Часы и авиация: История парадоксов
История часов, как и история авиации, полна парадоксов и загадок. Попробуем разобраться в столь очевидных, казалось бы, и всем известных фактах
История часов, как и история авиации, полна парадоксов и загадок. Попробуем разобраться в столь очевидных, казалось бы, и всем известных фактах: в 1903 году в США поднялся в воздух первый в мире самолет братьев Райт; в 1904 году в Париже бразильский пионер воздухоплавания Антонио Сантуш-Дюмонт попросил своего приятеля Луи Картье, ювелира и часовщика, сделать для него первые наручные часы…
Если немного покопаться в анналах часового ремесла, то выясняются очень любопытные подробности. Оказывается, первые наручные часы создал не кто иной, как сам великий Абрахам Луи Бреге - для Королевы Неаполитанской. Мастер трудился над ними два года, закончив свое творение в 1812-м. То есть почти на целый век раньше Картье. Но задокументировал он факт создания наручных часов уже в 1810 году он, чтобы никто не оспорил его приоритета.
Более того, первая в истории промышленная партия наручных часов было запущена Константом Жирардом в 1880 году и предназначалась для морских офицеров флота немецкого императора Вильгельма Первого. Мастерская Girard-Perregaux выпустила около двух тысяч таких часов, но они оказались слишком новаторскими для своего времени, поэтому производство решено было прекратить.
Тогда почему же первые наручные часы ассоциируются у многих с именами Картье и Сантуша-Дюмонта? Для ответа на этот вопрос придется перенестись в Париж начала прошлого века и подробнее остановиться на личности бразильского авиатора. В те времена 30-летний сын богатого кофейного плантатора, натура экстравагантная и харизматическая, был чрезвычайно популярен в европейском бомонде.
С 1898 по 1905 годы он построил и “облетал” с десяток дирижаблей, снискав немало почетных наград. Так, в 1901 году Антонио совершил триумфальный получасовой полет на управляемом дирижабле, обогнул Эйфелеву башню и получил заслуженный приз в 100 000 франков, которые сразу же раздал своим рабочим и парижским клошарам. В другой раз он передал деньги для помощи безработным. Сантуш-Дюмонт удостаивался приглашения от президента США Теодора Рузвельта и поздравлений великого изобретателя Томаса Эдисона.
Неистовый бразилец был на дружеской ноге со многими денежными тузами и особами королевских кровей, поэтому нет ничего удивительного в факте его знакомства с Луи Картье. Естественно, нет никаких доподлинных свидетельств того, кто из них впервые завел разговор о наручных часах, с которыми удобно управлять летательным аппаратом, не отрываясь от приборов на экспедицию в глубокий карман.
Возможно, инициатором был и сам Картье – к тому моменту в витрине его магазина успели запылиться несколько женских браслетов с часами, отвергнутых парижанками в угоду нарядам с пышными длинными рукавами. Но факт остается фактом: в 1904-м Луи сделал для друга Антонио персональные часы на длинном кожаном ремешке, которые можно было надевать поверх летной куртки.
Интересно, что в течение последующих двух лет Дюмонту никак не удавалось надолго оторваться от земли. Его проекты планера и вертолета оказались неудачными, но к осени 1906 года был построен самолет-биплан, который после нескольких попыток 12 ноября 1906 года преодолел по воздуху 220 метров, затратив на это 21 секунду.
По всей видимости в эти секунды пилоту было не до хронометража, так что замер времени осуществлялся скопившимися в огромном количестве зрителями. Едва ли наручные часы от Cartier помогли Антонио в последующих, также непродолжительных перелетах. Вскоре отважный авиатор заболел и навсегда оставил воздушную стихию.
В чем же состоит парадокс с первым полетом на аппарате тяжелее воздуха? А в том, что если бы вы спросили в те годы у парижан, кто такие братья Райт – ответом, скорее всего, послужило бы полнейшее недоумение. Американцы сторонились публичности, их первые полеты 1903 года наблюдали четыре свидетеля и проходивший поблизости мальчик. Резонанса в прессе, соответственно, не случилось. Долгое время пионеры авиастроения дожидались патента, а до Парижа добрались только в 1908-м. До этого триумфального пришествия местные обыватели искренне верили, что изобретатель самолета – Антонио Сантос-Дюмонт.
Талант часовщика Луи Картье состоял прежде всего в том, что он разглядел в бразильце идеального протеже для собственной продукции, и в те далекие годы, не избалованные мультимедийной рекламой, сделал ставку на любимое дитя нарождающегося века – авиацию.
С легкой руки Картье-Дюмонта пошла мода на наручные часы, совершившая революцию в часовом деле. Кстати, новинка пришлась по душе в первую очередь влюбчивым парижанкам, кумиром которых слыли как Сантуш-Дюмонт, так и Луи Картье. Во-первых, женские наряды не оставляли места для карманных часов, во-вторых – мужчины оказались более консервативными.
Развивая успех, в 1910-м Картье получает патент на фирменную застежку для ремешка, надежно предохранявшую наручные часы от случайного падения. В то же время Картье заключает эксклюзивный контракт на поставку новых часовых механизмов. Поставщиком механизмов для наручных часов становится Эдмон Жеже, успевший поработать с самой Breguet. Начиная с 1911 года, часы получают имя Santos и поступают в массовую продажу, оставаясь с тех пор одной из самых популярных и цитируемых моделей Cartier.
В 1979-м, в нелегкие для всех производителей механических часов времена, берет начало новое поколение Santos, сохранившее преемственность в дизайне и форме корпуса, сразу привлекающего внимание своими нарочито “технологичными” винтами. Но и любители старины пока еще могут пополнить свои коллекции. Например, на известнейшем аукционе Antiquorum и сейчас иногда можно найти первые золотые модели 1910-х годов выпуска. Интересно, что цены на них совсем не “заоблачные” по отношению к теперешним аналогам, и значительно уступают стоимости многих именитых швейцарских марок.
За прошедшее столетие самолеты изменились до неузнаваемости. В сегодняшних реактивных лайнерах мы ценим, прежде всего, скорость и комфорт. В часах же главное – традиция. Покупая Santos, современные или начала прошлого века, помимо хорошего вкуса, вы еще демонстрируете окружающим знание и уважение к Истории, связанной с этим именем.
Конечно же, несправедливо, что до самого недавнего времени существовали часы Santos, а часов «Братья Райт» не было. Но наследница знаменитых полетовских брэндов «Штурманские», «Авиатор» и «Буран» - фирма Volmax в феврале восстановила историческую справедливость. Свою юбилейную коллекционную серию «100 лет авиации» она открыла именно этими часами.
Опубликовано в журнале "Мои Часы" №2-2003