Искусство & технологии

Репетиры: Говорящее время

Европа, XVII век. Сущим мучением становилась попытка узнать время среди ночи. Крик "огня!", долгое ожидание в темноте, шарканье шагов полусонного слуги, несущего свечу...

Европа, XVII век. Жизнь тогда во многом отличалась от современной. Например, по теперешним меркам, люди жили почти в полной темноте, ведь даже газовое городское освещение появилось гораздо позже, не говоря уж об электрическом. Были только свечи. В их дрожащем, неярком свете танцевали на балах, читали книги и пили вино с друзьями. В хорошую погоду улицы и дома освещала луна, а в плохую - только факелы городской стражи мерцали сквозь дождь и туман.

Сущим мучением становилась попытка узнать время среди ночи. Крик "огня!", долгое ожидание в темноте, шарканье шагов полусонного слуги, несущего свечу... Однако коварный порыв сквозняка мог заставить снова доставать кремень и огниво, высекать искры, и раздувать тлеющий трут, чтобы зажечь фитиль погасшей свечи.

Не возьмемся утверждать, что ночные страдания - двигатель часового искусства, но факт остается фактом: в 1680 году вышеописанная проблема была решена - часы заговорили. Называлось это чудо техники "репетир". Счастливый обладатель часов "с репетицией" мог, нажав на особую кнопку, услышать звон миниатюрных колокольчиков, по которым ударяли крохотные молоточки. Число ударов соответствовало количеству прошедших часов - от одного до одиннадцати. Все часы с репетиром отбивали часы, некоторые - еще и четверти часа, для чего служили дополнительные молоточки и колокольчики, звучащие тоном повыше.

Механизм Репетира

Первые репетиры с трудом можно было назвать карманными - разве что в расчете на кенгуру. Они стояли в домах, использовали их и в качестве дорожных часов, путешествуя  в каретах и дилижансах "дальнего следования", но, конечно, никому не приходило в голову носить с собой на цепочке этакие тикающие короба.

Спор о праве называться изобретателем репетира решил... король Англии Джеймс II, выдав патент часовому мастеру Даниэлю Куэру (Quare), а не его соперникам - священнику Эдварду Барлоу (Barlow) и мастеру Томасу Томпиону (Tompion). Действительно, репетир Куэра представлял собой более изящное и передовое конструкторское решение: он имел единственную кнопку как для часов, так и для четвертей, в то время как изделия Барлоу и Томпиона имели по две кнопки. Но, не взирая на это, соревнование изобретателей продолжилось. Куэр создал "получетвертной" репетир, отмечавший время с точностью до семи с половиной минут. В 1710 году Самуэль Ватсон (Watson) изобрел пятиминутный репетир. А знаменитый часовщик Томас Мудж (Mudge) представил минутный репетир, ставший воплощением высочайшей точности: кроме часов и четвертей он вызванивал еще и минуты. Надо сказать, что различие в сложности механизма часового и минутного репетиров очень велико.

Все дальнейшие попытки усовершенствования механизма репетира свелись к стремлению уменьшить его размеры. Однако понадобилось более века, чтобы ценители получили возможность с гордостью доставать репетир из жилетного кармана. Абрахам-Луи Бреге (Breguet) заменил колокольчики гонгами, что позволило не только уменьшить толщину часов, но и придать их голосам большую мелодичность. Правда, по другим сведениям, честь этого изобретения принадлежит другому мастеру - французу Леруа (Le Roy).

Предполагается, что первые наручные часы с репетиром были изготовлены компанией "Одемар Пиге" (Audemars Piguet) в 1892 году, а промышленный их выпуск начался в 1910 году. Часы высокого класса - с минутными репетирами - делали только по специальным заказам, поскольку их производство было сложным и дорогостоящим. Отваживались на это лишь такие известные компании, как Audemars Piguet, Haas Neveux, C. H. Meylan, Patek Philippe или Vacheron & Constantin.

В 1930-е годы была предпринята попытка сделать репетиры более дешевыми и, следовательно, доступными большему числу людей. Появились недорогие часы Driva с очень простым пятнадцатиминутным репетиром, однако, удалось продать только полторы тысячи экземпляров этой модели. Вторая попытка, сделанная в 1957 году компанией Angelus, также не увенчалась успехом: были куплены лишь сто ее часов с четвертным репетиром. Видимо, слишком велика была дистанция между практичностью наручных часов и престижной сложностью механизма репетира. Более удачливой оказалась компания Kelek, которая стала выпускать часы с пятиминутными репетирами.

Казалось бы, сегодня репетиры мало для кого представляют интерес, ведь уже давно существуют часы с подсветкой, разве что для людей со слабым зрением. Но иногда бывает, что вещь, теряя свое функциональное назначение, приобретает ценность раритета и становится предметом престижа, причудой коллекционеров. Именно это произошло с репетирами.

 Blancpain 1735

"Второе пришествие" их произошло в 1986 году, когда воодушевленные бумом на сложные часы "Фредерик Пиге" (Frederic Piguet) и Бланпен (Blancpain) разработали и создали ультратонкий механизм репетира. Их примеру последовали другие производители, и сегодня изготовлением часов с этим сложнейшим из всех дополнительных часовых устройств занимаются прославленные часовые компании, в числе которых Audemars Piguet, Lemania, Patek Philippe, Franck Muller, IWC, Jaeger-LeCoultre, Piaget, Kelek, Vacheron & Constantin. Сложность создания этих удивительных устройств не позволяет выпускать их тысячами штук, поэтому далеко не всякая компания осмелится начать производство или сборку механизма, состоящего, по крайней мере, из 300 компонентов.

Часы с репетирами - это высшая каста среди произведений часового искусства, и даже в наш компьютерный век они остаются уникальными шедеврами. Но особую ценность имеют экземпляры, над украшением которых потрудились ювелиры, эмальеры и граверы.

Обычай украшать одежду, кольца, перстни, кубки, блюда драгоценными камнями родился давно. И как было не соединить самоцветы - символы богатства, знатности и власти - с часами? Ведь часы - тоже знак власти, торжества разума над временем. Кажется, именно так считают в компании Audemars Piguet с минутным репетиром, выпустившей поистине роскошные карманные часы. Их циферблат окаймляют 50 изумрудов, а 106 бриллиантов багетной огранки украшают футляр. Движение деталей минутного репетира можно увидеть через сапфировое стекло задней стенки.

Конечно, великолепный декор впечатляет, но основное внимание часовые мастера уделяют все-таки механизму. Audemars Piguet создала часы с весьма компактным механизм минутного репетира. Их отличает также расположенный на циферблате индикатор, который состоит из трех секторов - для часов, четвертей и минут, и стрелки-указателя, мгновенно занимающей положение, соответствующее звучащему в данный момент бою.

Франк Мюллер совместил в одних часах несколько сложнейших функций, среди которых были минутный репетир, большой и малый бой,  вечный календарь, запрограммированный до 2100 года, календарь лунных фаз и термометр, показывающий внутреннюю температуру механизма. Franck Muller изобрел индикатор состояния механизма репетира. Эта часовая новинка, запатентованная автором, позволяет определить промежуток времени, в течение которого механизм репетира должен прийти в исходное положение. Только после этого он может быть запущен вновь.

Особое место по сложности занимают часы с репетиром марки  "Жеже Ле-Культр" (Jaeger-LeCoultre). Мало того, что механизм репетира был вставлен в прямоугольный корпус - он был вставлен в прямоугольный корпус часов-перевертышей Reverso! У этих часов корпус имеет циферблаты с двух сторон и способен переворачиваться на специальных шарнирах, а все 306 частей механизма работают в гармонии с репетиром, отбивающим часы, четверти и минуты. Эта модель выпущена ограниченной серией из пятисот экземпляров.
Компания "Патек Филипп" (Patek Philippe) также придает большое внимание звучанию своих часов. Специалисты фирмы вместе с экспертами-металлургами потратили четыре года на создание механизмов, которые позволили воспроизвести изумительной чистоты звук старинных карманных часов и оснастили таким "голосистым" репетиром часы наручные. Это достижение можно сравнить с изготовлением губной гармоники, на которой можно играть органные фуги.

Компания Blancpain, имеющая самую долгую биографию из всех существующих ныне часовых фирм мира, создала первые в истории часового искусства женские часы с репетиром. Сверхтонкий механизм имеет два тона звучания, а циферблат украшен эмалевыми фигурками: амуры порхают и бьют в колокол изящными молоточками. Помня о женском характере, в Blancpain решили, что изображение на каждом экземпляре часов будет уникальным.

Ulysse Nardin Jungle Minute Repeater

Уникальными считаются часы марки "Улисс Нарден" (Ulysse Nardin) с минутным репетиром "Джунгли". Их циферблаты украшены животных изображениями в технике перегородчатой эмали. Нажатие на кнопку репетира - и под мелодичный звон, отмеряя часы и минуты, тигр машет лапой, тукан опускает клюв, а  рыба выпрыгивает из воды. На циферблатах других моделей двое кузнецов опускают свои молотки на миниатюрную наковальню или звонарь из золота бьет в колокол. Есть даже коллекция с эротическими этюдами.

Опубликовано в журнае "Мои Часы" №1-2002

Новое на сайте

Восстановление пароля

Пожалуйста, введите ваш E-mail:

Вход
Регистрация Забыли пароль?