Говорящие часы: Будильники, репетиры, и полноценные собеседники
Часовое производство достигло такой степени совершенства, что сделать что-либо новое очень и очень трудно
Часовое производство достигло такой степени совершенства, что сделать что-либо новое очень и очень трудно. Однако и эту задачу удалось разрешить женевскому часовщику Г.Сивану.
Г.Сиван придумал устроить карманные часы с фонографом, которые не бьют, а говорят часы и четверти. Часы-будильник, устроенные изобретателем по той же системе, в заранее назначенное время будут упорно твердить: «вставай!», «пора вставать!», «проснись» пока вы не встанете и не «зажмете рот» вашим неотвязчивым часам.»
Журнал «Наука и жизнь», №33/34, 1894 г.
Первые говорящие часы, вероятно, придумала природа. Утром кукареканье петушка предвещало скорый рассвет. Первые механические башенные часы вообще не имели стрелок. У них был только голос мощного колокола и жители, даже на значительных расстояниях, могли узнавать который час.
Но боя часов необходимо было ждать. А как узнать время ночью, в темном городе, помещении или карете. Часовые мастера нашли выход – изобрели репетир. В механизм карманных, настенных, напольных или каретных часов ввели специальное приспособление, позволяющее в любой момент нажать на кнопку или дернуть за веревку и часы отбивали текущее время иногда даже с точностью до минуты.
Изобретение фонографа, патефона и граммофона стимулировало появление первых часов, на которых был записан живой человеческий голос. Так для часов с фонографом Г.Сивана, сообщающих фразы о времени каждую четверть часа, понадобилось «наговорить» 48 фраз (36 для четвертей часа и 12 – для часов). Звуковые дорожки были закреплены на кружке из вулканизированного каучука, передвигающегося при помощи особого механизма.
В 1903 году берлинский изобретатель Бернхард Хеллер сконструировал настольные часы, представляющие собой комбинацию из граммофона и часового механизма, Они имели обычный циферблат с двумя стелками и специальный "говорящий" барабан.
31 мая 1912 г. в России была выдана Привилегия № 21637 "иностранцу Ф.Зеелау на " Часы с говорным приспособлением для выкрикивания времени". В привилегии была подробно описана конструкция механических часов, но ничего не сказано о способе звукозаписи: "В рассматриваемом устройстве предполагается, что звуковые желобки идут по ширине говорного колеса, один возле другого. Звуковакя коробка, проходящая в продолжение двенадцати часов всю ширину ленты, должна по истечении этого срока возвращаться в первоначальное положение.
Так как с другой стороны звуковой желобок идет по длине ленты, то и звуковая лента после выкрикивания каждого часа также должна возвращаться в первоначальное положение. Кроме того, механизм для выкрикивания времени может быть приведен в действие и от руки, наподобие того, как это делается в часах с репетиром."
Изобретение телефона привело к созданию часов, позволяющих узнавать точное время в большом городе одновременно большой группе людей. Впервые время по телефону определили жители Лондона в начале 1930 - г. Английская фирма "Шеферд-Буш" воспользовалась изобретением французского конструктора Вердера. Он нашел способ записи человеческого голоса на стеклянных дисках.
Долгое время фирма искала обладательницу голоса с необходимыми свойствами для звукозаписи необычным способом - предстояло напеть огромное количество фраз с четными и нечетными числами и несколько стереотипных текстов, которые всегда говорят при сообщении о времени. Даже дали объявление в газете: "Звуковая лаборатория ищет молодую женщину с очень приятным голосом". Конкурс выиграла мисс Клейн. Она, стоя перед специальной камерой "фотографирующей" ее голос, напела все требуемые тексты. Все слова записывались на стеклянных дисках, потому что считалось, что из всех прозрачных материалов стекло изнашивается меньше всего.
Лондонские часы каждый час сверялись по сигналам из Гринвичской обсерватории. Если между сигналами Из Гринвича и механизмом часов были расхождения, то приходили в действие электрические реле, либо тормозящие, либо ускоряющие движение маятника и мотора часов. Таким образом, удавалось поддерживать точность часов в пределах 0,1 секунды.
ПЕРВЫЕ ГОВОРЯЩИЕ ЧАСЫ МОСКВЫ
“На днях в Москве, в Научно-исследовательском институте связи, были пущены в опытную эксплуатацию первые в СССР "говорящие часы". Вызвав по любому телефонному аппарату Г 1-98-48 или Г 1-98-49, можно сейчас же услышать мужской голос сообщающий время"
Журнал "Техника молодежи". №5, 1937 г .
Сегодня никого не удивляет привычное сочетание цифр - "100". Мы уверены, что, набрав этот номер, услышим приятный женский голос, извещающий нас о московском времени. Но так было не всегда. Только в 1937 году москвичи впервые услышали по телефону мужской голос, четко произносивший фразу: "Точное время девять часов пять минут", "девять часов шесть минут". Эта первая советская автоматическая установка для сообщения текущего времени по телефону сегодня хранится в Политехническом музее.
К разработке "говорящих часов" в Советском Союзе приступили в 1935 году. В это время было известно об установке подобных часов в Лондоне фирмой "Шеферд-Буш". Однако, английские предприниматели держали в тайне свою конструкцию, в особенности способ записи звука на стекле.
Научно-исследовательскому институту связи в Москве поручили разработать собственную конструкцию "говорящих часов ". Изобретатели Р.Никитин, Д.Паршин и А.Федосеев предложили техническую схему, основанную на принципе звукового кино, с использованием механических, электрических и оптических элементов. Опытный образец часов был изготовлен с помощью сотрудника института Н.Новичкова.
Техническая комиссия одобрила опытный образец установки, и в апреле 1937 года Народный комиссариат связи СССР выдал конструкторам авторское свидетельство на изобретение. Диктор Всесоюзного радио Эммануил Тобиаш "наговорил" необходимый текст. И 14 мая 1937 года газета "Вечерняя Москва" сообщила, что на Московской телефонной станции закончены работы по включению в сеть механизма "говорящих часов". Аппаратура точного времени была установлена на одном из верхних этажей здания Центрального телефонного узла Москвы на улице Мархлевского.
В комплект установки входят первичные электромеханические часы с маятником Гиппа, подающие электрические импульсы на механизм звукоснимателя. Выпуск подобных часов был налажен в 1930 годы на Втором московском часовом заводе. При помощи электромагнита, кулачка и рычажного устройства каждую минуту звукосниматель минут переводится на очередную дорожку. После 59 минут звукосниматель возвращается в исходное /нулевое/ положение. При своем возвращении он переводит храповик, кулачок и рычаг звукоснимателя часов на следующую дорожку.
Звуковое устройство "говорящих часов " состоит из алюминиевого барабана, на который наклеены фонограммы фраз часов и минут и звукоснимателя. Барабан непрерывно вращается со скоростью 30 об/мин. Перед барабаном параллельно его оси на двух стержнях передвигаются звукосниматели часов и минут. Звукосниматели состоят из осветительных фонарей; оптической системы, дающей узкий пучок света, и фотоэлементов.
Пучок света падает на звуковую дорожку с соответствующей записью. /Звуковая запись - ряд маленьких черточек на киноленте разной плотности. Чем темнее черточка, тем меньше светоотдача./ При этом отраженный свет будет изменяться в соответствии со звуковой записью. Модулированный свет попадает на фотоэлементы, которые превращают световые колебания в электрические колебания низкой частоты.
Электрические сигналы от фотоэлементов, усиливаются усилителем низкой частоты и поступают в районные АТС. При наборе номера абонент получает связь с "говорящими часами" через специальные платы, называемые "встречными комплектами". Назначение плат - установить связь абонента с "говорящими часами", дать ему полную фразу часов и минут и ограничить прослушивание фраз только один раз.
"Говорящие часы", проработавшие в Московской городской телефонной сети с 1937 по 1969 год, были переданы как уникальный экспонат на вечное хранение Политехническому музею. С 1970 года памятник отечественной науки и техники в области хронометрии экспонируется в зале музея "Приборы времени, часы".
МОСКВА. НОВЫЙ АРБАТ. СЛУЖБА ВРЕМЕНИ "100"
С 1970 по 1993 г. в Москве действовала немецкая установка "Асман", на которую был записан голос диктора Всесоюзного радио Ольги Фриденсон. В отличие от первых советских часов, в немецком устройстве фразы часов и минут были записаны на магнитном носителе.
С 1993 г. по настоящее время в Москве установлена принципиально новая схема для сообщения текущего времени по телефону. Впервые нам начали сообщать не только часы и минуты, но и секунды. Запись звука осуществлена с помощью компьютерных технологий. И впервые был записан голос не профессионального диктора, а обычного человека. Из тысячи прослушанных людей по частоте, тембру, чистоте, разборчивости фраз подошел голос молодой москвички Людмилы Веселовой. Сегодня служба времени "100" Центрального телефонного узла расположена в Москве, на Новом Арбате.
Современные электронные наручные кварцевые часы и "говорят" и "кукуют" и "кукарекают", однако, несмотря на это, мы время от времени берем телефонную трубку, набираем номер "100" и слышим знакомый голос, сообщающий "Точное время двенадцать часов пять минут десять секунд". Многие дети любят этот голос и говорят "спасибо", думая, что отвечает человек, а не автомат "Говорящие часы".
Опубликовано в журнале "Мои Часы" №2-2003