Что такое «репетир» и для чего он нужен в часах?
Первые механические часы появились значительно раньше, чем в наших домах зажглись электрические лампочки, задолго до изобретения уличного газового рожка
Репетиция часового оркестра
Первые механические часы появились значительно раньше, чем в наших домах зажглись электрические лампочки, задолго до изобретения уличного газового рожка. И сразу возникла проблема: часовой циферблат легко читался при дневном свете, но попробуйте разглядеть стрелки ночью… Никаких светящихся красок тогда еще не знали. Вместо них придумали репетир — часы, мелодично отбивающие время по велению хозяина.
Начнем с того, что репетир и часы с боем — совсем не одно и то же, хотя и могут прекрасно уживаться в одном корпусе. Часы с боем автоматически оглашают время по мере его продвижения, даже когда их показания никому не интересны.
Например, вы спите и не намерены всякий раз просыпаться лишь для того, чтобы услышать который час. Репетир же сообщит вам эту информацию, только если вы его попросите - дернете за веревку, нащупаете кнопку или рычаг. И не один раз сообщит, а столько, сколько позволит завод и пожелает ваша душа.
Такая конструкция позволяла нашим предкам в полной темноте, не зажигая свечу, получать ответы на извечный вопрос о времени. Кстати, до появления спичек зажигание свечи превращалось в крайне утомительное занятие. А уж для ждущего рассвета путешественника, коротающего ночь в дороге, в темной карете, репетир был просто спасением.
Но и при ясном свете было приятно время от времени послушать мелодичные удары. Поэтому нет ничего удивительного, что устройство четвертного репетира было запатентовано в далеком уже 1687 году английским часовщиком Даниэлем Куэйром (Daniel Quare) у самого Его Величества короля Якова Второго.
Настал удобный момент для рассказа о том, какие же встречаются виды репетиров, и как определить время по их ударным партиям. Как правило, репетиры способны воспроизводить звуки всего двух тонов: низкий и высокий. За каждый из них отвечает своя пара гонг-молоточек. Но даже такой небогатый арсенал позволяет нам узнавать время с точностью до минуты, хотя и не у всех моделей.
Упомянутые четвертные репетиры отбивают полный час ударами низкого тона, а число истекших четвертей следующего часа — более высокими. Нажав на кнопку, скажем, в 23:56, вы услышите 11 низких ударов и 3 высоких.
Пятиминутные репетиры пробивают высокими ударами, как следует из названия, пятиминутные интервалы, а четверти определяют сдвоенным боем обоих молоточков. В те же 23:56 пятиминутный репетир издаст 11 низких, 3 сдвоенных и 2 высоких звука. Но чаще встречаются более простые пятиминутные репетиры, не отбивающие четверти, — вы услышите сначала 11 низких, а потом столько же высоких ударов.
В минутных репетирах высокий тон отвечает за минуты. В 23:56 репетир отзовется 11-ю низкими, 3-мя сдвоенными и 11-ю высокими сигналами. Впрочем, существуют минутные репетиры, в которых сдвоенный удар соответствует не четвертям, а пятиминутным интервалам. Как мы узнаем далее, каждый вид временного интервала задается независимыми механическими элементами, поддающимися комбинации в различных сочетаниях.
В любом случае, однажды сличив показания времени на вид и на слух, в дальнейшем вы будете безошибочно расшифровывать его звуковой эквивалент. С толку вас не собьет даже близкое знакомство с редким получетвертным репетиром, отбивающим высоким тоном промежутки в семь с половиной минут.
Особо сложные минутные репетиры наделяются еще и функцией автоматического боя — в механизмах Grande Sonnerie и Petite Sonnerie. Различие между ними состоит в том, что первый автоматически отбивает часы и четверти, предваряя каждую четверть повторением часового боя, а второй также озвучивает часы и четверти, но не повторяет каждую четверть часовые удары.
Естественно, обе разновидности, как и положено репетирам, воспроизводят бой по требованию, да еще с минутным отсчетом. При этом, если обычный репетир необходимо взводить перед каждым прослушиванием, то в таких комбинированных моделях он заводится раз в день, вместе с пружиной боя. Однако поскольку механика автоматического боя достаточно энергоемка, ее делают отключаемой.
Напоследок упомянем о существовании репетиров с тремя, четырьмя и большим количеством разновысоких звуковых тонов. Patek Philippe даже удалось заставить свою карманную модель Star Caliber 2000 с механикой типа Grande Sonnerie точно копировать 16-нотную мелодию лондонского Биг Бена (курантов Вестминстеркого аббатства) — в корпус сложнейших часов поместили целых пять разноголосых гонгов.
И еще, существует разновидность репетиров, называемая жакемарами. На циферблате таких часов располагают маленькие фигурки, движущиеся в такт с ударами гонга, причем создается впечатление, что это сами фигурки производят музыкальный бой. Сегодня жакемары — это "конек" Ulysse Nardin. А теперь, вооружившись теоретическими познаниями, вполне можно продолжить знакомство с историей удивительного механизма.
Несмотря на легкость в обращении, репетир представляет собой, по общему мнению, самый непростой из специальных часовых механизмов — сложнее турбийона. Поэтому портативные репетиры оставались, с момента своего появления и до самого последнего времени, вещью достаточно редкой, производящейся поштучно, вручную и лишь немногими, истинными часовыми виртуозами.
Первый четвертной репетир был сделан лет за десять до получения исторического королевского патента, предположительно в середине 1670-х. А уже в 1695 году родоначальник жанра Даниэль Куэйр конструирует получетвертной механизм.
Изобретательный англичанин известен еще и тем, что первым разместил на общей оси часовую и минутную стрелки. Пятиминутный репетир рождается на свет стараниями Сэмуэля Ватсона (Samuel Watson) в 1710-м. Дольше всего пришлось повозиться с минутным репетиром — его создает Томас Мьюдж (Thomas Mudge) к 1750-му году. В общем, британцы играли тогда первую скрипку часового оркестра, в котором еще не успели обосноваться будущие солисты — швейцарцы.
За первые сто лет своего развития репетиры не слишком вписались в габариты карманных часов, оставаясь, прежде всего, прерогативой настенных, напольных и каминных разновидностей. Отдельно упомянем так называемые каретные часы —дорожный атрибут богатого путешественника.
Они имели специальный защитный футляр, который однако не мешал нажать на рычаг и услышать сигналы точного времени. Более массивный механизм настенных часов иногда приводился в действие дерганьем за шнур. Самыми распространенными репетирами оставались четвертьчасовые, встречались даже часовые.
Изменить этот механизм, причем коренным образом, оказалось по силам лишь Абрахаму Луи Бреге. В 1783 году Бреге изобретает конструкцию ударного гонга в виде пружины, что позволило значительно уменьшить размеры устройства. До этого в роли гонга выступали колокольчики.
И в том же 1783-м мастер приступает к созданию легендарных часов Queen Marie Antoinette, обладавших, помимо множества других передовых решений, и усовершенствованным минутным репетиром. C легкой руки Бреге уже к концу XVIII века карманный репетир становится довольно распространенным предметом, правда, лишь в высших кругах европейского общества.
Репетиры явились, без преувеличения, элементом культуры и снискали расположение многих выдающихся людей. Самый известный репетир в русской литературе — это Breguet Евгения Онегина. Прообраз этих часов был выписан из Парижа отцом Александра Пушкина в 1804 году. Любили репетиры, за их чудный звук, и многие музыканты, например Петр Чайковский и Рихард Вагнер. Не расставался со своим репетиром, доставшимся в наследство от деда, сэр Уинстон Черчилль.
К сожалению, триумф репетиров оказался скоротечен. В 1830-е годы появились безопасные спички, облегчившие нелегкую процедуру зажигания свечей, а позже получили распространение керосиновые и газовые лампы. Чем ярче горели новые источники света, тем быстрее угасал интерес к репетирам, делая их достоянием немногих чудаков и коллекционеров. Дело еще больше осложнилось в 20-е годы прошлого века, когда на арену вышли электрические лампочки. Правда, сложность конструкции, словно бросавшая вызов признанным грандам часовой промышленности, все же заставляла изготавливать такие устройства небольшими сериями, чаще в виде карманных часов.
Первые наручные часы с минутным репетиром были произведены мастерами компании Audemars Piguet еще в 1892 году. С тех пор фирма становится одним из основных поставщиков подобной механики, в том числе и для сторонних марок. Ну, и конкуренты не отставали, прежде всего Vacheron Constantin, Patek Philippe, Blancpain, Ulysse Nardin, Kelek. Как видите, имена говорят сами за себя. И все потому, что репетир — самый дорогой, в прямом и переносном смысле, часовой компонент.
Поэтому на протяжении большей части ХХ века эти часы собирались в основном для поддержания престижа и демонстрации возможностей марки, ни о каком коммерческом производстве речь не шла. Лишь в конце 80-х, вместе с развитием и миниатюризацией часовых технологий, репетиры получают постоянную прописку в престижных наручных моделях, оставаясь при этом единичным и уникальным товаром.
Как ни странно, этот, вроде бы совсем не обязательный в наши дни механизм, стал одним из самых настойчивых "поводырей" некоторых знаменитых швейцарских фирм и окончательно вывел их из глубокого кризиса 1970-х. Но и сегодня репетирами оснащаются часы для избранных — такие не носят каждый день на работу, в них не ездят на отдых, репетир сам подаст сигнал, когда захочет "выйти в свет".
Перейдем к наиболее интересному — основным принципам работы репетира. Как и положено "королю" часовой механики, он располагается на самой верхней платине часового механизма, непосредственно под циферблатом. Несколько ниже помещаются "глашатаи короля" — гонги — длинные и тонкие, как фортепьянная струна, металлические прутья, по окружности опоясывающие весь механизм.
Вокруг гонгов обязательно должно оставаться свободное пространство — для чистоты звука и исключения контакта с корпусом и деталями. От состава особого стального сплава, идущего на изготовление гонгов, в конечном счете зависят богатство и красота звучания репетира, поэтому некоторые фирмы тратят огромные суммы на исследования в этой области. Поврежденный гонг почти не поддается ремонту — звук уже не восстановишь. Впрочем, это относится и ко многим другим деталям механизма.
Репетир имеет свою независимую спиральную заводную пружину — именно ее вы затягиваете, когда нажимаете на рычаг, расположенный обычно в районе отметки "9 часов". Но у репетирного и часового завода есть весьма существенное различие.
Заводная пружина часов может раскручиваться вплоть до их полной остановки, а репетирная постоянно заведена: для пробития в гонг нужна немалая энергия. В момент взвода репетира мы лишь слегка "дожимаем" пружину — ровно настолько, насколько требуется в данный момент времени, — после чего она немного разворачивается, приводя в движение весь ударный механизм. Честно отработав свой добавочный завод, пружина фиксируется через сложную систему передач и рычагов.
Возникают сразу две проблемы. Как определить эту необходимую и достаточную величину взвода пружины, и как заставить молоточки репетира отбивать точно положенное число ударов? Для решения обеих задач используется система сопряженных элементов, называемых улитками и гребенками.
Гребенка — это зубчатый сектор причудливой формы, приводимый в движение силой заводной пружины репетира. Расправляющаяся пружина поворачивает гребенку, ее зубцы дают импульс молоточкам, те бьют по гонгам — слышится мелодичный звук.
Поскольку гребенка может поворачиваться в двух направлениях, между зубцами и молоточками предусмотрены палеты, передающие удар зубцов при рабочем движении гребенки и гасящие импульс при обратном повороте, соответствующем взводу репетира.
Улитка — это ступенчато-округлая деталь не менее сложных обводов, приводимая в движение непосредственно стрелочным механизмом часов и, следовательно, совершающая постоянное вращение в одном направлении. Форма улитки рассчитана так, чтобы до строго определенной степени ограничивать угол поворота гребенки. Каждый раз, когда хвост гребенки упирается в улитку, та находится именно в том положении, которое соответствует текущим показаниям времени.
Как видите, с первого взгляда все довольно просто. Назначение гребенки — бить в гонг, назначение улитки — вовремя осадить гребенку, не дать той слишком разыграться. Регулирующая бой гребенка, жестко связанная с заводной пружиной репетира, сможет повернуться ровно настолько, насколько ей позволит улитка, жестко связанная со стрелочным механизмом. На этом вполне можно было бы поставить точку, но мы не боимся трудностей и рассмотрим схему репетира еще более детально.
Каждому виду боя — минутному, четвертному, часовому — соответствует своя пара улитка-гребенка. Поэтому в минутном репетире имеются, помимо прочих важных деталей, три улитки и три гребенки. Четвертная улитка, определяющая пробитие четвертей, работает по одночасовому циклу.
Следовательно, она крепится к валу минутной стрелки, совершающему за час полный оборот. Эта улитка имеет четыре поднимающихся концентрических уступа, соответствующие четырем четвертям часа.
Часовая улитка работает уже по 12-ти часовому циклу, поэтому находится несколько в стороне, на валу 12-ти конечной звездочки. За каждый оборот часовая улитка один раз подталкивает зуб звездочки расположенным снизу бойком (на рисунке не виден), звездочка поворачивается, вместе с часовой улиткой, на 30 градусов и фиксируется пружиной. Часовая улитка — единственная из трех, оправдывающая формой свое название — имеет уже 12 концентрических уступов.
Минутной улитке положено работать по 15-ти минутной программе, но часовщики пошли на хитрость. Ее снабдили четырьмя симметричными большими лучами с 14-ю мелкими уступами на каждом из них. Это позволило привести улитку к часовому циклу работы и поместить ее на минутном валу, в паре с четвертной.
Итак, вся группа улиток находится в непрестанном круговом движении, синхронном с ходом времени. Гребенки, в отличие от своих напарниц, поворачиваются на осях только в моменты взвода-спуска заводной пружины репетира, причем на относительно небольшие углы.
Попробуем мысленно взвести часовой репетир, толкнув заводной рычаг в направлении красной стрелки. При этом заводная гребенка будет вращать заводной триб пружины репетира, на оси которого находится и 12-ти зубая часовая гребенка, пока стопорный рычаг не упрется в "домик" часовой улитки. Когда мы отпустим заводной рычаг, пружина начнет раскручивать ось триба в направлении по часовой стрелке и зубцы часовой гребенки, через палету часового боя и молоточек, заставят звучать гонг низкого тона.
Видно, что часовая гребенка, в отличие от двух других, не имеет своего хвостовика, всецело полагаясь на стопорный рычаг механизма взвода. Из Рисунка 2 следует, что если еще немного провернуть часовую улитку в направлении против часовой стрелки, как ей и положено с течением времени, свободный ход стопорного рычага будет длиннее, и пружина репетира заведется сильнее. Соответственно, мы услышим, что пробило не шесть часов, как на нашем, а больше.
Если вы разобрались с часовой гребенкой, то без труда поймете принцип работы четвертной гребенки. Продвижение ее хвостовика ограничивает уже четвертная улитка, изнутри гребенку подталкивает заводная пружина репетира, а две группы из трех зубцов на внешней части гребенки инициируют сдвоенные четвертные удары. Четвертая четверть, естественно, не отбивается.
Присмотримся теперь к минутной гребенке. Она вращается на той же оси, что и четвертная гребенка, но сама с заводной пружиной не взаимодействует. В момент взвода минутную гребенку толкает в направлении против часовой стрелки собственная пружина (на рисунке не показана), пока хвостовик не упрется в минутную улитку.
Назад, в сторону рабочего хода, минутную гребенку тащит собачка, прикрепленная к находящейся ниже четвертной гребенке. Не поленитесь пересчитать зубцы, бьющие по минутной палете — их ровно 14. Понятно, что 15-й удар заменяется четвертным боем.
А почему бой репетира все-таки соответствует показаниям стрелок часов? Потому, что установка стрелок — самое последнее дело. Сначала часовщик собирает репетир, а потом закрепляет стрелки в позиции, обусловленной правильным взаимным расположением улиток.
В заключение отметим, что репетиру полагается свой спусковой механизм, определяющий быстроту пробития в гонги. Без него мелодичные сигналы сливались бы в неразборчивое треньканье. Для регулировки скорости работы заводной пружины используется анкерная передача. Попробуйте самостоятельно найти на Рисунке 6 три уже хорошо знакомые вам детали.
Если вы внимательно прочитали весь текст, то не могли не заметить определенной недосказанности. А как, спрашивается, ее избежать? Посмотрите на механизм репетира в сборе. Мы изучили только с десяток из числа изображенных на нем деталей, хотя каждая из них необходима для правильной работы всего устройства. И сколько еще премудростей таится в глубине механизма. Есть там элементы, которым и сами часовщики дали загадочные имена, например — "все или ничего" или "деталь-сюрприз".
Зато, теперь вы знаете главные составляющие и принципы работы самого вдохновенного творения часовых мастеров. А для раскрытия всех нюансов нам потребовались бы десятки рисунков, страниц текста и объемных моделей. Притом, что наиболее правильный путь — вооружится репетиром-скелетоном с прозрачным циферблатом и большой лупой. Сложные часовые механизмы, особенно такие, как репетир, можно постигать бесконечно.
Опубликовано в журнале "Мои Часы" №3-2003