Круги времён
Наука не стоит на месте. Физики, обнаружив мельчайшие "кирпичики" материи - кварки, - взялись за обсуждение дискретности времени. Однако пока ученые мужи в очередной раз переворачивают с ног на голову наши представления о мироздании
Наука не стоит на месте. Физики, обнаружив мельчайшие "кирпичики" материи - кварки, - взялись за обсуждение дискретности времени. Однако пока ученые мужи в очередной раз переворачивают с ног на голову наши представления о мироздании, все остальное человечество продолжает считать, что время течет непрерывно. Да и как иначе, если люди десятки тысяч лет видят безостановочное кружение Солнца, Луны и звезд по небосклону? И трудно не согласиться с тем, что лучший символ времени - это движение по кругу.
Четыреста лет назад жители немецкого городка Оснабрюк были немало удивлены тем, что маятник новых часов - установленных, разумеется, на городском соборе, - не раскачивался туда-сюда, а, не спеша, вращался. По революционности это было сравнимо с появлением цветного телевизора.
Теоретически обосновал создание часов, в которых маятник, называемый коническим, равномерно вращается, а секундная стрелка движется плавно, без скачков, знаменитый Христиан Гюйгенс в 1659 году. Естественно, ученый голландец заботился не о завораживающе-гипнотическом эффекте, производимом кружением маятника, а, в первую очередь, о повышении точности механизма: в ту пору злободневной была задача создания надежных морских и астрономических часов.
При всей привлекательности конического маятника, изготавливать часы с подобным устройством во времена Гюйгенса было чрезвычайно сложно, прежде всего, потому, что необходим был специальный подвес для маятника (а чем собственно состоит трудность?). Поэтому широкого распространения такие часы в XVII веке не получили.
Однако техническая мысль, как известно, не дремлет, и конструкторы XVIII-XIX столетий пытались использовать конический маятник для астрономических часов и других приборов, отмеряющих время. Например, в 1854 году знаменитый английский часовой мастер Эдвард Дент изготовил для Гринвичской обсерватории хронограф с коническим маятником. Однако попытки реализовать заманчивую идею механического измерения времени, основанного на использовании системы с коническим маятником, известной в механике под названием центробежного регулятора, натолкнулись на помехи в виде вариаций трения в подшипниках и осях. Поэтому, несмотря на создание множества остроумных конструкций, для научных хронометрических устройств этот способ использован не был.
Правда, это не помешало его применению там, где не требовалась высокая точность. Красота и зрелищность конического маятника была взята на вооружение мастерами, пытавшимися создавать необычные часы, отличающиеся от однотипной фабричной продукции. Первый патент на бытовые часы с коническим маятником был выдан американцу Бригсу в 1855 году. В его конструкции маятник в форме шара, подвешенного на нити, приводился в движение пружиной. А женевский часовщик Эмиль Болле во второй половине ХIX века изготовил будильник с вращающимся механизмом - ротатором, скорость которого также регулировал центробежный маятник.
Маятник, без сомнения, - самая замечательная часть часов, их душа. Но если в прошлом маятник играл в часах роль регулятора, то современные конструкторы и дизайнеры электронных часов оставили ему только функцию украшения. Неискушенные люди, приобретая "крутильные" часы, и не подозревают, что, чаще всего, "маятник" работает от отдельной батарейки и никакой связи с механизмом часов не имеет. Он служит лишь декоративным элементом вполне современной конструкции. А жаль...
Это произведение часового и декоративно-прикладного искусства - экспонат Политехнического музея Москвы. Прелестная девушка в тунике, с крылышками - "пчелка" - парит в воздухе, касаясь одной ногой густой поросли травы с тюльпанами. Композиция из доломита и медно-цинкового сплава (шпиатра) выполнена французским скульптором Коссе. Впервые подобные часы-маятник были продемонстрированы на Всемирной выставке в Париже в 1799 году.
В конструкции "Пчелки" использованы сразу несколько интересных идей: применение в качестве регулятора конического маятника, размещение механизма часов в самом маятнике, использование особого подвеса маятника, обеспечивающего непрерывное вращение, оформление кронштейна в виде скульптурной композиции.
Устройство ее таково. Рука фигуры, поднятая вверх, служит кронштейном, на котором укреплен стержень. К нему на трех цепях подвешен латунный шар с механизмом часов. Сверху имеется отверстие, через которое от механизма часов идет ось, на которую насажена вилка в виде стрелки с прорезью. При отклонении шара от положения равновесия, он начинает вращаться вокруг неподвижного стержня за счет энергии, получаемой от пружинного двигателя, находящегося внутри шара. В свою очередь, конический маятник - шар, подвешенный на трех цепях, - заставляет вилку вращаться с постоянной скоростью и тем самым стабилизирует скорость зубчатых колес механизма.
В Политехническом музее Москвы выставлены каминные часы, изготовленные французской фирмой Фарко" в конце XIX века. Деметра, покровительница земледелия и дочь Кроноса, которого считают богом времени древних греков, держит в одной руке маятник в виде шара на нити, а в другой - сноп колосьев и серп.
Сам часовой механизм расположен внутри постамента скульптуры. На верхнюю плоскость его выведена единственная деталь механизма - вилка. Через нее маятнику передается энергия от пружинного двигателя, а маятник, в свою очередь, обеспечивает вилке постоянную скорость вращения. Таким образом регулируется ход этих необыкновенных часов.
Опубликовано в журнале "Мои Часы" №2-2002