Часы МГУ: Не путать с барометром и термометром!
Однажды бдительные советские пенсионеры написали письмо в газету "Правда" с жалобой на то, что часы на разных башнях Московского государственного университета показывают разное время
Однажды бдительные советские пенсионеры написали письмо в газету "Правда" с жалобой на то, что часы на разных башнях Московского государственного университета показывают разное время. Дескать, непорядок... Поднялась шумиха, срочно выслали корреспондента, который, прибыв на место, к собственному удивлению выяснил, что, оказывается, на МГУ установлены не только часы, но и самые крупные в мире барометр и термометр!
Кстати, часы МГУ - тоже из породы великанов: это одни из самых больших часов в Европе. Точнее говоря, даже не одни: четыре огромных циферблата смотрят во все стороны света с башен главного здания. Минутные стрелки на них в два раза длиннее стрелок на часах Спасской башни, а их диаметр - 9 метров, как и у знаменитого лондонского Биг-Бена. Силуэт МГУ издалека виден с различных точек города, потому что 36-этажное здание стоит в самом высоком месте столицы. Шпиль его находится примерно на одном уровне с верхней точкой Останкинской телебашни.
Комплекс зданий МГУ на Воробьевых горах (которые тогда еще называли Ленинскими) был заложен в день празднования 800-летия Москвы вместе с другими "высотками", определившими облик столицы на многие годы. Годом же рождения часов считают 1953-й, когда было завершено строительство главного здания МГУ.
Изначально они представляли собой маятниковые механизмы, многопудовые гири которых спускались на тросах в шахты глубиной в шесть этажей. Однако эти механизмы проработали недолго: требовалось содержать слишком большой штат. Ручные лебедки для подтягивания гирь заменили редукторами, а затем и вовсе отказались от огромных, "ростом" с человека, механизмов. Сегодня последний из них, покрытый пылью, одиноко стареет на 25-м этаже.
В 1957 году все башенные часы МГУ были переведены на работу от электродвигателя, а также была воплощена уникальная разработка, не имевшая аналогов в России. Специалисты создали часовую электрическую станцию с системой обратного контроля, связавшую все 1500 часов, находящихся в зданиях Университета. Изобрел, сконструировал, внедрил и запатентовал эту уникальную систему рядовой советский инженер Евгений Лапкин. Если ход каких-то часов нарушался, сигнал об этом тут же поступал на табло, и мастер на станции точно знал место неисправности.
Теперешний начальник Службы связи МГУ, в обязанности которого входит и забота о часах, Валерий Игошин, исполнил свое давнее желание дать часам новое сердце - современный мотор. Да и сама станция теперь - электронная, способная автоматически корректировать время по сигналам радиотрансляционной сети. Кроме этого, она, что очень важно для Университета, управляет звонками, извещающими о начале и конце занятий. Если же происходит временное отключение электричества, часы "запоминают" время на срок до 30 суток и автоматически выставляют все полторы тысячи вторичных часов. А ведь когда-то часы останавливали и дожидались момента, когда положение стрелок совпадет с "правильным" временем!
Последняя - и единственная! - реставрация часов проходила в рамках "Ремонта-2000" главного здания МГУ. Стрелки снимали, балансировали и красили: до этого их полвека не подновляли.
После реконструкции на стрелках появились новые люминесцентные лампы, которые при небольшом потреблении энергии обладают хорошей светоотдачей, более надежны и рассчитаны на резкие перепады температур. Хотели поставить на подсветку стекловолокно, но для Университета, учитывая, что это государственная, а не коммерческая структура, такое удовольствие оказалось слишком дорогим.
Кстати, во время этого ремонта рабочие решили за "ненадобностью" снять грузы, с помощью которых были сбалансированы стрелки часов: "что это здесь еще болтается?!". Благодаря этой "медвежьей услуге" и часам пришлось изрядно потрудиться, передвигая стрелки, и мастерам помучиться, восстанавливая баланс и проклиная ретивых ремонтников.
А однажды часы чуть не лишились одной стрелки. Мастера при очередной смазке ослабили шестерни немного больше, чем следовало, и огромную стрелку буквально пришлось удерживать руками, чтобы она не рухнула вниз. Все обошлось, но с тех пор мастера стали относиться к своенравным часам с еще большим вниманием и осторожностью.
Что касается работы станции, то пока еще не все башенные и вторичные часы переключили на электронику, и в ближайших планах Службы связи завершить начатое. Но, к сожалению, восстановить систему обратного контроля вряд ли удастся. Единственный завод, производивший нужное оборудование, находился в Грозном. Туда с самого начала чеченской войны писали письма, пытались организовать командировку, но не успели - увы, завода больше нет. Можно, конечно, заказать изготовление деталей в коммерческих структурах, но Университету, получающему средства из государственного бюджета, это не по карману.
Что ж, жизнь меняется, время идет вперед. И пусть старый механизм пылится, шахты часов пустуют, а гири сданы в металлолом... Но студенты до сих пор пытаются пробраться на часовые башни, то ли в погоне за новыми ощущениями, то ли пытаясь взглянуть на Москву с высоты птичьего полета, то ли потрогать часы -гордость Московского университета.
О часах МГУ
Диаметр 9 м
Длина часовой стрелки 3,77 м
Длина минутной стрелки 4,13 м
Вес часовой стрелки 50 кг
Вес минутной стрелки 39 кг
Высота цифр 0,7 м
Опубликовано в журнале "Мои Часы" №2-2002