Все о TrigaLight. Секрет швейцарского трития
«Ну и где у вас реактор?» — чаще всего с замиранием в голосе спрашивают посетители фабрики Mb-microtec, расположенной недалеко от Берна. Технический директор Джон Уильямс их тут же успокаивает: естественно, никакого ядерного реактора в окрестностях швейцарской столицы нет.
Промышленный тритий, радиоактивный изотоп, получаемый обогащением лития, приобретается у специальных производителей, крупнейшие из которых находятся в Канаде. Сам по себе природный тритий очень редкий и дорогой элемент, обладающий рядом приятных характеристик: слабым бета-излучением и стабильным длительным свечением. Но процесс его производства не является эксклюзивным (оно есть и в России). А вот что действительно является ноу-хау швейцарцев и делает Mb-microtec лидером на рынке тритиевой подсветки — собственная технология изготовления микротрубок trigalight, способных поместиться на кончике иглы.
С этого этапа и начинается посещение фабрики. Базовые трубки из боросиликатного стекла нагревают, а потом вытягивают на длинных станках. Процесс немного напоминает изготовление волоска спирали. В результате диаметр уменьшается с 12 мм до 0,5 мм, а длина увеличивается в сорок раз. Из полутораметровой заготовки получается 120 полуметровых трубочек, которые отправляются в следующий зал, на окраску. Там на их внутреннюю поверхность по собственной технологии Mb-microtec ровным слоем наносится порошок люминофора. Еще одна фирменная технология фабрики — возможность экспериментировать с цветом люминофора от стандартного зеленого до редкого белого, причем некоторые авторские оттенки, например Ice Blue, компания использует только в часах собственной марки Traser.
После просушки трубочки с люминофором запечатываются с одного конца, и начинается кульминационная часть операции — закачка трития. Выглядит она очень волнующе. Закрепленные на раме трубки медленно погружают в контейнер, из которого струится белый дым. Дым идет от сжиженного азота, нужного для того, чтобы емкость охладилась перед подачей газа и в трубочки попало больше трития. Сам радио активный изотоп хранится в герметичном контейнере, нормы его расхода строго регламентированы. Хотя процесс производства полностью безопасен, все залы (в том числе и те, где trigalight устанавливается в часы Traser) оборудованы датчиками радиации.
Наконец, остается последний этап: нарезка трубочек лазером на кусочки длиной 1,3 мм, тестирование и упаковка в палеты. Большинство этих операций производятся автоматическими манипуляторами с фотоэлементами, но некоторые детали можно делать только вручную — в швейцарском стиле. Как, скажем, вставка микроколбы в металлический кожух, чтобы получилась светящаяся «точка». Зачем она нужна? Например, для прицела ночного видения автомата «Узи».
Вот почти и все: trigalight пронумерован, упакован и готов к отправке. Эти элементы используются в авиационных и автомобильных приборах, в вооружении, а с недавних пор — и в медицине. Сама Mb-microtec даже открыла новое подразделение GlencaTec, где создает исследовательские микрозонды с trigalight.
И, конечно, свою долю этих микродеталей получают часовые производители, ближе всех из которых, буквально в шаговой доступности — собственная марка Traser, более двадцати лет выпускавшая профессиональные и армейские модели с тритиевой подсветкой, а в последнее время активно вышедшая на широкий рынок.