Искусство & технологии

Немецкие часы: Разум и чувства

Немецкий склад ума исторически выделяют две яркие характеристики (по которым, кстати, выявляли даже тщательно подготовленных шпионов). Это стремление любое действие, во что бы то ни стало, довести до своего логического совершенства и склонность к узкой специализации

Немецкий склад ума исторически выделяют две яркие характеристики (по которым, кстати, выявляли даже тщательно подготовленных шпионов). Это стремление любое действие, во что бы то ни стало, довести до своего логического совершенства и склонность к узкой специализации. Еще Тэффи описывала немецкого официанта, виртуозно подающего пиво: если у него случайно спросить «А нельзя ли принести рыбки?», он сойдет с ума от изумления. Всю жизнь пиво, пиво и вдруг… селедка! Unmoeglich, для этого существует другой официант.

Mache mit uns! Делай с нами!
Описанные выше качества проявились у немцев и при изготовлении часов. На первый взгляд, немецкие механизмы не производят особого впечатления, в сравнении с творениями соседей-швейцарцев. В них нет той легкости и архитектурной фантазии, которая приравнивает швейцарские конструкции из осей, колес и пружин к ожившим произведениям искусства. Не могут похвастаться немецкие часовые мастерские и изобретениями вроде репетира, лунного календаря, турбийона и других усложнений.

Зато, немецкие механизмы – пример почти совершенной надежности, рациональности и филигранности исполнения. Признав однажды какую-нибудь идею хорошей, немецкие часовщики будут доводить ее до технического абсолюта в течение нескольких столетий.

Механизм  A. Lange & Sohne

Если исторический центр механизмов для крупногабаритных часов находится в Шварцвальде, то alma mater немецких карманных и наручных часов – саксонский городок со странным названием Glashutte («Стеклянная хижина»), в котором находится часовая империя, основанная Альфредом Ланге. Именно на фабриках Ланге сформировалась «фирменная» конструкция немецких часовых механизмов, которые и сегодня являются визитной карточкой продукции часовых фирм из Гласхютте.

Основное чисто немецкое усовершенствование – это способ крепления камней в опорах. Дело в том, что до 1925 года часовые камни делались не цилиндрическими, а в форме зерна чечевицы, то есть просто запрессовать их в отверстие, как это делают сегодня, было нельзя. Опора оси – одна из самых важных частей механизма - из-за ненадежного крепления камня оказывалась достаточно уязвимой. Немцы серьезнее других отнеслись к этой проблеме, выделив конструирование опор в отдельную отрасль часового дела.

Они построили специализированную фабрику, занимающуюся созданием надежных креплений для часовых камней. Именно там и было найдено единственно верное решение: поместить камень в латунную втулку-шатон, фиксирующуюся вокруг отверстия винтами. Такая конструкция значительно улучшала качество сборки, а также повышала ремонтопригодность механизма. Ведь для того, чтобы заменить камень, достаточно выло вывинтить втулку. Немцы и по сей день отказываются просто запрессовывать камни, как все остальные. Они верны своей старой идее, которая, помимо прочего, определяет «лицо» немецкого механизма: рубиновые камни в окружении вороненых винтов и золотого ободка втулки выглядят исключительно стильно и узнаваемо.

Вторая «фишка», родившаяся в мастерских Гласхютте, - это так называемый «мост ¾» (это когда оси крепятся не к поперечным мостам, а к верхней платине, закрывающей ¾ механизма). Это усовершенствование, конечно, не позволяет  в полной мере насладиться видом работающего механизма, зато повышает его надежность и точность, предотвращая смещение осей.

Во время Второй мировой войны фабрики Ланге постигла печальная участь. То, что не доразбомбили англо-американские ВВС, вывезли красноармейцы. Во времена существования ГДР, на территории которого оказался Гласхютте, на слегка восстановленных останках заводов производили «народную» механику вполне социалистического качества.

Возрождение немецких часов началось сразу после объединения Германии. Немцы с поразительной энергией в рекордные сроки не только восстановили производство, но и вернули марки Гласхютте в элиту haute horlogerie. Сегодня  в городе, население которого составляет 5000, в часовом производстве занято 500 человек. В Гласхютте расположились четыре компании: A. Lange & Sohne, основанная вернувшимися в 1990 году наследниками Ланге (входит в группу Richemont); принадлежащая Swatch Group - Glashutte Original, которая включает в себя еще и марки Union и Julius Assmann; и две чуть менее именитые фабрики – Nomos и Muhle.

Все часы этих марок снабжены маркировкой “Glashutte S.A”, которая означает, что не менее 95% комплектующих произведено в Гласхютте.

Общую концепцию продукции предприятий Glashutte наиболее удачно сформулировал глава компании Nomos Уве Аренд (Uwe Arendt): «Дизайн наших часов и их качество должны быть такими, чтобы в них не хотелось ничего улучшать». И в самом деле, немецкие часы сравнимы с немецким же автомобилем «Мерседес». Они так же солидны и основательны, а отсутствие легкости и изящества компенсируется тщательно выверенными формой и содержанием.

Такие часы на руке невозможно не заметить. И не из-за вычурного дизайна, бриллиантов или золота, а благодаря их совершенной геометрии. Характерно, что самая «прямолинейная» марка Гласхютте Nomos регулярно становится обладателем приза «Лучший немецкий дизайн».

В этом году A.Lange и Glashutte Original представили немного похожие модели с лунным календарем: Luna Mundi и Pano Matic Lunar. Обе отличает смещенная влево от центра индикация часов и большая дата. Особенностью Pano Matic (калибр 90) от Glashutte является также смещенный влево ротор автоподзавода, а A.Lange отличился тем, что выпустил лунный календарь для Южного (калибр 901.7) и Северного полушарий (калибр 901.8).

Glashutte Original Luna Mundi

Nomos представил новую модель своей основной серии Tangente Gang Reserve с механизмом калибра TSDPG, оснащенным популярным сегодня индикатором запаса хода. Особенность и гордость всех калибров Nomos в том, что дополнительные функции механизмов не влияют на его толщину – она была и остается 2,65 мм.

Mache wie wir! Делай, как мы!
Кроме компаний из Гласхютте в Германии есть еще несколько марок, выпускающих эксклюзивную механику: IWS (?), Sothis, Temption, Schauer. Надо сказать, что немецкие марки механических часов принципиально не пытаются стать массовыми, ограничиваясь выпуском лимитированных серий. И здесь тоже присутствует выверенная логическая последовательность: само по себе германское происхождение гарантирует часам точность, надежность и индивидуальный подход в производстве.

Даже заказанные на швейцарских фабриках ЕТА, Valjoux и Dubua Depraz механизмы немецкие компании непременно дорабатывают и модифицируют. Так, например, поступают Sothis и Temption. Кстати, немецкие механизмы не нуждаются в сертификации COSC (Швейцарского комитета хронометрирования), поскольку проходят испытания на точность уже в собранном корпусе – это эксклюзивная практика, являющаяся особенностью германского часового рынка, когда тестируются уже готовые часы, а не отдельные комплектующие.
 
Хотя неверно было бы думать, что немецкие часы – это конструктивизм в чистом виде и преследуют только цели повышения рациональности. Все-таки родина Гете, Шиллера, Баха и Бетховена даже в часовой области тяготеет к мистическому романтизму. Немецкий дизайн – самый концептуальный в Европе. В нем практически ничего не бывает просто так «для красоты».

Например, основатель фирмы Temption Клаус Ульбрих (Klaus Ulbrich) – верный последователь Баухауза  и японского минималистичного стиля Васи-Саби - с завидной педантичностью убирает в своих моделях «все лишнее». Концепция часов Temption - «информационная пирамида», суть которой в том, что различные показатели на циферблате обращают на себя внимание в определенной последовательности.

Самая фактурная – часовая разметка, за ней уже замечаешь календарь, после – счетчики хронографа и уже в самом конце логотип Temption, нанесенный глянцем на матовую поверхность циферблата.

А глава Sothis Вольфганг Штайнкрюгер (Wolfgang Steinkruger), много лет изучавший шаманскую культуру, вообще наделяет свои часы мифологическим смыслом: “sothis” – на древнеегипетском означает Сириус, главную звезду созвездия Гончих Псов, изображение которых и украшает циферблат или ротор часов. Фирменный штрих Sothis – ребристая окружность корпуса, состоящая из трех продольных линий.

Опять же, не просто так: они символизируют триединство и три основные стихии: Землю, Воду и Воздух. При этом, часы Sothis оснащены достаточно сложными патентованными механизмами: например, Cronograph Central (хронограф с центральной стрелкой), World Time Chrono (хронограф и мировое время) и Quantieme Spirit of Moon (лунный календарь с полным календарем).

IWS ориентируется в основном на американский рынок, поэтому его глава Джордж Керн (Georges Kern) на метафизические темы предпочитает не размышлять, а думает о том, как снабдить механизм наиболее полным количеством функций. В этом году компания представила продолжение линии Portugieser: с запатентованным устройством завода, семидневным запасом хода, лунным календарем одновременно для двух полушарий и вечным календарем.

И, наконец, самая оригинальная немецкая компания – Schauer, в этом году представила модель, которая могла бы стать символом всего немецкого часового искусства - Digital 2.

Schauer Digital 2

На круглом черном циферблате расположено не только окошко «прыгающего часа», но и «прыгающих минут» - этакий минимализм в квадрате. Йорг Шауэр подошел к производству часов крайне интересно: он приобрел большой запас уникальных механизмов Durowe 7440, которые больше не выпускаются, и модифицирует их для своих моделей. Так что его часы (Digital 2, Durowe, Kulisse) – это настоящий hand made с четким лимитом: пока не закончится запас механизмов.

Mache besser uns! Делай лучше нас!
Как уже было сказано, немецкая эксклюзивная механика начала возрождаться не очень давно. А до этого германским часовым фирмам, как и всем в мире, пришлось преодолевать «кварцевый кризис», что из них компаниям оказалось не по силам.

И тут, как и после Второй мировой войны, немцы сумели извлечь выгоду из своего поражения: они создали массовое производство недорогих кварцевых марок, с фирменным «концептуальным» дизайном – самый характерный пример марки Elysee. Основное правило немецких производителей популярных часов можно сформулировать так: часы должны соответствовать современности. То есть, никаких реплик, повторений и ностальгии.

Сегодня в одежде люди предпочитают простые линии и стиль casual – значит, такими должны быть и массовые часы. Тот же Junghans, отбросив славу ведущего производителя механики начала века, одним из первых сделал часы с радиоконтролем и солнечной батареей. Кстати, эта марка (как и еще один популярный немецкий брэнд Dugena) недавно была приобретена крупнейшим немецким концерном Egana Goldpfeil Group, исправно удовлетворяющим спрос на недорогие часы минималистичного и технодизайна, которые отличает все та же немецкая основательность и геометрическая четкость линий. А свой выход на рынок Goldpfeil сопроводил беспрецедентной акцией: пригласил мастеров ACHI для разработки дизайна своей коллекции, выбрав по одной из семи представленных каждым часовщиком модели.

Наконец, ярким примером немецкой последовательности дизайнерской концепции является марка Aigner, чьей фирменной находкой стал корпус в форме подковы и одновременно стилизованной буквы «А». Ведь в Германии даже красота должна быть обоснованной.

Опубликовано в журнале "Мои Часы" №6-2003

Новое на сайте

Восстановление пароля

Пожалуйста, введите ваш E-mail:

Вход
Регистрация Забыли пароль?