Могут ли часы идти назад? Идеи и воплощения "машины времени"
В конце прошлого года на экранах московских кинотеатров прошел фильм “Машина времени” (Time machine), снятый по одноименному роману Герберта Уэллса
В конце прошлого года на экранах московских кинотеатров прошел фильм “Машина времени” (Time machine), снятый по одноименному роману Герберта Уэллса. Режиссером фильма стал, что интересно, правнук великого писателя, Саймон Уэллс, отметившийся ранее мистическим ужастиком “Принц Египта”. В общем-то, можно сказать, что фильм в прокате провалился, как у нас, так и в Америке: критики дали ему достаточно низкую оценку, да и публика ходила вяло, несмотря на активную рекламную кампанию. Но, несмотря на это, фильм снова поднял вопрос, волнующий человечество уже более ста лет: возможно ли на самом деле создать машину времени, и что из этого выйдет?
Ученые и романтики
Герберт Уэллс, не столько великий писатель, сколько настоящий провидец: в свое время он предсказал Вторую мировую войну, появление массовой культуры, одноразовой посуды и телевидения. Практически в каждом романе Уэллс заявил темы, которое не раз будут волновать писателей, художников и ученых: нашествие инопланетян (“Война миров”), мутация поколений (“Пища богов”), генные эксперименты (“Остров доктора Морро”) и конечно же, - путешествия во времени.
Практически, Уэллс был первым, кто задумался о такой возможности и попытался развить идею. В дохристианском мире подобная мысли даже не приходила никому в голову, ведь человек существовал одновременно в настоящем, прошлом и будущем, и все это было лишь отражением его эйдоса (идеи, идеального образа), и не подлежало изменению. Поэтому будущее мог предсказывать практически каждый второй - любая пифия или самая завалящая Мойра, оно было таким же свершившимся и неизменным, как настоящее и прошлое.
В средние века проблема времени также не стояла: прошлое было темно и быстро забывалось, а в будущем всех ожидал неизменный Конец Времен. Со временем можно было провести только одну манипуляцию - его обмануть, что и сделал герой Вашингтона Ирвинга Рип ван Винкль, благополучно проспав 20 лет и избавившись таким образом от приставаний сварливой жены. Нечто подобное проделала в свое время и Спящая Красавица, просто дождавшись в анабиозе своего принца из будущего.
Только с развитием физики, появлением неевклидовой геометрии Лобачевского и (что немаловажно) превращением часов в массовый продукт, возникла идея путешествия во времени.
И тут, надо сказать, отчетливо обозначилось различие межу физиками и лириками. Если последних намного больше волновал вопрос путешествия в будущее (“а как оно там?”), то ученые всерьез задумались над проблемой путешествия в прошлое. Попробуем рассмотреть оба этих направления параллельно, в соответствии с историей их развития.
Предчувствие катастрофы
Основные идеи “Машины времени” Уэллса - разрушение человеческой цивилизации (по его прогнозу - лет через 200) и последующее разделение людей на беззаботных примитивных иллолов и злобных людоедов морлоков. Тут стоит отметить, что страх перед будущим захлестывал фантастов аккурат накануне мировых потрясений. Уэллса в конце 19 века пугало предчувствие мировой войны и его роман можно рассматривать как антиутопию: добродушных папуасов (типичное общество потребления) обслуживают и одновременно пожирают подземные монстры, а люди считают, что по другому и быть не может.
Не случайно другой великий Уэллс - Орсон, обратился к экранизации “Машины времени” после Второй Мировой Войны, где недвусмысленно дал понять, что уничтожит человечество и превратит его в пищу морлоков короткая, на эффектная ядерная потасовка.
А в “Терминаторе” уже сами морлоки - роботы используют машину времени, чтобы подавить человеческое сопротивление в самом зародыше.
Совсем для другой цели (но с теми же предчувствиями) использовали тему путешествия в будущее советские кинематографисты. Помните знаменитый фильм “Гости из будущего”, где машина времени поразительно проста и напоминает напольные весы? Отличница Алиса, живущая практически в идеальном мире, покой которого только временами нарушает пара пиратов внеземного происхождения, появилась на экранах телевизоров как раз в тот момент, когда уверенность в том, что мы будем жить при коммунизме, сильно пошатнулась.
Так что, увидев фильм про счастливый мир будущего, можно точно предсказать - скоро грянет буря.
А тем временем
Ученые отмахнулись от путешествия в грядущее, как от практически невозможного, а главное - не слишком интересного. Другое дело: побывать в прошлом. В свете теории относительности Эйнштейна это казалось теоретически возможным.
В 1949 году математик Курт Гедель (известный своей теоремой о том, что в любой системе утверждений существует как минимум одно ложное, но неопровержимое и одно истинное, но недоказуемое) сформулировал принцип работы так называемой “природной машины времени”.
Если объяснять просто, то он вывел теорию “временной петли”. В теории относительности материальная частица описывается траекторией, называемой “мировой линией”, состоящей из событий. Таким образом, все пространство-время - это лишь множество событий. В каждой мировой точке (событии) на мировой линии задан световой конус будущего и прошлого. Если найти нужное гравитационное поле, то конусы расположатся под таким углом, что мировая линия замкнется и образует петлю. Однако, при выводе формулы этого гравитационного поля обнаружилось, что ускорение, необходимое для его создания - больше скорости света, да и сама “машина времени” окажется в таких условиях, в которых человек существовать не может.
Проблема предков
Хотя даже Эйнштейн признал теорию Геделя неосуществимой, начало было положено и решение проблемы путешествия во времени стало казаться лишь вопросом этого самого времени. Тут и возникло препятствие, называемое обычно “парадоксом предка”. Если человек отправится в прошлое и убьет там своего прямого предка, то как такое вообще возможно, ведь он сам в таком случае не должен был появиться на свет? А если он убьет чужого предка, то, вернувшись в свое настоящее, застанет ли его прежним? Эти вопросы оказались настолько острыми, что писатели забыли о путешествии в будущее.
Изменение будущего через прошлое обсуждали Айзек Азимов (роман “Конец вечности”) и Рей Бредбери, в рассказе которого герой изменил исход президентских выборов, раздавив доисторическую бабочку. А американский писатель Генри Каттнер в 60-х годах утверждал, что в прошлое вмешиваться опасно, но этично (в его рассказе “Лучшее время года” бездушные гости из будущего скользят по времени, наблюдая с безопасного расстояния над самыми красочными катастрофами, но ничего не предпринимают, чтобы не подпортить себе настоящее).
Интересно, сколько можно было бы сделать, попади мы во временную петлю. Пушкина, скажем, не пустить на Черную речку, надеть на Франца-Фердинанда бронежилет, повесить Ленина... В этом отношении корыстно и не задумываясь о последствиях, поступает Марти из знаменитой трилогии “Назад в будущее”, делая своего папу богатым и знаменитым, чтобы получить на день рождения новый джип. Заметьте: фильм вышел почти одновременно с нашей Алисой: пока мы мечтали о светлом будущем, американская машина времени активно улучшала настоящее.
А между тем
В начале 90-х американские ученые решили, что полет в собственное прошлое все-таки возможен, если использовать не привычные нам четыре, а пять измерений. Проше говоря, если оторвать кусок нашего пространства, то все содержащееся в нем (человек, например), исчезнет, потому что перестанет отражать солнечный свет. А если потом “приклеить” его обратно, то он появится как бы ниоткуда, из воздуха. Если, используя околосветную скорость, “выдернуть” кусок пространства из трехмерной плоскости и с помощью пятого измерения направить его против Потока Времени, образуется временная петля и мы попадаем в собственное прошлое.
Правда, до сих пор остается нерешен вопрос, а действительно ли наше пространство-время единственное из возможных? И будем ли мы таким образом попадать именно в свое прошлое и свое будущее, а не в один из множества параллельных миров. Так что вопрос возможности путешествия во времени не имеет ответа, к сожалению, даже теоретически. Пока.
В гостях хорошо...
Во многих последних фильмах о путешествиях во времени отчетливо виден один мотив: нам решительно не нравится настоящее. В начале 80-х в фильме “Эпоха за эпохой” (Time after Time) теперь уже экранный Герберт Уэллс, в исполнении Малькольма Макдауэла, покрутившись в современности, махнул рукой и вернулся в старую добрую викторианскую Англию.
Не случайно именно в прошлом году бессмертный герой его “Машины Времени” профессор Александр Хартдеген волей правнука писателя вновь отправился строить свое счастье через далекие 800 тысяч лет. Да и изобретатель лифта из прошлогодней комедии “Кейт и Лео” тоже предпочел вернуться в свое время, прихватив Мег Райан.
В общем, создать машину времени сложно, но в принципе, можно. Вот только готовы ли мы к этому? Ведь в “идеальном” мире пророка Уэллса завладеть чудо-машиной пытались как раз монструозные морлоки. Кстати, Машина Времени - лучшее, что есть в фильме Саймона Уэллса. Наблюдать за ее работой одно удовольствие: даже находясь у экрана, можно ощутить, как ускоряется течение времени. Пусть хотя бы и понарошку.
Опубликовано в журнале "Мои Часы" №1-2003