Что такое COSC?
В принципе, “хронометром” можно назвать любые часы, т.к. все они, в конечном счете, являются приборами измерения времени. Однако в часовом деле под хронометром понимаются часы, которые “ходят” с особой точностью
В принципе, “хронометром” можно назвать любые часы, т.к. все они, в конечном счете, являются приборами измерения времени. Однако в часовом деле под хронометром понимаются часы, которые “ходят” с особой точностью.
Так уж сложилось исторически, что хронометры играли особую роль в судовой навигации. Конечно сейчас, с развитием беспроводного Интернета, спутниковой связи и систем глобального позиционирования GPS (Global Positioning System), зависимость определения местоположения судна от точности хронометра упала (хотя на судах остались не только хронометры, но и такие приборы как секстант, и бывают чрезвычайные обстоятельства, когда такие приборы действительно спасают людей, достаточно вспомнить управление космическим кораблем по наручному хронометру Omega).
Место сложных механических часов со специальной “улиткой” или фузеей заняли еще более сложные, электронные устройства. Но несмотря ни на что, хронометры и сейчас пользуются заслуженной популярностью.
Часы могут называться хронометрами тогда (и только тогда!), когда они прошли специальные тесты, проводимые официальным швейцарским институтом хронометрии COSC (Controle Officiel Suisse des Chronometres).
Тестирование хронометров в Швейцарии поначалу происходило в обсерваториях в Невшателе (Neuchatel, 1866-1975) и в Женеве (Geneve, 1873-1967), каждая из которых придерживалась собственных стандартов. Так уж сложилось, что обсерватории тестировали механизмы не из числа тех, которые предназначены для продажи, а лишь те, которые использовались для настройки других часов. Некоторое количество готовых часов производитель также мог подвергнуть испытаниям с целью последующего использования результатов в рекламных целях. При этом протестированные часы редко поступали в продажу.
Позже тестирование большего количества механизмов, предназначенных для широкой публики, стали проводить официальные тестовые агентства. Изначально такие агентства назывались “Bureaux officiels de controle de la marche des montres”, или сокращенно – В.О. Они создавались в период между 1877 и 1956 годами, причем каждое из них работало независимо от других, и только 23 июня 1973 года все официальные тестирующие агентства были подчинены централизованному управлению.
Тогда же это объединение стало привычно называться “Controle Officiel Suisse des Chronometres” или COSC. Агентства, которые появились в Бьенне (Bienne, с 1877), Женеве (1886) и Ле Локле (Le Locle, 1901), работают и по сей день, а еще два представительства временно работали в Ле Сентье (Le Sentier, 1942-1978) и в Золотурне (Solothurn, 1951-1976). Дирекция этой организации находится в Ла Шо-де-Фон (La Chaux-de-Fonds).
Каждый механизм тестируется индивидуально и получает в случае прохождения теста сертификат соответствия “Bulletin du marche”. На циферблатах таких часов обычно присутствует надпись “Chronometer”, “Certified Chronometer” или аналогичная им. В некоторых компаниях можно получить бумажный вариант сертификата только за отдельную плату. Хотя, покупая в Швейцарии “Омегу”, вы всегда получите к ней и полную бумажную версию сертификата.
Для получения сертификата необходимо обратиться к дилеру или в магазин, где вы приобрели часы. Если они оказались бессильны, можно попытаться связаться с часовой компанией напрямую.
Необходимо заметить, что COSC тестирует механизмы, а не часы! Каждый механизм не только помещается во временный футляр – на период проведения испытаний он снабжается временными циферблатом и стрелками. Если механизм не оснащен секундной стрелкой, то добавляют и ее (понятное дело, порой внося изменения в конструкцию механизма).
Испытания проводятся следующим образом. Механизмы – по 10 штук – помещают в специальные ячейки, которые устанавливают в 10 “этажей” в специальную рамку, так что одновременно тестируется партия из сотни механизмов. Примечательно, что все механизмы заводятся не от автоматического модуля, а с помощью специального моторчика, подсоединяемого к заводной головке. Так что эффективность работы автоподзавода в тестах не учитывается.
Каждый механизм тестируется 15 дней в 5 различных положениях при 3 разных температурах (+8 °С, +23 °С и +38 °С). Отклонения суточного хода фиксируются для каждой позиции и температуры, при этом важны не только средние оценки, но и результаты отдельных тестов. Иногда оценка производится по индивидуальным тестам. Минимальные требования для получения названия “chronometer” описаны в международном стандарте ISO 3159-1976.
Если раньше точность часов контролировал оператор, записывая показания каждого механизма в специальную таблицу, то теперь эта работа производится с помощью сканирующего лазера. Результат измерений заносится автоматически в компьютер в виде файла. Именно на основе таких данных и заполняется сертификат.
В сертификате обязательно указывается категория механизма, его функциональность, диаметр и толщина. Также могут указываться вид анкерного спуска, свойства спирали баланса и обода. К примеру, категория I.1 включает механизмы диаметром свыше 20 мм, с волосковой спиралью и пружинным двигателем. Площадь такого механизма свыше 314 мм.
Сертификаты бывают двух типов – обычные и расширенные. В обычных указывают только результирующие значения, а в расширенных – и промежуточные результаты. Расширенные сертификаты стоят значительно дороже и сейчас встречаются крайне редко. В них отображаются в виде таблицы результаты измерений по суткам, то есть 15 строчек данных. Первые два дня часы проверяются в положении 6Н1, следующие 2 дня в положении 3Н, потом в положении 9Н, далее циферблатом книзу (FH) и циферблатом кверху (CH). Следующие три дня производится замер при трех разных температурах в положении CH, и напоследок – два дня снова в положении 6Н.
Также в сертификате напротив каждого дня отображается суточная погрешность часов (при сравнении с эталоном), а также погрешность измерений между парами суток. Обязательно указывается дата прохождения испытаний. В нижней части сертификата указываются 7 суммарных значений, несоответствие нормам даже одного из них в период тестирования не позволяет механизму получить заветную бумагу.
Необходимо добавить, что ряд производителей проводит более “жесткие” тесты своей продукции, чем того требует COSC. Кроме того, интересно будет отметить, что в бывшем СССР также была разработана весьма жесткая программа испытаний механизмов. Одним из пунктов этих испытаний являлся контроль часов на соответствие их требованиям ГОСТа. Его продолжительность составляла 10 суток, часы тестировали в 4 положениях: 6Н, 3Н, СН и 9Н. В качестве образцовых часов использовалась специальная часовая станция. Кроме того, производились испытания при различных температурах (0 °С, +20 °С и +40 °С).
Вполне понятно, почему производители тестируют только дорогие механизмы: подобная процедура увеличивает стоимость каждого из них на 200-250 долларов. Сертификат действителен только на момент тестирования часов, никто не гарантирует, что произойдет позже: на фабрике, когда механизм вставляется в корпус, когда часы упаковывают, отправляют получателю, демонстрируют в часовом магазине и, наконец, носят на руке.
Каким это ни покажется странным, но точность часов часто зависит от пристрастий их владельцев! Эксплуатация в жару или холод, при сильном или слабом заводе пружины, в горизонтальном или вертикальном положении, при активном или спокойном образе жизни – все это также на ход часов.
Напоследок хочется заметить, что все еще очень трудно создавать серийно механизмы, отрегулированные для разных позиций и температур, которые легко, без проблем проходили бы тест COSC. Мне кажется, что оправданность проведения тестов весьма мала, она скорее добавляет уверенности владельцу часов, позволяя ему лишний раз похвастаться перед своими знакомыми.
ПРИМЕЧАНИЯ: 1 Наличие цифры обозначает, что механизм расположен вертикально. 6Н означает, что цифра 6 циферблата находится вверху.
К размышлению:
Семь параметров, от которых зависит судьба механизма:
1) Средний суточный ход часов. Берутся данные для первых 10 дней при 5 разных положениях, суммируются и делятся на количество дней, то есть на 10. Для успешного прохождения теста средняя погрешность хода должна лежать в пределах от –4 до +6 секунд.
2) Среднее отклонение суточного хода или девиация в 5 различных положениях. В течение первых 10 дней часы проверяются в 5 положениях. Получается 50 замеров, в каждом из которых допустимо отклонение суточных ходов до 2 секунд в сутки. Этот параметр позволяет судить о надежности часов. Часы высокого качества стабильны, независимо от того, убегают они или отстают. Как бы то ни было, часы со стабильным ходом намного легче отрегулировать, поэтому погрешность хода легче устраняется.
3) Максимальное отклонение суточного хода. Это наибольшая разница между замерами при двухдневных испытаниях в одном положении. Для успешного прохождения теста максимальная разница не должна превышать 5 секунд.
4) Разница между суточными ходами часов в вертикальном и горизонтальном положениях механизма. Допустима разница от –6 до +8 секунд. Некоторые эксперты считают, что данный тест отражает огромную разницу между массовыми и настроенными вручную часами.
5) Наибольшая разница между среднесуточным и суточным ходом часов (не более 10 секунд).
6) Отклонение суточного хода при изменении температуры на 1 градус Цельсия. COSC из суточного хода при 38 °С вычитает ход при 8 °С и делит на 30. отклонение от –0,6 до +0,6 секунд в сутки.
7) Изменение суточного хода между двумя первыми днями испытаний и последним днем. Допускается изменение в пределах +5 секунд.
Суточный ход – отклонение показаний часов от точного времени за сутки, равное разности поправок часов в конце и начале суток.
В 1999 году три представительства COSC протестировали 905499 механических часовых механизмов, 874933 из которых получили сертификат. Кварцевые механизмы тоже подвергаются испытаниям. Из 76442 механизмов успешно прошли испытания 71603 штуки. Количество кварцевых моделей год от года увеличивается (для сравнения: в 1995-м году было представлено на тестирование всего 3026 механизмов).
В среднем сертификат получает порядка 96,5% механизмов. Наибольшее число хронометров в 1999 году выпустил Rolex (584607), затем Omega (137750) и Breitling (127659). Еще примерно 60 компаний завершают список.
Опубликовано в журнале "Мои Часы" №4-2002