Искусство & технологии

Музыкальные часы: "Прелестная Катрин" и ноты дырками

<Мода  на различные предметы с музыкой появилась в Европе в XVIII столетии. Например, в Англии вошло в обычай ставить на камин или пристенную полку-консоль часы с музыкой. Эта изящная деталь интерьера украшала гостиные во многих домах

Как удержать звуки музыки? Как сохранить навсегда игру гениальных исполнителей? Можно ли вообще отделить музыку от музыканта? Над решением этих вопросов веками трудились многие пытливые умы и задолго до появления пластинок, магнитной ленты и CD существовали разные способы записи и воспроизведения звуков.

Играющие часы
Мода  на различные предметы с музыкой появилась в Европе в XVIII столетии. Например, в Англии вошло в обычай ставить на камин или пристенную полку-консоль часы с музыкой. Эта изящная деталь интерьера украшала гостиные во многих домах.

Помимо одного циферблата, показывающего время, у этих часов было ещё два: первый служил для выбора мелодии, а с помощью второго можно было установить время игры и сделать так, чтобы  часы повторяли музыку через определенные отрезки времени.

Играющие часы

"Язычковые" изобретен
Первые музыкальные автоматы возникли в начале XVIII века в Швейцарии, чуть позжияе - во Франции, а к ХХ столетию стали популярны и в России.  Слава их изобретателей принадлежит семье Кауфманов. Эти швейцарские мастера создавали свои механические инструменты, которые играли без участия человека, по подобию язычковых инструментов (к ним относят, например, кларнет, флейту и гармонику).

Язычок - металлическая пластинка с подвижной частью, которую иногда именуют "голосом", потому что она колеблется струей воздуха, вдуваемой музыкантом. Чем длиннее язычок, тем меньше частота его колебаний и ниже издаваемый им звук. Часто, чтобы не слишком удлинять язычки нижних регистров, на них наклепывали дополнительные грузики.

Главная роль в конструкции музыкальной шкатулки принадлежит цилиндрическому валику. На его поверхности в таинственном порядке расположены крошечные зубчики - колки или штифты. Каждый зубчик соответствует конкретной ноте.

Порядок и высоту звуков исполняемой мелодии определяет расположение колков на валике, их "рисунок". Пока не закончится завод пружины, валик медленно и равномерно вращается, штифты цепляются за язычки, те, в свою очередь, начинают дрожать, и звучит непривычная уху современного человека музыка. В созвучии с язычками звенят и дополнительные чашечные колокольчики, по которым синхронно ударяют молоточки.

Как правило, такие шкатулки покрыты изящными росписями или резьбой, иногда на них выгравированы слова песен или монограммы владельцев. Сквозь стеклянную крышку бывает виден сложнейший механизм автомата в действии - незабываемое зрелище для тех, кто увлекается старинной механикой.

В XVIII столетии была изобретена пианола - приставка к фортепиано. Ее другое название - автопиано, потому что для игры на этом инструменте человеку не обязательно обладать музыкальным талантом и вообще - слухом. Перед игрой пианолу плотно придвигают к фортепиано - так, чтобы ее молоточки ударяли по клавиатуре в соответствии с той музыкой, которая записана на перфоленту.

Перфолента представляет собой длинную полосу картонной бумаги с прорезями и отверстиями, натянутую на вал. Каждое из отверстий (по научному они называются "пуансонами") совпадает с определенным музыкальным тоном. Лента, двигаясь, задевает язычки механизма пианолы. Валик с перфолентой легко заменить, поэтому автопиано может играть любые произведения, записанные в "картонном" виде. А задача "музыканта" - сидеть, нажимая ногами на педали и наблюдая за тем, как механические пальцы извлекают музыку. Помните фильм "Неоконченная пьеса для механического пианино"?

В московском Музее русской гармоники хранятся перфоленты с записями Ференца Листа. В то время, как знаменитый венгерский композитор играл свои произведения, молоточки специального устройства пробивали отверстия в ленте. Это и был самый первый способ записи звука.

Духовые автоматы
Одно из самых забавных изобретений Кауфманов - автомат-трубач, который находится в Пекинском музее. В голову трубача вделаны часы, в корпусе размещены сильные пружины, которые приводят в действие меха и валик с клапанами. В определенное время автомат начинает трубить. Согласно легенде, этот трубач однажды уберег своих создателей от ограбления. Как раз в тот момент, когда в дом проникли грабители, по всем его углам разнеслись громкие трубные сигналы. Разумеется, воры в ужасе бросились бежать, решив, что вот-вот в дом ворвется целая гвардия.

Вскоре принцип действия этой игрушки стали применять и в создании более сложных автоматов, таких, например, как фисгармония. Это духовой инструмент, в чем-то подобный пианоле, внутри которого находится все та же перфолента. Принцип действия фисгармонии прост: двигая вверх-вниз педали, человек накачивает в меха воздух,  который затем поступает в деревянные трубочки разного диаметра, и те издают музыкальные (правда,  немного скрипучие) звуки. Дополняется же духовая мелодия металлическим звоном молоточков, которые действуют так же, как и в автопиано.

Ящики с секретом
Еще одна разновидность музыкальных автоматов - так называемый "музыкальный ящик".

Ящики с секретом

Эти инструменты, массивные, как шкафы, ставили в гостиницах и трактирах для привлечения публики. Чтобы конструкция заиграла, в специальную прорезь сбоку надо было опустить мелкую монету. Один из таких "динозавров" хранится (и действует!) в Музее музыкальной культуры им. Глинки. Через его стеклянную дверцу можно наблюдать неторопливое вращение диска.

Интересен инструмент с полузабытым названием "шарманка" (как тут не вспомнить сказку "Золотой ключик"!). Свое имя он получил от названия популярной французской песенки "Charmante Catherine" ("Прелестная Катрин"). Изобретенная в XVIII веке в Италии и за два века широко распространившаяся во многих странах, шарманка стала инструментом бродячих артистов. В ее механизме тоже имеется валик, усеянный скобочками, длина которых определяет долготу звучания той или иной ноты. Шарманка - не автомат, а ручной механизм, без человека она молчит. Человек вращает ручку, сжимая и разжимая меха, меха гонят воздух в трубки, трубки гудят, порождая печальные мелодии.

Практически одновременно с шарманками возникли и предки наших плееров - граммофоны и патефоны (это почти одно и то же). У них большие раструбы в виде цветов колокольчика. Некогда существовала портативная разновидность граммофона, который вместе с трубой умещался в небольшом ящичке.

Принцип работы этих автоматов состоит в том, что иголка ходит по виниловой пластинке, извлекая из нее шуршащие звуки. Все точно так же, как и в более современных стереопроигрывателях. Только для того, чтобы патефонная пластинка начала крутиться, надо с помощью ручки завести пружину.

Именно устройство патефона и привело учёных к мысли о том, что музыку можно не только слушать, но и записывать с помощью аналогичной техники. Возник первый в мире аппарат, записывающий любые звуки - фонограф. В основе этого прибора - валик, покрытый фольгой. Иголка (резец) выдавливает на фольге винтообразную канавку.  При этом мембрана - натянутая на резонатор плёнка - колеблется под действием звуков. Для того, чтобы прослушать запись, фонограф заводят так же, как и граммофон. При воспроизведении иголка движется  по "протоптанной" дорожке, а соединенная с ней мембрана, колеблясь, издает звуки.

Музыкальная утварь
Многие музыкальные автоматы не только приятны для глаз, но и весьма полезны в хозяйстве. Как же любителю пива - да без пивной кружки? В XVII веке было принято подносить кружку почетному гостю, который с удивлением обнаруживал, что внутри нее спрятаны играющие нежную мелодию колокольчики.

В обиходе курильщиков совершенно незаменима музыкальная сигаретница с элегантным узором. Когда сигареты еще только входили в моду, курильщикам было приятно нежной мелодией обратить внимание окружающих на эту иноземную роскошь. Сегодня сигаретницу с музыкой называют "табакеркой".

Еще одно давнее музыкальное изобретение для домашнего пользования - инструмент с романтическим названием "Эолова арфа", получивший свое название от Эола, греческого бога ветров. Выглядит же она не столь романтично - обычный деревянный ящичек с натянутыми струнами разной толщины.

В XVIII столетии многие владельцы загородных домов любили ставить такие арфы на крыши вместо флюгеров, чтобы услаждать слух хаотичными, "космическими" звуками: струны инструмента, нежно звеня, гудели под дуновениями ветра. В этой "ветреной" музыке  можно уловить звучание обертонов, причудливых аккордов и мелодических сочетаний. В старину, однако, считалось, что игра с ветром может вызвать гнев духов.

Многие думают, что табакерки и шкатулки с музыкой канули в прошлое, музыкальный ящик или шарманку можно встретить разве что в антикварных магазинах... Ничего подобного! "Сладкозвучную механику", которая может послужить изысканным украшением квартиры или офиса, выпускают и по сей день.

Существуют копии старинных инструментов, выполненные в стиле XVIII-XIX столетий из современных материалов. При желании можно найти музыкальные шкатулки из красного дерева, дуба, вишни, самшита или карельской березы любых форм - от детского кубика до пасхального яйца, от певчей птицы в золотой клетке до крохотного рояля. Кстати, внутри многих из этих милых вещиц предусмотрены отделения для сигар, игральных карт, письменных принадлежностей или драгоценностей. Или, например, небольшой музыкальный ящичек, в котором "живет" крошечная балерина: если крышку открыть, то балерина начнет кружиться под звуки старинного менуэта. В зале для приема гостей будет вполне уместна изящная фисгармония в стиле бидермейер или ампир. Стоит только поискать... Да-да, поискать стоит!

Напечатано в журнале "Мои Часы" №1-2001 

Новое на сайте

Восстановление пароля

Пожалуйста, введите ваш E-mail:

Вход
Регистрация Забыли пароль?