Искусство & технологии

Как правильно читать пресс-релизы о часах?

Дух Мюнхаузена, должно быть, всё-таки неистребим в нас. Все мы любим немного, ну… преувеличить, что ли. К примеру, читая пресс-релизы многих фирм, трудно избавиться от ощущения, что слышишь вкрадчивые интонации

Дух Мюнхаузена, должно быть, всё-таки неистребим в нас. Все мы любим немного, ну… преувеличить, что ли. К примеру, читая пресс-релизы многих фирм, трудно избавиться от ощущения, что слышишь вкрадчивые интонации незабвенного Паниковского: «Вам, Шура, я скажу, как родному…»  И нам говорят о самых «точных», самых «водонепроницаемых», самых «противоударных» часах. Как тут обойтись без некоторой доли здорового скепсиса?

Тем сложнее задача автора, который собирается рассказать о моделях поистине выдающихся, уникальных произведениях часового искусства 2002 года. Здесь без восхищённых вздохов не обойтись. Будьте же снисходительны.

Ulysse Nardin – Чингиз-хану
Кто был Чингиз-хан, знает всякий, хоть когда-нибудь листавший школьный учебник истории. Да-да, основатель колоссальной монгольской империи тринадцатого века и создатель непобедимой армии, которая, правда, уже после его смерти, с боями прошла от берегов Тихого океана до побережья Адриатики.

Что именно натолкнуло мастеров из Ulysse Nardin на мысль использовать средневековые монгольские мотивы, не совсем ясно.

Ulysse Nardin Genghis Khan

Быть может, благодарность за то, что монголы не «зашли» в Швейцарию, «прогулявшись» лишь по соседней Германии и Австрии? Шутка, конечно. Скорее всего, это отклик на дату, широко отмеченную в этом году в Монголии и даже Китае, – 775 лет со дня смерти Повелителя Вселенной. Но, довольно исторических реминисценций. Перейдём к делу. Разрешите представить вашему вниманию Westminster Carillon Tourbillon Jaquemarts Minute Repeater Genghis Khan.

Длинновато? Зато полностью перечислены все функции великолепного механизма на 36 камнях калибра UN – 78 с ручным заводом. Циферблат этих часов как бы разделён на две неравные части. Меньшую нижнюю занимает ротор турбийона под прозрачным сапфировым стеклом. Не совсем обычная форма моста турбийона была ещё в начале XX века предложена известным часовщиком Джеймсом Пеллатоном для Ulysse Nardin.

Итак, с турбийоном вроде бы ясно, но почему Westminster Carillon Minute Repeater? А дело в том, что в модели «Чингиз-хан» используется минутный репетир со звуковой последовательностью знаменитых башенных часов Вестминстерского аббатства в Лондоне. Уникальный механизм “Ulysse Nardin” имеет четыре гонга, каждый с различным звуковым тоном (ми-до-ре-соль). Когда репетир приводится в действие, гонг отбивает часы на ноте соль, а минуты – на ноте ми. Все четыре гонга отбивают четверти в трёх различных звуковых комбинациях:

Первая четверть: ми-до-ре-соль
Вторая четверть: ми-до-ре-соль / соль-ре-ми-до
Третья четверть: ми-до-ре-соль /соль-ре-ми-до / ми-до-ре-соль
Заверяю, не нужно быть ни Моцартом, ни Бетховеном, чтобы быстро заполнить эти звуковые сочетания и прекрасно ориентироваться во времени, нажав на изящный рычаг репетира. Кстати, работу механизма репетира, как и турбийона, тоже можно увидеть, но уже через оконце на задней крышке часов.

Верхнюю, большую, часть часов занимает собственно циферблат из натурального чёрного оникса, украшенный фигурками ручной работы из 18-каратного розового или белого золота. Это не просто фигурки. “Ulysse Nardin” издавна знаменита своими жакемарами – движущимися фигурками на циферблате. При нажатии на репетир четыре фигурки оживают. Поразительное зрелище! Движения одного из фехтующих воинов слева синхронизированы с гонгом, отбивающим часы, а движения всадника с копьём отмечают минуты. Все жакемары, включая музыканта, оживают и двигаются, когда репетир отбивает четверти часа.

Поистине уникальная, дивная работа, хотя, по правде говоря, фигурки воинов могут с таким же успехом изображать арабов, как и монголов. Да и конь не очень похож на низкорослого монгольского скакуна. Это, однако, ничуть не умаляет заслуг мастеров Ulysse Nardin, создавших образцы несравненного искусства.

Поэма Камня. Трилогия
Следующие три шедевра часового искусства при полном несходстве концептуальных идей и дизайнерских решений имеют, так сказать, общий знаменатель – материал, без которого их создание было бы невозможным. И этот материал …? Да-да, именно камни. Но, немного терпения. Итак …

Трилогия. Часть I: Кварц
В часовой табели о рангах швейцарская фирма Audemars Piguet занимает одно из почётнейших мест. Последние её достижения способны впечатлить самого взыскательного знатока. Достаточно назвать такие модели, как Royal Oak и Royal Oak Offshore, Carnegie и Charleston. Особо следует отметить коллекцию Tradition d’Excellence. Восемь моделей этой эксклюзивной коллекции выпускаются с 1999 года. До 2006 года планируется изготовить всего по двенадцать штук каждой модели.

Royal Oak Offshore

Жемчужина же коллекции этого года, безусловно, - модель Edward Piguet Sapphire Tourbillon. Совершенно новый материал, применённый в этих часах, как оказалось, словно самой природой предназначен для реализации замысла их создателей, взявших за образец высокий стиль мастеров эпохи Возрождения.

Итак, основа механизма – платина часов – вырезана из естественного кварца – камня почти прозрачного и потому позволяющего в полной мере оценить как безупречный вкус мастеров, так и техническое совершенство конструкторских решений. Ведь в платине размещены некоторые механизмы. Тончайшая эта работа потребовала применения эксклюзивной техники обработки кварца.
 
Впечатления же воздушности и невесомости сапфирового турбийона ещё более усиливается за счёт изысканной геометрии его гравированных мостов. Их дизайн носит явный отпечаток идей и стиля эпохи Возрождения, оживляя в памяти маятник Галилея. Первый мост выполнен из аркапа – нового сплава, не поддающегося окислению, второй (со стороны циферблата) изготовлен из стали.

Механизм калибра 2888 ручного завода работает на 19 камнях. Резерв хода – 48 часов. Все компоненты часов отделаны и декорированы вручную. Механизм заключён в прямоугольный, характерно выгнутый платиновый корпус, линии которого с первого взгляда выдают его принадлежность к благородному семейству часов Audemars Piguet.

Трилогия. Часть II: Сапфир
Дерзкая мечта создать полностью прозрачные часы не давала покоя многим поколениям часовщиков. Некоторым удалось достичь определённых успехов на этом пути. В середине XIX столетия Жан Робер-Уден, молодой часовщик, ставший позднее знаменитым фокусником, предпринял первую попытку осуществить этот замысел. Во второй половине XX века появляются Mystery (Загадочные) Clock от Картье. Однако миниатюризация механизма и всей технологии оказалась для того времени задачей непосильной.

Лишь специалистам швейцарской фирмы Quinting относительно недавно удалось решить эту проблему, причём в самом сложном варианте. Они разработали модель уникального прозрачного хронографа, часов, поистине поражающих воображение.

«Сердце» часов состоит из одиннадцати пластин сапфира, обработанных особым образом и покрытых антибликовым составом. В результате достигается полная прозрачность всей конструкции. Часть пластин внутри часов подвижна, другая – фиксирована. Подвижные пластины представляют собой совершенно прозрачные зубчатые колёсики с осевыми центрами внутри. Механизм приводится в движение четырьмя моторчиками, спрятанными внутри корпуса по ободку. Каждый хронограф Quinting изготовлен вручную.

Он уникален и имеет свой собственный номер, выгравированный на внутренней стороне корпуса и на механизме. Корпус хронографа может быть выполнен из жёлтого или белого 18-каратного золота, а также из стали. Задняя крышка покрыта специальным лаком, предохраняющим от царапин. Некоторые модели украшены бриллиантами.

До недавнего времени часы Quinting создавались только для мужчин. Однако с начала 2002 года фирма представила модель и для дам. По ободку этих часов расположены бриллианты Top Wesselton VVSI общим весом в 1,5 карата. Есть версия и с бриллиантами массой 2,8 карата.

Трилогия. Часть III: Алмаз
Что ж, задача со вкусом украсить часы бриллиантами, в общем-то, не так и сложна. Нашлись бы опытные ювелиры да подходящие камушки. Ну, а как насчёт того, чтобы сделать часы из алмаза? Утопия и бред? Не торопитесь с выводами. Возможно, вы просто не знакомы с творчеством специалистов швейцарской фирмы Rado. Изготовить часы твердые как алмаз – их навязчивая идея. Лет 40 назад они первыми создали часы, поцарапать которые было ну очень непросто. Но лишь относительно недавно инженерам Rado удалось, наконец, добиться заветной цели. Используя особую технологию превращения углерода в нанокристаллические частицы алмаза, они научились наносить однородный 100-процентный алмазный слой на металлические компоненты часов.

Опытные модели Concept 1 и Vision 1 произвели сенсацию среди производителей и знатоков часов. Недаром Vision 1 попали в Книгу рекордов Гиннесса. Тем не менее, это были, повторяем, лишь опытные образцы. И вот этом году в Базеле Rado представила первую серийную модель своих уникальных часов – v10k.

Тут, однако, необходима короткая справка. Дело в том, что v10k – это аббревиатура слов Vickers 10 000. Vickers – шкала твёрдости, применяемая в областях техники, связанных с обработкой алмазов. 10 000 – высшая отметка шкалы, соответствующая твёрдости природного алмаза. Например, твёрдость нержавеющей стали, применяемой в часовом деле, составляет всего 200 единиц - то есть в 50 раз ниже.

Rado v10k – это алмазная твёрдость изумительного по своему дизайну корпуса, ультрасовременные линии которого чисты и стремительны, как обводы боевого корабля. Задняя крышка корпуса и застёжка браслета выполнены из не вызывающего аллергии титана. Конструкторы из Радо посчитали, что наличие головки на корпусе нарушит безукоризненную эстетику дизайна. Корректировать время без труда можно со стороны задней крышки при помощи прилагаемого магнитного контактного элемента.  Приобрести эти удивительные часы в Москве можно уже с осени 2002 года.

Лунная Симфония
Трудно представить, чтобы любой, даже и виртуальный, вернисаж лучших произведений часового искусства года мог обойтись без очередного шедевра от Patek Philippe. В 2002 году в Базеле фирма представила Patek Philippe Ref. 5102 Sky Moon. И пусть эта модель несколько упрощена по сравнению с выпущенными ранее Star Caliber 2000 и Sky Moon Tourbillon. Вы надеваете  Ref. 5102 на руку и чувствуете себя если не героем Космической Одиссеи, то уж участником экспедиции на Луну всенепременно. На циферблате оживает крупноформатная карта звёздного неба. Ночной небосвод Северного полушария вращается против часовой стрелки, показывая угловое движение звёзд относительно меридиального прохождения Сириуса.

Patek Philippe Sky Moon

Сложные астрономические индикаторы функционируют при помощи трёх расположенных друг над другом сапфировых дисков, которые вращаются с различной скоростью, создавая удивительный завораживающий эффект глубины звёздного пространства. Диск, изображающий небесный фон, в то же время воспроизводит орбиту луны. Посредством колёсной системы он также приводит в движение и вспомогательный диск, отображающий в маленьком круглом окошке процесс прибывания и убывания луны. Выше расположен ещё один сапфировый диск. На одной его стороне нанесена карта звёздного неба, на другой – Млечный Путь.

Все эти диски находятся под сапфировым стеклом с золотым эллипсом на внутренней стороне. При вращении звёздной карты Северного полушария этот эллипс в любое время суток «отмечает» видимую в Женеве часть ночного небосвода со всеми светилами. Эта астрономическая функция часов защищена патентом.

Новый механизм Ref. 5102 Sky Moon  обеспечивает потрясающую точность хода. При исчислении лунных суток годовая погрешность составляет 18,385 секунды и всего 30 минут за столетие; звёздных же суток – чуть больше 53 с половиной минут за сто лет.

Все детали Sky Moon, а их 301, прекрасно обработаны вручную. Недаром часы отмечены Женевской пробой – символом высочайшего качества лучших швейцарских механизмов.

Ref. 5102 Sky Moon – часы с автоподзаводом. Их миниротор выполнен из тяжёлого 22-каратного золота, так что даже лёгкого движения кисти достаточно для получения необходимой энергии. Модель имеет 2 головки. С помощью расположенной у отметки «2 часа» осуществляется завод и установка стрелок. При повороте головки, установленной у отметки «4 часа», в одну сторону корректируется положение карты звёздного неба. Поворот в другую сторону меняет угловое положение луны и её фазу.

Резерв хода Sky Moon – около 48 часов. Ободок корпуса 18-каратного золота украшен крестами рыцарей Ордена Калатравы. Изысканный ансамбль завершается вручную прошитым ремешком из крокодиловой кожи с застёжкой из белого 18-каратного золота.

Итак, мы представили вам, на наш взгляд, наиболее выдающиеся образцы часового искусства 2002 года. Возможно, кто-то выбрал бы другие. Что ж, о вкусах не спорят…

Опубликовано в журнале "Мои Часы" №5-2002

Новое на сайте

Восстановление пароля

Пожалуйста, введите ваш E-mail:

Вход
Регистрация Забыли пароль?