Часы и "копии часов": Две большие разницы!
Копии и подделки дорогих часов интересуют многих. Одни хотят знать, как на них не напороться. Другие сознательно стремятся приобрести часы «а-ля великий брэнд»
Две большие разницы
Копии и подделки дорогих часов интересуют многих. Одни хотят знать, как на них не напороться. Другие сознательно стремятся приобрести часы «а-ля великий брэнд», но чтобы при этом качество фальшивки было как можно лучше. Как говорится, «по многочисленным просьбам трудящихся» мы открываем рубрику, в которой будем сравнивать копии и оригиналы.
Как же просто жилось покупателю лет 15 тому назад! Главное – решиться на покупку чего бы то ни было. Не нужно было думать настоящий товар или подделка, искать «где дешевле». Поллитра – она и в Бресте, и в Магадане – поллитра, и цена на нее всюду одинаковая – 4 рубля 12 копеек. А часы «Полет» – везде 49 рублей 50 копеек. Выбор товара то же был делом простым и быстрым – бери, пока есть.
Теперь с товаром проблем нет. К свободе выбора прибавилась свобода выбора цен. Нужны RADO и есть 1500$? Нет проблем! Вот RADO, а вот к нему подарок от магазина – бутылка хорошей водки. Нужны RADO, но денег в кармане – только на пару бутылок водки? Тоже не проблема. Иди в ближайший подземный переход и покупай своё Rado, или Franck Muller, или Cartier, или Glashutte, да хоть Patek Philippe... Прилавки тамошних ларьков буквально завалены лучшими образцами мирового часостроения по вполне демократичным ценам – около 100$. Продавцы обтекаемо называют такие часы «лицензионными копиями». В том, что эти товары имеют мало общего с подлинниками, никто не сомневается. Однако каждый квадратный сантиметр витрины под Пушкинской площадью стоит немалых денег, и, раз товар выставлен, значит, на него есть спрос.
Копии (назовем их так) дорогих часов, как правило, приобретаются либо по невежеству, либо – чаще всего – с целью произвести на окружающих впечатление человека более обеспеченного, чем есть на самом деле. Не будем обсуждать, хорошо ли это. Попробуем просто разобраться, насколько такая задача выполнима, и сравним оригинал с копией.
В качестве «объекта исследований» мы выбрали весьма популярную модель Grand Guichet («Большая дата») из коллекции Masterpiece компании Maurice Lacroix, копию которой приобрели в подземном переходе ближайшей к редакции станции метро за 3280 рублей.
Являют ли они между собой, как говорят в Одессе, две большие разницы? Оригинальной модели в точно таком же оформлении (черный циферблат, комбинированный корпус) в московских магазинах найти не удалось. Но мы сочли возможным сравнить ее с Grand Guichet в стальном корпусе и с серебряным циферблатом. Ее нам предоставил салон «Консул» на Новом Арбате. Цена подлинника - 2440$.
Покупка
К чести палаточных продавцов, они и не пытались выдать копию за оригинал. На ценнике было написано «Часы Maurice Lacroix, производство Германия». Указав на интересующую нас модель и расплатившись, мы попросили продавщицу выписать товарный чек. Та покосилась на странных покупателей, засуетилась и, оформив чек, стала перебирать какие-то бумажки, оказавшиеся ксерокопиями инструкций к часам. В аккуратно скрепленной пачке были паспорта на все модели, стоявшие на полке: Cartier, Glashutte, Vacheron Constantin и т.д. Человек, создававший эти шедевры полиграфии, потрудился на славу и даже немного перестарался: все инструкции были снабжены фотографиями часов. И, как назло, подходящая модель не находилась: попадались то квадратные, то в форме бочки. Круглые часы красовались только на одном листочке, озаглавленном Franck Muller.
«Вот!» – радостно воскликнула продавщица. На мое замечание, что, вообще-то, это не совсем то (модель на рисунке имела полный календарь, но «двойной даты» у нее не было), ответила: «Они! Видите – циферблат-то черный!» Против такого аргумента возразить было нечего: циферблат был действительно черный, и мы удалились изучать покупку.
Беглый осмотр
Раз уж нам дали инструкцию, было бы несправедливо ее не прочитать. И знакомство с шедевром (так переводиться с английского название коллекции Masterpiece) мы начали с именно с нее. Пусть набор функций механизма описанных в ней часов отличался, но рождены были эти Franck Muller и Maurice Lacroix, видимо, в одном месте, и всю информацию общего характера мы сочли относящейся к нашей покупке.
Получилось, что «часы были произведены в Германии по лицензии швейцарской фирмы». Надпись жирным шрифтом гласила, что часы не являются водозащищенными и противоударными. Однако если верить информации на задней крышке, часы водонепроницаемые до 50 метров, а в механизме явно виднелась пружина противоударного устройства оси баланса. Как говорил Остап Бендер: «Мадам, вас обманули! Вам дали гораздо более лучший мех!» Ну да бог с ней, с бумажкой, в конце концов, ее носить на руке никто не собирается. Перейдем к внешнему осмотру.
При беглом взгляде, часы действительно очень похожи. Особенно это касается их «лица» - циферблата: совпадают рисунок, оцифровка, надписи. Визуально одинаковы стрелки. Вроде бы похожи корпуса, на ремешках обоих часов есть металлическая эмблема марки. Сквозь крепящуюся на шести винтах прозрачную заднюю крышку виден механизм автоподзавода. На его роторе красуется логотип Maurice Lacroix и надпись, согласно которой в часах 49(!) камней… Вроде все так же, как у настоящих. Однако уже через пару секунд глаза начинает замечать отличия.
Почувствуйте разницу
Отличаются окно календаря (на оригинале оно более трапецевидное) и секундная стрелка. Цифры в окне расположены слишком низко. Как это часто случается, изготовители копии немного «перебдели» и отполировали верхние поверхности накладных знаков на циферблате – у оригинала они шлифованные. Цель, с которой эмблема на ремешке у копии сделана крупнее настоящей, понятна: чтобы издалека было видно – часы настоящие. С той же целью надпись «Maurice Lacroix» нанесена на застежку ремешка. Но вот сама застежка на «родную» совсем непохожа.
Корпус часов у копии имеет несколько иную форму и, к тому же, он заметно толще. Но сильнее всего отличается, пожалуй, заводная головка: у «германской лицензии» она крупнее, грубее и полностью желтого цвета. У истинного Grand Guichet – белая (в стальных моделях) и двухцветная (в биколорных).
Окончательно «кто есть who» становится понятно, если часы перевернуть. То, что крышка у копии не отполирована, а указанный на ней шифр модели не соответствует каталогу, можно сказать, ерунда. В глаза бросается различие в отделке механизма (кстати, в оригинальном «сердце» не 49, а всего лишь 26 камней). Механизмы – это как раз то, за что эту коллекцию часов Maurice Lacroix и назвали «Шедевром». Даже непрофессионал обращает внимание на красоту доработанного мастерами компании стандартного ETA …….: нескольких видов гравировки, синие винты.
Впрочем, механизмы у копии и оригинала отличаются не только отделкой, но и функционально. Календарь настоящих часов умеет считать только до тридцати одного: после 31-го числа он показывает первое. Копия же рассчитана, видимо, на какой-то неведомый нам еще восточный календарь: после 31-го у нее наступает 32-е, 33-е и т.д. Мы покрутили головку еще некоторое время, и вдруг календарь показал «00». Что это: начало времен, момент Большого Взрыва в гипотезе о происхождении Вселенной?.. Но больше напоминает табличку на двери известного заведения.
Совсем плачевно окончились наши попытки проверить реакцию маховика автоподзавода на легкие движения руки. После третьего качка из «лицензионного» корпуса стали доноситься подозрительные звуки явно нештатного происхождения. Прозрачная крышка позволила моментально установить причину – одна из шестерен выпала из пазов и, путешествуя по механизму, грозила прервать его ход навсегда.
Возвращаться и скандалить с и без того обиженной жизнью продавщицей не было никакого желания. Да и саму тетушку было жаль до слез – не от хорошей же жизни она торгует в грязном промерзшем переходе. Приговор мастеров, к которым мы отнесли «Большую дату» на починку, был краток и суров: «Часы уже кто-то вскрывал по другому ремонтному поводу. Какое-то время они еще поживут, но недолго». Мастерам в свою очередь было нас так жаль, что за починку они денег не взяли. Будем считать, нам повезло с мастерами, но не повезло с моделью.
Вердикт
Оставим в стороне рассуждения о благотворном влиянии гравировки механизма на точность хода и вернемся к основному вопросу: имеет ли смысл покупать копию 2500-долларовых часов за $100, чтобы подкорректировать свой имидж? Определят ли окружающие, что именно у вас на руке?
Ответ зависит от того, кто вас окружает. Те, кто ни разу в жизни не видел подлинники шедевральной серии Maurice Lacroix, или видел их только на рекламе, разницы не заметят. Правда, эти люди и вряд ли смогут по достоинству оценить «крутизну» их обладателя. Но если человек держал в руках настоящие Grand Guichet, то обмануть его вряд ли удастся. “Мелочи” вроде грубого ремешка, головки или чрезмерной полноты корпуса не скроешь - особенно от того, кто знает цену этим часам и, вообще, деньгам.
Если вы решили-таки приобрести копию, то постарайтесь проследить, чтобы календарь не показывал «00»…
Опубликовано в журнале "Мои Часы" №5-2002