Искусство и его тень: подделки часов
«Остерегайтесь подделок!» - этот девиз актуален еще, наверное, с тех времен, когда Моисей водил свой народ по пустыне. Потому что контрафактное производство – третий древнейший промысел
«Остерегайтесь подделок!» - этот девиз актуален еще, наверное, с тех времен, когда Моисей водил свой народ по пустыне. Потому что контрафактное производство – третий древнейший промысел. И он, к сожалению, кажется неистребимым.
Плата за успех
В Париже есть даже музей подделок, в котором можно встретить довольно забавные экспонаты, начиная с XVI века. Наибольшим «спросом» всегда пользовались копии произведений искусства – живописи, скульптуры и других творений известных художников. Потому что подделывают обычно не сам предмет – подделывают имя, которое с этим предметом ассоциируется.
Поэтому неудивительно, что в наше время, когда марка производителя составляет 2/3 цены товара, существует огромный и процветающий рынок фальшивой «фирменной» одежды, обуви и, конечно, часов.
«Подделки – это цена выкупа за успех часовой марки», считает административный директор дома Chopard Франсуа Тиссо. «Фактически известные производители и рынок контрафактной продукции живут в симбиозе: торговцам подделками не нужно тратиться на рекламу и промоушн своей продукции, а производители настоящих часов видят – если их марку подделывают, значит, она очень популярна и узнаваема».
При этом считается, что потребительские аудитории оригинальной и поддельной продукции не пересекаются – тот, кто может позволить купить себе престижные часы за два десятка тысяч швейцарских марок, вряд ли прельститься на их копию за сто долларов. И, тем не менее, швейцарские производители часов во главе с Федерацией часовой индустрии (FH) объявили контрафактной продукции тотальную войну.
Самый непримиримый враг подделок – это концерн Richemont, руководство которого убеждено, что обилие дешевых копий не способствует популярности брэндов, а наоборот обесценивает престижную продукцию.
Пока что попытки швейцарских производителей ликвидировать рынок подделок напоминают начальную стадию битвы Геракла с Гидрой. «Каждую неделю мы получаем ордер на ликвидацию партии поддельных часов нашей марки. Но, к сожалению, количество контрафактной продукции значительно превосходит объем нашего собственного производства», с грустью констатирует генеральный директор Audemars Piguet Жорж-Анри Мейлан.
А, собственно, что именно вызывает такую панику у швейцарских брэндов, что заставляет их, отбросив снисходительную иронию к «забавным подделкам», относится к ним как равному сопернику? Оказывается, главная проблема – это… улучшение качества подделок.
«Рынок контрафактной продукции сегодня становится все более качественным и оперативным», считает Ханс-Петер Ренч, директор юридического отдела Swatch Group. «Примерно начиная с 1996-97 годов появилось то, что мы называем «второе поколение подделок».
Мастера-копиисты стали стремиться улучшать качество и точность дизайна своей продукции и уже сейчас многие подделки выглядят настолько достоверно, что на первый взгляд даже специалиста неотличимы от оригинала. Они используют золото в покрытии, сапфировые стекла, механизмы ЕТА – фактически, это нормальные часы среднего качества, только на них стоит логотип известной фирмы».
То, что подделку нельзя выявить с первого взгляда – действительно пугающая тенденция. Потому что человек, покупая тот же Audemars Piguet, Cartier, Rolex или Omega рассчитывает получить не «нормальные часы среднего качества», а эксклюзивное произведение часового искусства.
И естественно, швейцарской индустрии никак не помогает то, что любой труженик может разъезжать на общественном транспорте в купленном на рыке Rolex, который еще, при этом, вполне прилично выглядит!
Траффик
По данным FH, 70% контрафактной продукции производится на Юго-востоке Азии: в Гонконге, Тайване, Корее и Китае, который в последнее время уверенно выходит в лидеры «отрасли».
Затем подделки поступают на Ближний Восток и Европу, где распространяются через хорошо организованные сети, находящиеся в основном в Италии и Испании. Как считают представители европейской таможни, в этой цепочке Индии и России отводится роль ключевых «координационных пунктов», соединяющих Восточного производителя и западного потребителя.
Однако с повышением уровня благосостояния наших соотечественников и развития часовой культуры, Россия и сама становится благоприятным рынком не только для престижных швейцарских часов, но и для контрафактной продукции.
В прошлом году один мой приятель француз купил «по знакомству» Rado Integral. Каково же было его удивление, когда через пару месяцев у этих «вечных часов» треснуло стекло! Присмотревшись, растерянный представитель родины Верлена и Рембо увидел все признаки подделки: более толстый и грубый корпус, позолоту на соединительных деталях (тогда как основное правило всех дорогих брэндов «все желтое – золотое»), грубые винты, нечеткую маркировку. А на намеки о «наивных европейцах» он возмущенно заметил, что просто не ожидал, что именно в Москве (а не в Дубаи, Салониках или Малаге) он может встретить подделку, на которую легко «купиться».
Действительно, еще несколько лет назад на московских рынках, в переходах метро и на вокзалах попадались темные личности, которые предлагали алюминиевые «ролексы» за пару сотен рублей – ими в основном рынок подделок и ограничивался.
Сейчас же копии часов известных брэндов продаются вполне легально – в киосках в метро, где они гордо красуются на витрине или по Интернету, где вообще неизвестно: честно ли тебя предупредят, что это «лицензионная копия» или просто выдадут ее за оригинал «со скидкой».
Поражает именно то, что так беспокоит швейцарских «грандов»: разнообразный ассортимент, удовлетворительное качество (копии, стоимость которых начинается от $100 и не осложнены какими-то особыми техническими «наворотами», по материалам, механизмам и исполнению вполне соответствуют этой цене) и оперативность рынка.
Уже сейчас на витрине контрафактного магазина можно увидеть такие марки, которые могут заинтересовать только ценителей часового дела: Alain Silbersten, Eberhard, Glashutte и даже ультрамодную Jacobs&Co.
Остается только один немаловажный вопрос: а насколько это нужно настоящим ценителям? Неужели они готовы довольствоваться тенью произведения часового искусства? Скорее всего, нет. Ведь разница, которой, может, и не видно на первый взгляд, легко распознается на второй и третий.
Потому что истинная красота проявляется в продуманном сочетании деталей. И подделать ее никак нельзя.
Опубликовано в журнале "Мои Часы" №6-2003