Стеклянные часы: Технология сказки
«А что, если ли сделать нечто среднее между картиной и полезной вещью?» – наверное, о чем-то подобном размышлял потомственный витражист Сергей Зубенко
Магия стекла
Двадцать лет работы с витражами для Сергея Зубенко не прошли даром. Стекло просто так от себя не отпускает, стоит хотя бы раз оказаться под его чарами. Это удивительный материал, состоящий только из натуральных компонентов. Оно не выделяет вредных веществ, как это иногда случается с искусственными материалами.
Стекло непредсказуемо: оно и упрямо, и податливо одновременно. Стекло словно чувствует настроение мастера и, направляя его руку, само подсказывает верную линию. Но и мастер должен научиться ощущать стекло кончиками пальцев, иначе оно начнет «капризничать».
Про загадочный характер стекла ходят легенды. Рассказывают, что стеклянная ваза, простояв лет десять, без видимых причин вдруг разлетается на мелкие осколки. Как не заподозрить колдовство? Но стекольных дел мастер в этом увидит не мистику, а проявление внутренних напряжений из-за несовместимости разных видов стекла.
Остекленевшее время
Из цветного стекла с давних пор делают чудные вещи: посуду, светильники, витражи. Вспомнить хотя бы «венецианское» стекло, прославившее итальянских мастеров. А восхитительное «живое» стекло эпохи модерна? Но о часах с циферблатом из стекла, а не под стеклом, до сих пор не было слышно. Сергею Зубенко первому, во всяком случае, в России, пришла в голову идея делать часы в технике фьюзинг.
Пять лет назад он вернулся из Европы и организовал в Москве дело по изготовлению художественных часов из цветного стекла. Сегодня в студии Зубенко трудится несколько мастеров, все они художники по призванию. Сергей предпочитает сам обучать своих помощников, подбирая людей, окончивших простую художественную школу. Высшее образование, по его мнению, часто сковывает воображение, данное от природы.
Американская штучка
Вообще, фьюзинг – техника относительно молодая, пришедшая к нам из Штатов. Фьюзинг принципиально отличается от традиционной итальянской техники мурано: это не литье, а спекание готового цветного стекла, которому еще на фабрике придали чистый, незамутненный цвет.
В дальнейшем стекло для фьюзинга уже не окрашивают, чтобы сохранить прозрачность и игру света. У этой техники огромные возможности. Она дает художнику полную свободу, позволяя создавать виртуозные вещи: от великолепных витражей до дверных панелей, словом, все, на что только хватит воображения.
В качестве материала для своих часов Сергей Зубенко решил использовать стекло американского и отечественного производства. Американцы стандартизовали коэффициенты теплового расширения и стали выпускать стекло, приспособленное для фьюзинга, что подтверждается специальным клеймом на каждом метре листа.
Особенность этой техники заключается в том, что соединенные между собой фрагменты, вырезанные из листового стекла, при высокой температуре спекаются подобно тесту. Весь цикл обжига в печи контролируется компьютерным оборудованием: где-то на максимальной точке 800 градусов в течение 50 минут стекло успевает свариться, и потом идет последовательное остывание. Остывая, оно не трещит, в отличие от любого другого стекла.
Стоимость такого стекла достаточно высока. Разные фабрики конкурируют между собой, поэтому вполне естественно, что произведенное ими стекло для фьюзинга несовместимо в одном изделии – его просто разорвет на части.
Наших голыми руками не возьмешь
Готовых рецептов Сергей Зубенко никогда не искал. В своем часовом производстве он объединил, казалось бы, несовместимые американское и российское стекло.
Квадратный метр американского стоит от 70 долларов и выше, а стекло Брянского завода он покупает за 15-20 долларов. Стоимость стекла зависит и от цвета. Чем больше в стекле красного и оранжевого цвета, тем оно дороже, т.к. для получения этих цветов используются соединения платины.
Сложные вещи требуют применения других форм стекла, помимо листового – палочек, гранул, порошков, предоставляющих художнику более широкие изобразительные возможности. Ведь стеклорезом даже из тонкого листа невозможно вырезать лучи для солнца, кошачьи усы или птичьи перья.
Время обжига тоже пришлось регулировать.
Немцы, к примеру, в печах предназначенных для фьюзинга, любую «выпечку» делают, как положено – ровно 12 часов и от технологии не отступают ни на йоту. Когда они узнали, что Зубенко умудрился весь цикл провести за 5 часов, поверили с трудом. Но чтобы прийти к этому понадобилось три года мучительных поисков: было необходимо подобрать оптимальный температурный режим, придумать, как принудительно остудить печи.
Четыре года назад Сергей съездил в Германию, где нашел подходящее оборудование и научился на нем работать. На свой страх и риск купил одну печь, и на ней потихоньку начал экспериментировать. От дорогого стекла переходил к более дешевому, уменьшая себестоимость.
Не сразу удалось подобрать и часовые механизмы хорошего качества, пригодные именно для стеклянных часов. Оказалось, что некоторые из них слишком громко тикают, а стекло резонирует, усиливая эти звуки. Перебрав множество вариантов, решили остановиться на китайских механизмах не с шаговым, а плавающим ходом, практически бесшумным. Для каждой модели часов нужна своя стрелка: где-то треугольной формы, иногда в виде ладошки или ножичка с вилкой. Сейчас используется уже 25 моделей стрелок, а к следующему Часовому салону будет разработано до 70-80 моделей.
Всего за 3 с половиной года студией выпущено около 2500 тысяч моделей часов! Их уже можно увидеть во многих крупных столичных магазинах. На третьем этаже Центрального Дома Художника действует постоянная выставка работ студии. Это удивительное зрелище, ведь каждая вещь неповторима, все модели – эксклюзивные, авторские. При этом часы имеет возможность приобрести человек и с невысоким заработком.
Клиенты, неограниченные в средствах и обладающие при этом смелой фантазией, иногда просят сделать нечто исключительное. Как-то довелось изготовить часы специально по картине Климта, большая копия которой висела в спальне заказчика. Сделать огромную плиту – опасно для жизни, вдруг случайно кто-то заденет. Пришлось составлять часы из отдельных частей, каждая из которых крепилась к стене с помощью специальных кронштейнов. Но даже с близкого расстояния часы воспринимались, как единое целое.
Часы студии Зубенко часто покупают в подарок, фирмы заказывают их для представительских целей. А бывает, родители приносят любимую картинку ребенка со зверюшкой или самолетом, и дизайнеры студии повторяют рисунок на часах.
Стекло – это стильно
Сегодня стекло пользуется большой любовью у дизайнеров интерьера. Светильники из матового стекла или из стекла, имитирующего мятую бумагу в японском стиле, арт-объекты из оптического стекла, скульптура, высеченная из стеклянной глыбы – кажется, художественные возможности стекла безграничны. Часы-витражи, придуманные Сергеем Зубенко, выглядят необычно даже на этом разнообразном фоне.
Они предназначены для самых разных интерьеров; их можно вывесить и на улице – стекло выдержит все перепады температуры. Часы любой формы и размера – настенные, напольные – можно заказать специально под вашу обстановку. Если желаете, их разместят где угодно: на потолке или в окне.
Остается ждать новых сюрпризов – что придумает Сергей Зубенко к следующему Часовому салону? Может быть, новые модели уже сами начнут прохаживаться по комнате, шевелить усами или мяукать?
Опубликовано в журнале "Мои Часы" №3-2002