Искусство & технологии

Что такое время?

Точно этого не знает никто, и в то же время знают почти все. И, что интересно, каждый понимает время по-своему. Так что же такое время? Когда оно появилось? Или существовало всегда?

Точно этого не знает никто, и в то же время знают почти все. И, что интересно, каждый понимает время по-своему. Так что же такое время? Когда оно появилось? Или существовало всегда?

Сколько лет времени
Физики считают, что оно существовало всегда, но так называемое земное время образовалось в момент Большого Взрыва - 13,7 миллиарда лет назад. Вместе с ним в Земной галактике возникло некоторое количество пространства и материи. Так уж получается, что эта троица — время, пространство и материя — не может существовать друг без друга.

Лучшая на сегодня модель вселенского хронометра позволяет оценить возраст времени с точностью +/- 200 миллионов лет. Следует заметить, хорошо бы почистить механизм.

Отдельные теоретики придерживаются иной точки зрения. Все стройматериалы для Вселенной были подвезены задолго до Большого Взрыва, но получившееся сооружение оказалось не очень устойчивым и развалилось. В этом случае нас окружает сплошное вторсырье, да и время какое-то подержанное, второй свежести. А может, и не второй: кто способен пересчитать неудавшиеся проекты мироздания?

Время

Быть или не быть
С этой вот хрупкостью и недолговечностью космической материи связан следующий вопрос: сколько еще времени длиться? С одной стороны — бесконечно долго. Но, такой ответ удовлетворяет далеко не всех. Недавно ученые из NASA провели инвентаризацию Вселенной и обнаружили, что она только на 4 процента построена из обычных атомов, остальное — это загадочные "темная материя" и "темная энергия".

От последних, между прочим, не стоит ожидать ничего светлого: в один прекрасный день Вселенная может лопнуть, как мыльный пузырь. По некоторым теориям, это произойдет через 22 миллиарда лет, вот тогда-то время и кончится.

А как же родная Земля? Ей отводят и того меньше - всего 12 миллиардов лет, из них 4,5 миллиарда планета уже прожила. А земная жизнь прекратится еще раньше — через 500 миллионов лет — станет слишком жарко. Еще один конец времени. Но ведь в запасе есть полмиллиарда лет, надо лишь правильно этим временем распорядиться. Может, удастся просочиться через прореху пространства-времени, забиться в какую-нибудь "черную дыру", переселиться в место поспокойнее.

Движения души
Пока физики решают эти жизненно важные проблемы, послушаем, что скажут о времени представители других профессий. Но они, скорее всего, отделаются простыми аналогиями. Историк сообщит, что время — это факты, банкир — деньги, биолог — жизнь, таксист — счетчик, поэт — река, лингвист — существительное, журналист — события, часовщик — часы, политик —- выборы, и так далее. Не хватит никакого пространства и времени привести все их суждения.

Лучше спросим философов, охотно рассуждающих о вещах, которые руками не потрогаешь. Соответственно, придется временно сменить тон на более серьезный. Вот что говорил отец философии Аристотель: "время немыслимо, оно не существует без движения, но оно не есть и само движение". Не совсем конструктивно, зато красиво.

В раннехристианскую эпоху время стали соотносить не с движением, а с человеческим восприятием. Августин утверждал: "есть три времени - настоящее прошедшего, настоящее настоящего и настоящее будущего. Некие три времени эти существуют в нашей душе, и нигде в другом месте я их не вижу: настоящее прошедшего - это память; настоящее настоящего - его непосредственное созерцание; настоящее будущего – его ожидание".

Оба подхода пытался объединить Иммануил Кант, занимавший по отношению ко времени неоднозначную позицию. Сравните: “само по себе, вне субъекта, время есть ничто” и "все явления могут исчезнуть, между тем как само время не может быть уничтожено". Но в повседневной жизни Кант был натурой весьма пунктуальной — жители Кенигсберга проверяли часы по времени его выхода на ежедневную прогулку. Значит, и от философов бывает практическая польза.

Живые часы
Между тем, прямого ответа на вынесенный в заглавие вопрос мы так и не получили: каждый понимает его по-своему. Попробуем задать наводящий: как и чем его измеряют? Конечно же, часами. Причем у каждого из нас – две пары часов: механические и биологические. Первых может быть сколько угодно, зато вторые всего одни.

Биологические часы

Впрочем, о надежности тех и других можно поспорить. Как механические часы получают подпитку от сжатой пружины, так биологические — от восхода солнца. Иначе, даже не взирая на отсутствие баланса и шестеренок, наши живые часы дадут сбой.

Нарушить точность биологических часов довольно-таки просто. Для этого надо всего лишь поместить человека в абсолютно изолированное помещение, лишить возможности получать любую информацию извне, в том числе о времени суток, и предоставить самому себе.

Так вот даже если создать в безвременной тюрьме идеальные условия содержания – скажем, с разнообразной телесной и духовной пищей, через пару недель как живые часы совершенно разбалтываются. Кто-то переходит на 19-ти часовой суточный цикл, а другие ложатся спать каждые 32 часа. И только солнце способно починить внутренние часы испытуемых.

Все врут календари
Однако и точность механических часов весьма относительна. Часовщики, скорее всего, примутся оспаривать это утверждение, но куда денешься от Эйнштейна с его Специальной Теорией Относительности. Возвращаем слово физикам: механические часы уверенно отмеряют время земного масштаба, а в космосе появляются другие точки отсчета.

Давайте отправим космонавта в какую-нибудь не столь отдаленную галактику, скажем на Магелланово Облако. Если наш путешественник не позабудет ежедневно заводить свои часы, то, очевидно, заметит — перелет со скоростью света занял вполне разумное количество времени. Тогда как, с точки зрения землян, космический вояж отнимет около 300 тысяч лет.

Эйнштейн утверждает, что каждый инопланетянин, бороздящий космическое пространство, сверяется со своими часами, не менее правильными, чем наши с вами. И поэтому порой совершенно бессмысленно употреблять в разговоре такие слова, как "раньше", "позже" и "одновременно": все зависит от того, с чьей стороны на это посмотреть.

Но не будем пенять на Эйнштейна и  инопланетные часы, тем более что и мы сами на Земле живем по разному времени. Кому-то по душе солнечное, существующее в 24 вариантах (по числу часовых поясов), но немало у нас приверженцев и лунного времени. Эти двойные стандарты перекочевали и в календари.

На солнечном основаны древнеегипетский, юлианский, григорианский, французский республиканский, индийский; по лунным живут многие буддийские и мусульманские страны; лунно-солнечные календари — древневавилонский, древнегреческий, вьетнамский, израильский, китайский, японский… Живущие на одной планете внесли изрядную путаницу в вопросы летоисчисления, ничуть не приблизившись к пониманию природы времени.

Воспоминания о будущем
Заметьте, что ни одна другая физическая величина не имеет столько различных бытовых единиц измерения: секунда, минута, час, день (сутки), неделя, месяц, сезон, год, десятилетие, век, тысячелетие – итого 11 наименований, постоянно используемых обычными людьми в повседневном разговоре. В общем-то, немало.

Та же неразбериха наблюдается в грамматическом времени: россиянам достаточно всего трех его видов, а англичане не могут обойтись без 12. А ведь психологическое время, существующее только в нашем сознании и памяти, всеми ощущается одинаково. С этим временем, кстати, тесно связан феномен будущего.

Пророки и предсказатели, стоящие с грядущим на короткой ноге, находились во все времена, но только в последнее столетие будущее заняло прочное место в сознании обывателей. Одни жадно читают газетные гороскопы, фантастику и предсказания, другие составляют подробные личные планы на неделю, год и всю жизнь. Современный человек замечателен тем, что не столько существует в настоящем, сколько живет в будущем.

Четвертое измерение
Но самый странный вид времени мы приберегли на десерт — время абстрактное, или пресловутое четвертое измерение. Все, что о нем доподлинно известно, — это бесструктурная, принципиально непознаваемая и лишь умопостигаемая субстанция. Нельзя даже сказать, что абстрактное время может двигаться только в одну сторону.

Теоретически, несложно повернуть его вспять, с одним неудобством: в некоторых физических уравнениях появятся мнимые числа, с которыми давно и плодотворно работают математики, не слишком задумывающиеся о реальном и наглядном смысле всяких абстракций. Как тут не согласиться с фразой Эйнштейна: “с тех пор, как за Теорию Относительности принялись математики, я ее уже сам не понимаю“. А ведь четвертых измерений, теоретически же, может быть бесконечно много: невозможность существования параллельных миров никем не доказана.

Время, четвертое измерение

Так что же такое время? Как видите, этот риторический вопрос допускает очень разные ответы и толкования. Возможно, самым правильным будет такое: время — это часы без стрелок.

Аркадий БРОНФМАН

Опубликовано в журнале "Мои Часы" №3-2003

Новое на сайте

Восстановление пароля

Пожалуйста, введите ваш E-mail:

Вход
Регистрация Забыли пароль?