Искусство & технологии

Скелетоны и часы-качели: Наследие "британской часовой эры"

«Золотая эра британского часового дела» – XVII и XVIII века - поистине настолько богата на открытия и изобретения в области часовых механизмов

Скелетоны и часы-качели

Всем известно, что британцы скрупулезнее любой другой нации холят и лелеют свое историческое наследие. Если вы смотрите исторический фильм, снятый в Англии, то вероятность встретить там ляпы и несоответствия даже в мелочах минимальна. Да что там фильмы - на любом развале на Портобелло-роуд можно раскопать поистине раритетные предметы прошедших веков в очень хорошем состоянии. Честно говоря, создается впечатление, что англичане изначально производят вещи с расчетом на то, что лет через двести их расхватают на сувениры.

“В эру массовой продукции мы гордимся тем, что создаем произведения, чья красота и ценность не измеряется месяцами и даже годами. Ценность наших часов возрастает год от года, а срок их жизни практически не ограничен. И это дает надежду – то, что сегодня вы покупаете для собственного удовольствия, будет по достоинству оценено и следующими поколениями”. Таков девиз британской часовой компании Sinclair Harding, выпускающей настольные часы с собственными уникальными механизмами.

Sinclair Harding Tour OF

Как выяснилось, большинство людей, связанных с часовым бизнесом, даже не подозревало о существовании столь обширного британского часового наследия, до выхода в свет в середине 90-х книги Давы Собель и Уильяма Эндрюса Illusrated Longitude, из которой многие впервые узнали имена Гаррисона, Грэма и Томпиона.

В этом отношении деловые партнеры Билл Синклер (Bill Sinclair) и Майк Хардинг (Mike Harding), открывшие в 1967 году маленькое часовое производство в Челтенхеме, оказались прозорливее своих коллег. Они задались целью возродить уникальные, но забытые механизмы, разработанные английскими часовыми гениями.

Вначале компания сосредоточилась на производстве напольных часов. Совершенствуя конструкции и дизайн механизмов, корпусов и циферблатов, Sinclair Harding старалась добиться, чтобы они гармонично сочетались друг с другом и в тоже время, чтобы каждая часть часов была оригинальна. После отставки Билла Синклера, компанией стал руководить Майк Хардинг, член совета British Horological Institute и гильдии Британских часовых мастеров.
 
Он снискал славу создателя уникальных революционно смелых механизмов на основе британского часового наследия: от традиционных настольных часов с тремя передачами до элегантно минималистской модели-скелетона с большим колесом, знаменитой серии морских часов Джона Гаррисона, и настольного регулятора.

В 1980-м архитектурное бюро R. Seiferts & Partners обратилось к Sinclair Harding с заказом спроектировать и построить большие часы с маятником для National Westminster Tower Building в лондонском Сити. Установленные Майком Хардингом часы, работающие от напора воды, на сегодняшний день считаются самыми большими коническими часами с маятником из всех существующих.

И они оказались первыми в бесконечном ряде городских часов, которые Sinclair Harding продолжает устанавливать с тех пор. В 1995-м Хардинг удалился от управления компанией, передав дела своему преемнику Роберту Брею. А уже через год компания приобрела новое оборудованное по последнему слову техники производственное здание в Западном Йоркшире.

И хотя сам Хардинг уже не участвует в делах фирмы, он по-прежнему является консультантом по производству и следит, чтобы сотрудники его компании следовали основному принципу марки. То есть давали вторую жизнь великим изобретениям прошлого с использованием новейших технологий и материалов, чтобы часы Sinclair Harding надежно служили на протяжение долгих лет.

Настольные часы Sinclair Harding сравнить не с чем: настолько они поражают оригинальностью дизайна и механизмов. Одна из удачных находок Хардинга – скелетон – модель, в которой полностью отсутствует корпус. Например, знаменитые Great Wheel Skeleton Clock - маятниковые часы с одной передачей из четырех колес. Опорой механизму служит элегантный стальной позолоченный треножник на мраморной подставке. Колеса и другие детали механизма также покрыты слоем золота.

Sinclair Harding Great Wheel Skeleton Clock

Особенностью этих часов является “большое колесо” с 288 зубьями, совершающее один оборот за сутки. Оно управляет центральным колесом, размеры которого чуть больше безеля покрытого эмалью циферблата. Поэтому если смотреть на часы спереди, то возникает ощущение, будто циферблат охвачен сверкающим нимбом. Ход контролируется шпиндельным спуском, разработанным сами Джорджем Грэмом, а часы нуждаются в заводе всего раз в неделю.

Морская серия, названная именем изобретателя морского хронометра Джона Гаррисона, включает четыре модели, в каждой из которых использовано по крайней мере два изобретения великого мастера. Например, в часах Grasshopper установлен изобретенный Гаррисоном анкерный механизм “кузнечик”, работающий почти бесшумно. Кстати, за его работой можно наблюдать во всех подробностях, поскольку все модели морской серии также сделаны в виде скелетонов. В серии представлены также часы с фазами Луны, основанные на открытии Эдмунда Хэлли (Edmund Halley 1656-1742), придумавшего как с помощью этого светила определять географические координаты, и стандартные морские часы, созданные Хардингом еще в начале 80-х. На Базельской выставке-2001 эту серию представляли часы из золота и родия.

Ну а самое поразительное произведение Sinclair Harding - Congrieve Clock, созданные на основе изобретенного в 1808 году Уильямом Конгривом шарового спуска. Сверху часов, как перекладина на качелях, помещена покрытая эмалью планка с заданной формы отверстиями. По этим отверстиям и перекатывается вдоль планки рубиновый шарик, заставляя ее концы подниматься и опускаться через равные отрезки времени, передавая импульс на анкерное колесо.

Sinclair Harding  Congrieve Clock

Естественно, для защиты от внешних воздействий вся эта уникальная конструкция-скелетон помещена в прочный стеклянный “аквариум”. Так что несмотря на кажущуюся хрупкость часы Конгрива, как и все модели Sinclair Harding, - не просто оригинальное развлечение, а надежный функциональный прибор, который лет через сто имеет все шансы занять место в музейной экспозиции.

Опубликовано в журнале "Мои Часы" №2-2003

Новое на сайте

Восстановление пароля

Пожалуйста, введите ваш E-mail:

Вход
Регистрация Забыли пароль?