «Может ли механизм помнить?» — вопрошает экран. Когда ролик заканчивается, из зеркального стола появляется уже знакомый бокс с не менее футуристическими, чем интерьер комнаты, часами. Это и есть Memoire 1.
«Никаких фото, никаких диктофонов!» — предупредил Мерк. А на мой вопрос, как же рассказывать людям о новинке, не показав фото, улыбаясь, ответил: «Вот и хорошо. Не надо ни о чем рассказывать. У вас же нет никаких доказательств существования проекта, верно? Встретимся осенью в Шанхае, тогда и поговорим». Кстати, ни российский дистрибьютор, ни половина сотрудников на стенде Maurice Lacroix в Базеле не имели понятия, что именно Мерк показывает гостям в зеркальной комнате. Через пару месяцев компания все же распространила фотографию часов, но количество вопросов от этого только возросло.
Поэтому все те же 20 заинтригованных журналистов по первому же приглашению вылетели в Шанхай. И вот она — презентация, чертежи, механизм целиком и отдельные узлы. И… снова: «Никаких фото!»
Рекорд сложности
«Вау! — воскликнул главный художник нашего журнала, когда увидел фотографию механизма Memoire 1 — Ну ничего себе они сюда деталей насыпали!» Действительно, механизм поражает воображение. В нем — около 1000 филигранно исполненных миниатюрных деталей, что дает этим часам возможность претендовать на статус самых сложных в мире. Причем калибр ML 128 представляет собой не комбинацию известных ранее усложнений, а спроектированную «с нуля» конструкцию, ключевые элементы которой разработаны впервые.
Фотография дает представление о количестве деталей и сложности, но вот про- следить работу механизма по ней нельзя. Несмотря на ожидания журналистов, компания открыла на презентации далеко не все секреты нового механизма. По словам Мерка, часть принципиальных решений находятся на стадии патентования, и поэтому пока открывать их опасно. Полностью все секреты со своего самого главного проекта компания обещает снять во время Базельской выставки 2008 года. Однако в целом идея понятна.
Ключевым элементом Memoire 1 являются так называемые модули памяти. На фотографии механизма легко можно различить три практически одинаковых черных модуля, состоящих из множества нанизанных на одну ось колес. Один из них «помнит» часы, второй — минуты, третий — секунды. Они выполняют функцию, похожую на роль коробки передач в автомобиле: преобразуют вращение основной колесной передачи во вращение колес, требующихся для отображения времени в зависимости от выбранного в данный момент режима.
В основе модуля памяти — колесо с длинной осью, имеющей особый профиль. Оно жестко связано с основной колесной передачей и вращается постоянно, независимо от выбранного режима, будь то показания времени или хронограф. На его ось нанизаны еще несколько колес. Плоскости этих колес не ровные, как обычно, а имеют сложную форму. Благодаря этой форме колеса могут входить в вертикальное зацепление между собой. В различных режимах (хронограф остановлен / запущен, режим хронографа или отображения времени) между собой сцепляются разные комбинации колес. Перемещаясь вверх-вниз по оси, некоторые из колес могут входить в зацепление с осью и передавать ее вращение своим «напарницам». За включение нужного режима, а, по сути, за перемещение колес вдоль оси, отвечает сложная система рычагов.
Вторым важным отличием калибра ML 128 от всех традиционных часов является привод стрелок. Обычно они жестко соединены с колесной передачей. В Memoire 1 вращение с модулей памяти на стрелки передается через сложную систему промежуточных элементов. Их задача — на пару с модулем памяти поставить стрелки в «правильное» положение, зависящее от выбранного режима.
Калибр ML 128 полностью разработан в Atelier de Maurice Lacroix. Ввиду высокой сложности конструкции его авторам пришлось пересматривать многие, казалось бы, традиционные узлы. Так, для уменьшения толщины был использован модуль автоподзавода с боковым расположением ротора. Изменен баланс: его внутренняя часть сделана из особого прозрачного материала, а обод — из золота. Применена необычная конструкция «градусника». Барабан (запас хода — 4 суток) и спусковое колесо вращаются в направлении, противоположном обычному.
Кстати, прозрачный баланс дает очень интересный эффект: его вращение становится незаметным, и глаз различает только лишь пульсацию спирали. Получается действительно крошечное бьющее сердце.
Список технических особенностей Memoire 1 можно продолжать долго. Но завораживает сам вид первого в мире механизма, умеющего запоминать время. Над ним дизайнеры поработали не меньше, чем над внешним обликом часов. Не удивительно, что авторы проекта не смогли удержаться и сделали в циферблате специальное окошко, открывающее взору модуль памяти, отвечающий за секунды. Задняя крышка часов также прозрачная, и владелец сможет насладиться работой сверхсовременного механизма.
Внешний облик Memoire 1 подтверждает эксклюзивность часов. Авторы проекта с самого начала ставили цель соединить воедино захватывающий дизайн с функциональностью. Конструкторы сумелидобиться того, что сверхсложный механизм управляется точно так же, как и обычный хронограф. А дизайнеры соединили выдающийся облик с удобочитаемостью.
Круглый корпус Memoire 1 не похож ни на одни другие часы. Многоуровневый циферблат и особая конструкция безеля, открывающая боковую шкалу секунд, отражают сложность механизма. Индикатор режима работы у отметки «3 часа» и окошко в нижней части, через которое виден модуль памяти секунд, подтверждают: эти двухстрелочные часы совсем не так просты, как кажется. Двухстрелочные — потому что час отображается посредством специального прозрачного диска по внешней части циферблата. Строгий черно-белый стиль перекликается с дизайном большинства последних моделей марки, за одну из которых она получила несколько международных наград.
Чтобы помнили
Год назад Maurice Lacroix запустила собственную мануфактуру и сейчас способна выпускать до 15 000 механизмов в год. Казалось бы — приличный объем. Фабрика по производству корпусов у компании уже была до этого. В области дизайна Maurice Lacroix также является одной из сильнейших: за свой лаконичный черно-белый стиль модель Pontos Decentrique GMT получила в этом году самый престижный международный приз Red Dot Design Award. Но здесь решили не останавливаться на достигнутом, сочли, что просто производить механизмы не интересно.
И все же, почему в Maurice Lacroix взялись за столь сложный и необычный проект, а не начали с чего-то более привычного? «Мы можем и хотим внести свой вклад в историю часового дела, — отвечает Филипп Мерк. — Вы можете сделать четырехосный турбийон или очередной ретроград, но все это уже было. Выбирая цель, мы хотели создать что-то принципиально новое, чего до нас никто не делал. Чтобы через 200 лет изобретатель часов с памятью — марка Maurice Lacroix — стояла в одном ряду с Breguet, изобретателем турбийона».
Разумеется, Memoire 1 — эксклюзивный продукт, не предназначенный для массовой продажи. Возможности производства одной из самых сложных моделей в истории часового дела в компании оценивают примерно в 50 экземпляров, а цену не раскрывают. Но она и не рекламный ход. Это первый шаг Maurice Lacroix на пути в «высшую лигу» мировых производителей часов. Одновременно данный проект призван детально отработать схему создания принципиально новых продуктов. Не раскрывая секретов, что это будут за часы, в компании заверяют: вслед за Memoire 1 нас ждут не менее сногсшибательные новинки.
Опубликовано в журнале "Мои Часы" №6-2007