Искусство & технологии

Реинкарнация | Часовой дизайн

Часовой дизайн никогда не был полностью самостоятельным — на него всегда влияли модные интерьерные стили и последние инженерные достижения. Сегодня создатели часовых форм активно заимствуют образы из прогрессивного автопрома и авиакосмической индустрии, а при поиске необычных решений обращаются к популярным субкультурам: от комиксов до видеоигр. При этом часовая промышленность давно достигла того уровня развития, когда огромное количество идей предлагает собственная история отрасли.

Проверенные формы

Ностальгическая приверженность формам, превратившимся в культ, и желание вновь и вновь подчеркивать важность истории часовой марки заставляет дизайнеров обращаться к переосмыслению известных моделей. В отличие от чистого искусства, где художник полностью сосредоточен на самореализации, дизайн, в первую очередь, нацелен на потребителя. А значит, целью реинкарнации знаковых часов становится не только техническое усовершенствование, а игра с нашими эмоциями. По каким правилам она ведется?

В новой IWC Portugieser Perpetual Calendar по сравнению с моделью 2010 года изменился циферблат: написание индексов стало радиальным, сетка меридианов на лунном календаре заменена звездами, появилась шкала «железная дорога»

Часы обосновались на запястье сравнительно недавно, возможно, поэтому до сих пор прототипами для новых моделей часто становятся часы-приборы или интерьерные модели. Следуя традиции, заложенной пионерами американского автомобилестроения братьями Дьюри, в сентябре 1893 года выпустившими на улицу первый автомобиль в комфортной для зрителей форме кареты, часовщики успешно переносят на запястье знакомые образы. Так, Hermes выпускает серию часов In The Pocket, продолжая восхищаться идеей внука основателя дома Эмиля-Мориса Эрмеса, который в 1912 году просто сделал кожаный браслет для того, чтобы превратить карманные часы в наручные. Компания Mondaine продолжает снимать сливки с удачного минималистичного дизайна Ганса Хильфикера, создавшего в 1944 году вокзальные часы для Швейцарских федеральных железных дорог. Часы с узнаваемой красной точкой на кончике секундной стрелки превратились в наручные в 1986 году, и с тех пор компания ежегодно представляет новые модели, работая исключительно над линиями корпуса и оставляя неизменным облик циферблата.

Если в летописи часовой компании есть история сотрудничества с разработчиком решений, ставших легендами дизайна, от таких вех не отказываются: Seiko в 2013 году переиздала часы 7A28-6000 Джорджетто Джуджаро, которые носил андроид Бишоп в фильме «Чужие», а Junghans до сих пор использует наработки Макса Билла — выпускника Баухауза и первого директора Ульмской школы дизайна, создавшего наручные часы для марки еще в 1961 году.

В версии Jaeger-LeCoultre Memovox Tribute to Polaris выпуска 1968 года были стрелки Dauphine и никелевые индексы, в издании 2008 года их заменили люминесцентной разметкой и прямоугольными стрелками Baton

Знаменитые городские часы — еще один прекрасный повод превратить опробованный образ в удобный аксессуар. И если Биг-Бен или Куранты можно считать всенародным достоянием и открытым источником для вдохновения, то уличные часы, связанные с историей марки, — это настоящий повод для гордости и желания наполнить знакомые контуры новым смыслом. Так поступили, например, дизайнеры Tiffany&Co, превратив удерживаемые атлантом часы на фасаде в коллекцию Atlas. Массивная деревянная скульптура, впервые установленная в 1853 году в оконной арке над входом в бутик Tiffany на Бродвее, переезжала вместе с главным магазином бренда, пока не обосновалась на фасаде здания на пересечении Пятой авеню и 57-й улицы. Переносить часы, появившиеся в наручном варианте в 1983 году, стало намного проще. Знаковой в истории Bell&Ross стала модель 2005 года — стилизация под часы из кабины пилота. Все гениально просто: закончив сотрудничество с признанным мастером авиационных часов компанией Sinn и начав собственное производство, Бруно Беламиш и Карлос Росильо будто бы не стали утруждать себя доработкой бортового прибора и просто добавили к вписанному в квадрат кругу удобный ремешок. За время исследования авиационной темы дизайнеры успели перенести на запястье альтиметр, указатель линии горизонта и координатор разворота, а также повторить в WW2 Bomber Regulateur форму часов штурманов бомбардировщиков, отсчитывавших секунды с момента сброса бомбы на часах, привязанных к бедру.

Новые смыслы

Приборы, ставившие рекорды точности, в умелых руках дизайнера теряют функцию, которая в свое время предшествовала форме, и превращаются в первую очередь в оболочку, которую можно наполнить новым содержанием. Так поступают, например, дизайнеры Ulysse Nardin, воскрешающие линии старинных морских хронометров на циферблатах современных моделей мануфактурной линии Marine Chronometre.

В 2006 году стальной корпус Corum Bubble Royal Flush диаметром 46 мм обрамляет лаковый циферблат и калибр ETA 2892, в 2015 году в Heritage Bubble Squelette корпус вырос до 47 мм и был оснащен склетонизированным механизмом CO 082

Несмотря на богатство источников для вдохновения, основной сокровищницей дизайнерских идей для брендов с именем и историей остаются свои модели и коллекции из прошлого. Пожалуй, самый хрестоматийный пример: Officine Panerai усовершенствовала свою модель Radiomir, выпущенную в 1936 году для Королевских ВМС Италии, в 1938 году и с тех пор сохраняет основные черты узнаваемого дизайна: «подушкообразный» корпус, сэндвичный циферблат и светящиеся в темноте цифры. Увидевшая свет чуть позже модель Luminor с системой защиты заводной головки стала основой для второй половины новинок марки.

Хотя мало какая часовая марка может похвастаться столь же упорной, как у Panerai, приверженностью к нескольким культовым моделям, прославленные марки воссоздают собственные архивы наяву в отдельных коллекциях. В серии Longines Heritage часы Avigation Watch Type A-7 переворачивают циферблат под углом 50 градусов, воссоздавая модели для летчиков 1930-х, часы Heritage Diver сохраняют диаметр глубоководной модели 1970-х и гравировку в виде фигуры дайвера с первых глубоководных часов Longines, а Asthmometer-Pulsometer Chronograph возрождает модель 1963 года с функциями для врачей.

Переиздание с бережным отношением к пропорциям, форме и цвету не исключает изменений технических характеристик. Пожалуй, самые популярные доработки в соответствии с современной модой — изменение диаметра корпуса, закругление краев и замена механизма с ручным заводом на автоматический калибр. Одним из ярких перевыпусков последнего времени стала модель Omega Seamaster Bullhead, заимствовавшая дизайн у хронографа 1969 года. Размер и так массивных для своего времени часов с диаметром более 43 мм изменений не потребовал. Зато дизайнеры сгладили углы корпуса необычной быкоголовой формы и сделали более плоскими кнопки в верхней части. На смену калибру Omega 930 с ручным заводом пришел автоматический 3113 с колонным колесом, трехуровневым коаксиальным спуском и колеблющимся регулятором баланс-спираль. Кстати, именно так будет выглядеть новая официальная модель летней Олимпиады Seamaster Bullhead Rio-2016: от классической новой Bullhead эту серию, выпущенную лимитированным тиражом 316 экземпляров, отличает, в основном, ремешок и разметка, выполненные в цветах олимпийских колец. Установка нового «мотора» при почти полном сохранении экстерьера — такому же принципу следовали дизайнеры Jaeger-LeCoultre, в 2008 году выпустившие часы Memovox Tribute to Polaris 1968. От модели 1968 года в будущее перешли черный циферблат с покрытыми люминесцентным составом стрелками и маркерами и стальной 42-миллиметровый корпус с тремя заводными головками. Вот только Jaeger-LeCoultre Calibre 825 уступил место новому калибру 956 с 45-часовым запасом хода, инерционным сектором на керамических шарикоподшипниках и балансом со свободной пружиной.

Новая версия Oris Big Crown Pointer Date отличается от модели 1938 года более тонким и элегантным корпусом 40 мм

Не расставаясь со счетчиками, отличающимися от циферблата по цвету или выделяющиеся благодаря собственным ободкам, модель Rolex Cosmograph Daytona проделала путь из 1963-го в 2000-е, подстроившись под требования современности. Тахиметрическая шкала, которая на оригинальном Cosmograph позволяла измерять скорость до 300 единиц, теперь дошла до 400 километров или миль в час. Кроме того, теперь за отсчет времени от старта автомобильных гонок отвечает сертифицированный COSC калибр 4130 с синей спиралью Parachrom, которая может противостоять ударам в 10 раз лучше обычной спирали. С середины прошлого века безопасность авторалли заметно выросла — как и защита часовых механизмов.

А квинтэссенцией лихорадки редизайна, охватившей в последние годы швейцарских производителей, стоит назвать возвращение знаменитой серии Bubble от Corum. В начале нового века легкомысленные «пузыри» владельцы бренда счастливо похоронили: стеклянные шарики с игральными картами, чертями и пиратами не слишком вписывались в концепцию престижной часовой механики. Но, как оказалось, выпуклое сапфировое стекло толщиной 8 мм может прикрывать и стильный механизм-скелетон.

Крепкий фундамент

Впрочем, изменение внешности отнюдь не всегда преследует только эстетические цели. Принятому в СССР до возникновения Союза дизайнеров в 1987 году понятию «техническая эстетика», заменявшему емкое иностранное слово, прекрасно соответствуют часы Victorinox INOX. Эта модель в полной мере следует постулату, сформулированному в 1893 году представителем Чикагской архитектурной школы Луисом Салливеном, а затем широко поддержанному последователями школы Баухаус, который гласил, что «всюду и всегда форма следует за функцией».

Чтобы выдержать вес 64-тонного танка и падение на асфальт с 10-метровой высоты, в Victorinox использовали корпус из цельного куска стали, сравняли уши с корпусом и впечатали в циферблат часовые маркеры. А уже после того как желанные технические характеристики были достигнуты, началась игра в эстетику: в серии появилась модель в характерном для марки красном цвете, а также с тактической паракордовой накладкой Naimakka и даже с винтажным бампером из кожи. Эта модель носит символическое название: INOX Remade inSwitzerland.

Omega Seamaster Bullhead, выпущенный в 1969 году, считается одним из самых редких и дорогих винтажных хронографов, в 2013 году был перевыпущен с новым дизайном кнопок и коаксиальным калибром 3113

По аналогии с переизданием отдельных литературных произведений новую жизнь иногда получают целые «собрания сочинений» — часовые коллекции. Например, Portuguiser от IWC, справляющая в этом году свое 75-летие. Если бы в конце 1930-х годов фабрика в Шаффхаузене не попробовала использовать калибр карманных часов для наручных и не создала бы часы соответственно большого диаметра, знали бы мы IWC такой, как сегодня? Эксперимент оказался отправной точкой для современного представления о дизайне швейцарской мануфактуры. Поэтому в 2015 году любителей сдержанного дизайна Portuguiser ждал настоящий подарок — юбилейная коллекция, в которой чистая форма соединилась со сложным содержанием. Оказалось, что пуристский подход к дизайну вовсе не исключает, например, появления на циферблате вечного календаря, индикатора фаз Луны в Северном и Южном полушариях, четырехзначного указателя года и индикатора запаса хода. При этом многие элементы Portuguiser изменились в пользу большей лаконичности и читабельности (см. интервью с главным дизайнером IWC Кристианом Кноопом на стр. 42). Например, в модели Grand Complication с циферблата был убран узор сетки меридианов, чтобы заострить внимание на вечном календаре.

Эволюционная ветвь дизайна Royal Oak: премьера 2015 года Offshore Selfwinding Tourbillon Chronograph в корпусе 44 мм из кованого карбона

В ряде случаев стабильность формы вовсе не ограничивает вечных вариаций содержания. Произведший в 1972 году революцию в области формы и материалов силуэт Royаl Oak от Audemars Piguet остается актуальным до сегодняшнего дня. Еще 43 года назад непривычный восьмигранный рант, созданный Джеральдом Джентой, и грубоватый корпус из стали за небывалые 3200 швейцарских франков казались бессмысленным вызовом. Но оказалось, что часы лишь немного опередили эпоху моды на крупные корпуса. Или стали одной из причин ее наступления?

Как бы то ни было, Royаl Oak оказался одной из самых востребованных моделей на рынке и пережил множество переиз- даний, в том числе в корпусе уменьшенного диаметра.

В 1993 году Audemars Piguet использовал Royаl Oak как удачный фундамент для новой коллекции. Публике были представлены спортивные Royal Oak Offshore с водонепроницаемым до 100 метров корпусом. Новая ветвь стала полигоном для новых дизайнерских испытаний, в том числе и представлений публики о часах luxury-категории. Для тех, кто не боялся рисковать, выпустила не теряющие роскошного шарма часы в непривычном на тот момент титановом корпусе, а затем с PVD-покрытием, а потом и вовсе применила карбон. 

Похожим образом удачно найденная гармоничная форма — классическая «бочка» Сintree Curvex — стала для Franck Muller основой спортивной коллекции Vanguard, а затем и серии Vanguard Gravity, в которой циферблат часов разорвало окошко с гигантским турбийоном со сферической Х-образной кареткой.

Циферблат корпуса 47 мм модели Longines Avigation Type A-7 намеренно повернут на 50о вправо — по образу авиаторских хронографов 1930-х годов, когда летчики поворачивали часы на внутреннюю сторону запястья

Из коробки

Строгое следование оригинальной форме вплоть до мельчайших деталей может привести к смерти удачной коллекции. Пусть и предпочитающие привычные образы потребители при регулярном редизайне коллекций склонны требовать от художников большей смелости. Инженеры Bvlgari, систематически переосмысливающие змеиный образ часов Serpenti, не боятся рисковать в своих опытах. Остающаяся неизменной змея вмещала часы в круглом, квадратном, подушкообразном и грушевидном корпусе, представала в гладком теле из гибких трубок Tubogas или с роскошными чешуйками из бриллиантов, кораллов, золота и разноцветной эмали.

В английском языке есть выражение Out of the box thinking, обозначающее возможность взглянуть на предмет по-новому, «выбравшись из коробки». Известный и любимый потребителем облик моделей становится для часовых дизайнеров такой же «коробкой», которая может так и остаться простым, хоть и комфортным, ящиком, а может и открыть совершенно новые возможности — все зависит от таланта и интуиции мастера.

Новое на сайте

Восстановление пароля

Пожалуйста, введите ваш E-mail:

Вход
Регистрация Забыли пароль?