Удивительные российские часы
«Карманные часы русского производства в своей категории, без сомнения, поставили мировой рекорд. Бронниковские часы в целом были оценены как "отличные".
«Карманные часы русского производства в своей категории, без сомнения, поставили мировой рекорд. Бронниковские часы в целом были оценены как "отличные". Что и предопределило почти троекратное превышение их нижней каталожной оценки - часы обошлись новому владельцу в 34 500 шв. фр.»
Аукцион женевского Антикворума. 31 марта-1 апреля 2001 года
Совсем не случайно на современных аукционах оценивают изделия кудесников из древнего вятского края столь высоко. Часы Бронниковых – это чудо часового и столярного искусства. Мастера заставили по иному посмотреть на дерево, открыв новые грани и возможности этого замечательного материала. Миниатюрные карманные часы, предмет точной механики, оказывается можно собрать из деталей, изготовленных из березового капа, пальмового дерева, жимолости, бамбука!
Как же возникла сама мысль – создать часы, у которых и корпус, и цепочка, и весь механизм, и стрелки – вырезаны и выточены из разных пород дерева? С чего все начиналось? Оказывается, виноват во всем наш знаменитый писатель Александр Иванович Герцен, арестованный в 1834 году по "Делу о лицах, певших в Москве пасквильные песни". После тюремного заключения А.И.Герцен, в апреле 1835 года был сослан на службу в Пермь, а в мае переведен в Вятку.
В 1837 году он организовал губернскую выставку промышленных и сельскохозяйственных изделий. Вместе с Земской управой А.И.Герцен предложил ремесленникам город, в том числе шестидесятилетнему искусному токарю Ивану Тихоновичу Бронникову и его сыну Семену, приготовить экспонаты. Отец ответил, что «не имеет состояния что-либо сделать», а сын, что сделает «что-нибудь малую штуку» и представил свои часы, поразившие современников.
За изготовление часов – в сумашедший дом!
«Не то дорого, что красного дерева,
но то дорого, что доброго мастера»
Русская народная пословица
Вятка (ныне Киров), откуда родом сказочные мастера Бронниковы– лесной край, где дерево до сих пор является основным строительным материалом. В этой местности еще в XVIII веке зародился каповый промысел. Каповые наросты «только в этом краю обратили на себя внимание находчивых жителей», писал в XIX веке профессор Казанского университета М. Я. Киттары. Кап употребляли для выделки посуды, шкатулок, курительных трубок, рукояток к ножам.
Что же такое кап? Считается, что слово «кап» древнеславянское и означает «голова». С первого взгляда кап на дереве действительно напоминает форму человеческой головы. Его можно обнаружить на ветвях и стволах старых деревьев. Ценность нароста мастера определяли по рисунку на срезе – неповторимому в каждом экземпляре. Кап хорошо поддается обработке, не коробится, не трескается, не разбухает, не ссыхается и так прочен, что некогда из него в Слободском уезде делали молотки-киянки.
Кап очень ценный поделочный материал. В 1837 году за нарост капа в двадцать фунтов платили до пятидесяти рублей, — такою же суммой оценивался породистый бык на сельскохозяйственной выставке. Древесина березового капа, по мнению специалистов, по рисунку и цвету самая красивая.
Возник каповый промысел в маленьком городке вблизи Вятки – Слободском. Столяр Григорий Макаров с первой четверти девятнадцатого века начал изготавливать из капа шкатулки и табакерки для состоятельных заказчиков. Использование капа позволило Макарову выделывать шкатулки с крышками, на деревянных шарнирах, как у шотландских мастеров.
Первая публичная выставка Российских мануфактурных изделий 1829 года, проходившая в Петербурге, принесла слободскому мастеру за каповые изделия небывалый успех — денежную премию в 500 рублей и серебряную медаль «За трудолюбие и искусство».
Переняли искусство изготовления различных поделок из капа у мастеров Макаровых вятский столяр и токарь Иван Тихонович Бронников и его сын Семен Иванович. Талантливые умельцы мастерили, подобно Макарову, табакерки, шкатулки и различные дорогие мелочи. Существует легенда, что однажды Семену Бронникову показали внутреннее устройство карманных часов и мастер буквально заболел, увидев, как крошечные колесики и другие детали двигаются, подвластные определенному ритму.
Очевидно, он испросил разрешение разобрать часы, иначе как понял бы устройство и взаимодействие всех узлов сложного механизма. Зная о достоинствах капа, его твердости и простоте в обработке, Семен Бронников решил изготовить часы из родного для него материала. Представьте себе, что испытала при этом семья мастера, потерявшая на какое время источники к существованию.
Семен Иванович забросил все выгодные заказы, и все время тратил на вытачивание каких-то непонятных крошечных шестеренок и колесиков. По преданию, родственники решили, что мастер сошел с ума и, для его же блага, поместили в сумасшедший дом. Через год, выйдя из больницы, Семен Бронников уже тайком продолжил начатое дело и смастерил часы, диаметром в три сантиметра. Это, конечно, легенда. Как на самом деле создавались часы, никто не знает.
Часы наследника престола
Скорее всего, С.И.Бронников не собирался становиться часовым мастером. На изготовление и наладку часов уходило несколько месяцев работы и, чтобы окупить затраты, часы должны были стоить очень больших денег. Кому нужны очень дорогие и не очень надежные, по сравнению с металлическими, часы? Вероятно, Бронников, создав деревянный часовой механизм, решил, как сейчас говорят, повысить свой имидж, привлечь внимание к своим изделиям и продолжать изготавливать в дальнейшем табакерки и шкатулки из капа.
Но, оказывается, нашлись желающие иметь часы из нетрадиционного для приборов точной механики материала и платить за подобные изделия дороже, чем за часы из драгоценных металлов. Произошел счастливый случай. Первые часы прямо с вятской выставки приобрел наследник престола, будущий император Алесандр II, который путешествовал по России в сопровождении воспитателя, поэта Василия Андреевича Жуковского.
Таким образом, Александр Николаевич Романов невольно создал рекламу начинающему самобытному часовщику. Вятский мещанин Семен Иванович Бронников, окрыленный успехом, оставил другие занятия и совершенствовался в выделке часов. Слава об уникальных часах быстро распространилась по России, начали поступать заказы из разных городов, и глава семьи обучил своих сыновей, Николая и Михаила, а затем и внука Николая Михайловича выгодному и престижному ремеслу.
В «Памятной книжке Вятской губернии» за 1870 год о семейной династии пишут: «Часы большей частью работаются по заказам из разных концов России, и нередко заказы бывают дюжинами... Нужно удивляться искусству старика Бронникова и его двух сыновей, которые почти еще первобытным инструментом вытачивают с изяществом самые мельчайшие принадлежности часов, у них нет порядочного токарного станка...».
Таким образом, три поколения Бронниковых на протяжении более семидесяти лет изготавливали диковинные каповые часы. Последний из династии, Николай Михайлович Бронников в 1909 – 1910 году переехал из Вятки в Москву и, по преданию, работал в торговом доме «Павел Буре», где, как известно, карманные часы из дерева не производили.
Деревянное чудо
«Русской диковинкой» называли часы вятских кудесников на различных российских и всемирных выставках. Ведь нигде в мире карманные часы из дерева не производили. Механизм часов традиционен для подобных изделий XIX века – цилиндровый ход, изобретенный еще в 1795 году английским часовым мастером Томасом Томпионом, простой баланс, пружинный двигатель (завод и перевод стрелок ключом), зубчатые колеса, часовая, минутная и секундная стрелки (вексельные колеса и трибы, приводящие в движение стрелки, выведены непосредственно на циферблат).
Шкала часов обозначена арабскими цифрами. На месте цифры «6»- секундный циферблат. Оси, трибы, винт крепления моста баланса, накладные пластинки для обозначения цифр часовой шкалы изготовлены из слоновой кости. Пружина и волосок баланса - из стали. В качестве материала при создании часов, кроме капа, Бронниковы использовали древесину пальмы, ореха, жимолости, бамбука. Цепочку вырезали из целого куска капа.
По легенде, даже волосок баланса и пружина в первых часах Бронниковы изготавливали из дерева, точнее из нитей закаленного бамбука. Не знаю, подтвердить или опровергнуть эту легенду не могу, поскольку в различных музеях нашей страны и в частных коллекциях видела только часы с металлическими волосками и пружинами. Возможно, мастера поняв, что из - за этих деталей страдает надежность работы всего часового механизма, начали применять для их изготовления обычный материал, то есть металл.
Загадочная Эрнестина
Мастера Бронниковы подписывали свои часы. Это помогает отличить подделку от подлинника. Например, на крышках часов из собрания Политехнического музея имеются надписи: «М.С.Бронниковъ въ Вятке» и «Бронниковъ въ Вятке»; в Кировском краеведческом музее представлены часы, подписанные: «Братья Бронниковы въ Вятке», «Н.М.Бронников въ Вятке»; в 1994 на аукционе Antiquorum в Гонкоге продавались часы «Бронниковы въ Вятке», оцененные в 12000 – 14000 швейцарских франков; в личной собственности коллекционера из Златоуста имеются часы – «М.С.Бронниковъ и сынъ въ Вятке».
Пока не выявлены часы, подписанные мастером, основателем династии, Семеном Ивановичем Бронниковым. Больше всего встречается часов Михаила Семеновича Бронникова и, судя по данным представленных на самих изделиях, М.С.Бронников работал как самостоятельно, так и в паре с братом, а в последствии и с сыном – Николаем Михайловичем. Про второго брата сказать сложнее.
Работ, подписанных Н.С.Бронников, пока не выявлено. Или он работал только в паре с братом, или он подписывал свои изделия просто «Бронниковъ въ Вятке».
В собрании Кировского краеведческого музея хранятся часы без имени мастера, но с загадочной надписью «Эрнестина» («Ernestina»), диаметром 3 мм. По преданию, часы принадлежали знатной даме, француженке, Эрнестине Александровне Спасской. В.Пленков, кировский краевед предположил, что Эрнестина Александровна сама заказала себе часы. Мне же видится другая история, в любом случае это только догадка.
Француженка Эрнестина вышла замуж за технического инспектора Н.Рума и поселилась с ним в Ижевке. В 1880 году Н.Рум умер и Эрестина Александровна вышла замуж за врача Ираклия Александровича Спасского. Казалось бы, простая житейская история, но женские часы из дерева с надписью «Эрнестина», наводят на мысль, что Спасский не просто женился, он страстно любил эту женщину, добивался ее руки. Чем можно удивить богатую и избалованную иностранку, какой подарок ей преподнести?
И Ираклий Александрович вспомнил о своих земляках, мастерах Бронниковых, удививших в 1837 году даже будущего Императора Александра II. По моим предположениям А.Спасский, заказал женские часы из дерева для своей невесты, в период сватовства. Таких часов в Западной Европе она, конечно не видела. Можно только представить восторг и удивление ее соотечественников на родине при виде работающих миниатюрных часов, все детали которых выполнены из разных пород дерева, на изящной каповой цепочке, в красивом каповом футляре формы «устрица».
Сувенир Вятского края
Один из потомков мастера Бронникова, Владимир Бронников, ныне директор по маркетингу компании «Ланк» в Петербурге так объяснил, почему в трудные перестроечные времена не уехал навсегда из России: «…тогда отъезд на работу за границу означал, что ты с корнем вырываешь себя из России, а мне себя с корнем было вырвать трудно, - может быть потому, что в Политехническом музее тикали часы, сработанные моими предками...».
Изделия Бронниковых следует отнести к разряду часов-сувениров. Конечно, деревянные механизмы не могли конкурировать с более надежными, точными и дешевыми часами из металла. Но часы Бронниковых нельзя оценивать с точки зрения часового искусства – в конструкцию приборов времени они не внесли ничего нового. Значение работ Бронниковых в другом. Вятские кудесники показали вершины творческих поисков в применении и обработке дерева, доказав, что этот материал годится не только для строительства и производства мебели, из него, в случае необходимости, возможно, строить и сложные машины, и даже приборы точной механики.
Исследования часов Бронниковых, хранящихся в Политехническом и других музея страны показало, что механизмы часов выполнялись по одной схеме. Но это не было кустарное производство, на котором, созданные на станках детали, были совершенно одинаковыми. Мастера Бронниковы изготавливали свои часы вручную от начала до конца. Все известные нам часы имеют разные размеры, хотя и незначительно, но отличаются, друг от друга – диаметр корпусов колеблется от 30 до 55 мм, толщина может быть 15, 18 мм.
Музеи, выставки, аукционы
«Вятские мещане Бронниковы представили
карманные часы исключительно из
кости и дерева, ценою в 20 и 30 руб. за штуку
Отчет о Всероссийской мануфактурной выставке»
1870 года в С-Петербурге
Шедевры столярного и часового искусства, созданные Бронниковыми, уже 165 лет удивляют и восхищают всех, кто их видит на выставках, в музеях, в частных коллекциях. Механизмы из капа и в свое время ценились дороже золотых, а сегодня за часами русских умельцев охотятся и частные коллекционеры и музеи всего мира.
Политехническому музею Москвы тоже есть, чем гордиться! Часы Бронниковых экспонировались на Политехнической выставке 1872 года, открытие которой было приурочено к двухсотлетию со дня рождения императора Петра I. Эта выставка послужила основой и для рождения самого Политехнического музея. В 1982 году Политехнический музей, к своему 110 – летию организовал выставку «Уникальные памятники науки и техники». Один из приглашенный участников выставки, народный артист СССР Сергей Владимирович Образцов, экспонировал музыкальные автоматы и часы XVIII—XIX веков из своей коллекции, в том числе и один экземпляр карманных часов мастера Брононникова.
В 1988 году в Политехническом музее создали передвижную выставку «Часы России», побывавшую в период 1989 – 1991 гг. в Праге и Михаловце (Чехословакия), Варшаве, Западном Берлине. Жители этих городов также восторгались часами знаменитых русских самородков Бронниковых из собрания Политехнического музея.
Часы Бронниковых неоднократно удостаивались различными наградами на выставках XIX и ХХ веков. В 1864 году деревянные часы Бронникова были представлены на Всероссийской сельскохозяйственной выставке в Москве и были удостоены похвального листа. Некоторые часы изготавливались по специальным заказам. Так, в 1867 году министерство внутренних дел «попросило» (по предписанию из канцелярии министерства, присланному вятскому губернатору) умельцев изготовить двое часов.
Через полтора месяца дружная семья Семена Ивановича Бронникова выполнила заказ и отослала часы в Петербург. В 1870 году М.С. Бронников и его брат Н.С. Бронников участвовали в ХIV Всероссийской выставке мануфактурных изделий в С-Петербурге и были удостоены Почетным отзывом и денежной премией за часы из дерева и кости, причем Николай Бронников представил часы из дерева, а Михаил – из слоновой кости. В 1896 году М.С. Бронников получил серебряную медаль за часы «с пальмовым ходом и пальмовой цепью» на ХVI Всероссийской промышленной и художественной выставке в Нижнем Новгороде.
В материалах выставки был указан и точный адрес мещан Бронниковых – город Вятка, Орловская улица. В 1902 году на Всероссийской кустарно-промышленной выставке в Санкт Петербурге представил свои часы последний из династии Бронниковых –Николай Михайлович. И еще множество региональных выставок, например, в Вятке (1862 г.), в Казани (1886 г.), или в Екатеринбурге (1887 г.) считали за честь украсить свои экспозиции часами именитых мастеров.
Мировая известность пришла к династии в 1873 году на Всемирной выставке в Вене, где показали свое искусство Николай и Михаил Бронниковы и были награждены дипломами. А в 1900 году Губернское земство отправило уникальные каповые часы на Всемирную выставку в Париж, но судьба их осталась неизвестной. Уже в советское время часы вятских мастеров были представлены на Всемирной выставке 1967 года в Монреале.
Сколько же часов сделали Бронниковы? Трудно сказать. Все – таки бронниковские изделия более сувениры, причем очень дорогие сувениры, чем практичный прибор, необходимый в повседневном использовании. Скорее всего, семья жила за счет производства обычных каповых поделок, табакерок и шкатулок, а часы изготавливала только по специальным заказам и для выставок и, по моему мнению, несмотря на то, что умельцы в общей сложности работали 70 лет, изготовили они не более нескольких сотен деревянных часов.
Но это только предположение. В настоящее время учтено около 50 штук часов. «Русскую диковинку» можно увидеть в Дрезденском физико-математическом салоне, в Оружейной палате Кремля, в Политехническом и Государственном Историческом музеях в Москве; в Русском музее, Эрмитаже и Музее этнографии народов России в Петербурге; в областных и краеведческих музеях Кирова, Слободского, Великого Устюга, Череповца, Ангарска, Златоуста, Иркутска. Имеются часы Бронниковых и в частных коллекциях, как правило анонимных. Так что еще возможны находки, появление часов русских мастеров на аукционах мира, или в музеях России и мира.
Опубликовано в журнале "Мои Часы" №4-2003