GRAND PRIX d’HORLOGERIE de GENEVE 2007
Несколько последних лет я внимательно следила за тем, как развивался и рос Женевский Большой приз высокого часового искусства, писала о нем, но в жюри была избрана впервые. Тем интереснее было окунуться в кулуарную атмосферу вершителей судеб великих часовых брэндов
Тиски регламента
Несколько последних лет я внимательно следила за тем, как развивался и рос Женевский Большой приз высокого часового искусства, писала о нем, но в жюри была избрана впервые. Тем интереснее было окунуться в кулуарную атмосферу вершителей судеб великих часовых брэндов. Молодая, но столь ценимая всеми часовщиками премия, существует всего семь лет, но уже признана профессионала- ми индустрии как часовой «Оскар».
Присуждение премии в той или иной номинации, а тем более получение главной награды — «Золотой cтрелки» (а здесь сравнение с главными наградами американской киноакадемии особенно уместно) приносит создателям отмеченного шедевра серьезные коммерческие бонусы и вряд ли измеримый денежными знаками престиж.
Швейцарская часовая индустрия сейчас эйфорически благоденствует — бурный экономический подъем сопровождает не менее бурный творческий. Поэтому в последнее время в мире часов абсолютно доминирующие позиции занимает сектор люкс и который год в списки финалистов Женевского Гран-при входят исключительно сложные или ювелирные часы. Впрочем, все больше номинантов объединяют в себе высокое часовое и высокое ювелирное искусство.
При всей роскоши оцениваемых творений сама церемония вручения «Золотой стрелки» в женевском Гран Театре менее гламурна. В важнейшей промышленной отрасли Швейцарии преобладает швейцарский рационализм: все красиво, элегантно, но без китча. Градус гламура (как модно ныне выражаться) очень умеренный. Нынешний Гран-при отличается от предыдущих тем, что впервые в состав жюри были включены две женщины.
До этого все выдающиеся часовые дома были представлены выдающимися мужами. И оценивали их также мужчины. Но, видимо, активное вторжение женщин в область высокой механики и появление все большего числа дамских турбийонов и даже вечных календарей заставило таки организаторов сделать уступку слабому полу.
Вот и вышло в этом году так, что новые смелые идеи, материалы и технологические решения пригласили оценить женским взглядом главному редактору u1073 британского How to spend it Джиллиан де Боно и мне. Правда, очевидно, организаторы решили подстраховаться от возможных сюрпризов женской логики, дополнив основное жюри почетным, в состав которого вошли многолетние участники Гран-при. При этом голоса VIP-членов весили, конечно же, больше. Никогда бы не подумала, что судить настолько сложно.
С трудностями сталкиваешься буквально во всем, начиная с формирования номинаций. В некоторых категориях группируются модели, которые сопоставлять, мягко говоря, нелегко, как, например, сладкое и зеленое. И не всегда это происходит по воле производителей, желающих номинировать ту или иную модель именно в данной категории.
Достойных моделей столько, что порой из-за желания отметить все жюри также приходится заниматься перетасовкой кандидатов из категории в категорию. Поправки в регламент принимаются каждый год, но все равно рамки некоторых номинаций кажутся чересчур тесными. У организаторов и жюри возникают дебаты, можно ли в последний момент «раздробить» номинацию. Не сомневаюсь, что со временем это дробление неизбежно произойдет, но ведь человеческой природе свойственно желать всего и сразу.
Например, на мой взгляд, следует поделить номинацию «За лучшие сложные часы». В связи с тенденцией к росту рынка дорогих часов, активным интересом публики и производителей к изысканной механике выбирать победителя сложно уже сейчас. Тем более что в номинации часто сходятся хронографы с многоосными турбийонами или женские часы с мужскими.
А в категории «Лучшие женские часы» соревнуются великолепные с дизайнерской точки зрения кварцевые часы с турбийонами и вечными календарями. По какому критерию их сопоставлять? Жизнь богаче правил, и сегодняшнее часовое дело столь разно- образно и столь стремительно развивается, что втиснуть его в рамки семи номинаций сложно. Например, именно из-за регламентных условий в свое время удостаивались наград в номинации «Приз общественных симпатий» великолепные сложные модели Breguet и Zenith, а в этом — сложнейший турбийон с новейшим спуском от Audemars Piguet завоевал награду не за инновации или сложность, а за… дизайн.
Да что там говорить, если благодаря регламенту (устанавливающему строгие сроки выпуска модели на рынок и учитывавшему количество проданных часов) в прошлые годы оставались неотмеченными даже такие шедевры, как Jaeger- LeCoultre Reverso a Triptych и первые часы с турбийоном, механизм которых не имеет платины, — RM 012 от Richard Mille. Слава Богу, регламент Женевского Гран-при достаточно гибок, и принятые в начале года поправки позволили восстановить историческую справедливость. Эти модели были включены в лист участников и добились главных наград. Впрочем, порой случаются и неожиданности вроде той, что приключилась в этом году с категорией «Лучшие электронные часы», в которой случился «недобор» кандидатов, поскольку большинство компаний сочло, что конкурировать с ушедшей на полвека вперед Seiko и удивившей в этом году TAG Heuer бесполезно.
Марки не выставили достаточно соискателей, в результате номинация была аннулирована. К большому сожалению для авангардной марки TAG Heuer, чей революционный хронограф Link Calibre S, совместивший в себе преимущества электронных часов и механики, стал одним из событий Базельского салона и имел все шансы на победу.
Авангардному швейцарскому дому была вручена «моральная» награда. О том, что выдающийся хронограф Link Calibre S — неоспоримый лидер и больше всех достоин победы, на церемонии было объявлено представителями жюри. Многие сочли настоящей сенсацией Женевского Гран-при 2007 то, что впервые без награды остался гениальный мастер Франсуа-Поль Журн. Это произошло опять-таки благодаря регламенту. Он вошел в жюри, что автоматически исключило из борьбы его великолепный хронограф Centigraph.
А вот крупнейший швейцарский часовой производитель Rolex остался без награды по несколько иным соображениям. Знаменитый часовой дом впервые выдвинул свои новинки на соискание Большого Женевского часового приза, и большинство специалистов заранее отдавали ему победу в нескольких номинациях, но… По не зависящим от организаторов конкурса причинам возникла непредвиденная статья расходов в бюджете конкурса — потребовались немалые средства для аренды Женевского Гранд Театра (ранее помещение самой престижной сцены Женевы предоставлялась для проведения церемонии награждения бесплатно).
Rolex выручил конкурс, внеся солидную сумму, после чего деликатно снял свои модели с конкурса. Особенно жаль в этой связи яркий Yacht Master II с уникальным механическим счетчиком обратного отсчета. Модель до последнего момента лидировала, о чем также организаторы сообщили на заключительной церемонии. В общем, все эти проблемы, собственно, и являются главным предметом обсуждения на заседании международного жюри. Что же касается выборов победителей, то он осуществляется оперативно и анонимно — электронным голосованием.
Неформальная церемония
У молодого Женевского часового приза постепенно устанавливаются традиции награждения лауреатов, оттачиваются стилистика и интонация. В этом году церемония награждения стала, на мой взгляд, изящнее. Добавились лег- кие воздушные конструкции на красной дорожке при входе в театр, по которой поднимаются по ступеням приглашенные, словно растворяясь в хороводе кружащих по фасаду театра разноцветных цифр.
Это сказочное оформление в призовую ночь знаменитым художником-иллюминатором Хофстеттером уже стала традицией. Хотя накрапывал холодноватый дождик, желающих посмотреть на стекавшийся на свой главный бал высший цвет часовой индустрии собралось значительно больше, чем в предыдущие годы. Возбуждение ощущалось, но без экзальтации и ажиотажа. Больше стало фотографов и иностранной прессы.
Сама церемония была в этом году компактнее — без включения артистических элементов. Знающая публика оценила новшество — дебют в качестве ведущего Грега Понса, авторитетного французского журналиста и члена жюри. Тем более что он не просто объявлял имена победителей, но и очень остроумно комментировал, почему жюри именно им решило присудить награды. Некоторые иностранные представители не совсем поняли, зачем в рамках торжественной церемонии организаторы сочли нужным наградить никому не известных подростков за успехи в учебе.
Однако отмечать заслуги совсем юных будущих часовщиков — это также уже добрая традиция Женевского Гран- при. Дело в том, что из-за возрастного пробела, который возник в 80?е годы из-за кварцевого кризиса, в швейцарском часовом деле сегодня остро ощущается проблема «эстафеты поколений». Тогда в будущее механических часов никто не верил, и молодые люди, даже из среды потомственных часовщиков, выбирали другие профессии. Теперь секреты часового искусства порой уходят безвозвратно вместе со стареющими мастерами.
Это привело к тому, что некоторые декоративные работы могут выполнять всего два-три специалиста во всей Швейцарии. И все достойнейшие марки выстраиваются к ним в многолетнюю очередь… Вот почему швейцарские часовые круги уделяют такое внимание восполнению пробела в поколениях. Кстати, именно по этой причине среди трех победителей лотереи, которая проводилась среди голосовавших на сайте wordltempus.com, оказалась крошечная девчонка в очках. Она выиграла огромную неподъемную коробку с часами от Франка Виллы и упорно не хотела признаться знаменитой телеведущей Лолите Морене, кому подарит свой элитный выигрыш…
Укрепляются традиции и кулуарно- го чествования лауреатов. На ужине для избранных в фойе театра за стола- ми соседствуют звездные команды великих брэндов. Только здесь можно встретить сразу столько самых ярких звезд часового искусства — темпераментного Тьерри Натафа (Zenith), колоритного Жана-Клода Бивера (Hublot), ироничного Франсуа-Поля Журна (F. P. Journe Invenit et Fecit), светского Томаса О’Нила (Harry Winston), энергичного Жана-Кристофа Бабэна (TAG Heuer)…
Это, пожалуй, единственный вечер в году, когда у них есть редкий случай обсудить между собой в неформальной обстановке тенденции и тренды, а также многие другие важнейшие вещи. Я нисколько не преувеличиваю, утверждая, что с результатами этого общения мы привыкли знакомиться спустя несколько месяцев на салонах в Базеле и Женеве.
Опубликовано в журнале "Мои Часы" №6-2007