Искусство & технологии

F.P. Journe Sonnerie Souveraine. Невозможное лишь требует времени.

Франсуа-Поль Журн задумал часы с большим и малым боем в 2000 году — через год после открытия собственной мануфактуры в центре Женевы. На то, чтобы изготовить эту сложнейшую конструкцию, мастеру потребовалось 5 лет и 10 патентов, что как нельзя лучше иллюстрирует его персональный девиз — Invenit et Fecit (изобрел и сделал). Осенью 2005 года Sonnerie Souveraine был готов, а через год получил Женевский Гран-при. И сегодня, спустя десятилетие, это удивительное устройство удерживает звание одного из важнейших изобретений Журна и одного из самых сложных механизмов в мире.

Большая разница

В чем различие между репетиром и боем? Как известно, репетир позволяет услышать текущее время с помощью звуков различной тональности, издающихся гонгами при ударе по ним молоточками. При этом механизм репетира задействуется владельцем часов принудительно с помощью специального слайдера или кнопки. Энергия, требуемая для работы репетира, передается механизму каждый раз во время взвода слайдера, то есть непосредственно перед срабатыванием репетира. Часы с боем отбивают время каждую четверть автономно. При этом различают большой и малый бой — в первом случае часы перед отбиванием каждой четверти повторяют текущее количество часов, а во втором — отбивают только прошедший час. на первый взгляд незначительное различие между репетиром и боем требует принципиально разного подхода к решению задачи накопления и использования энергии в часовом механизме, поэтому при всей поражающей сложности репетира механизм часов с боем это совершенно иной уровень часового мастерства. Впервые задача проектирования Grande Sonnerie возникла перед Журном ровно 20 лет назад. В 1995 году, будучи часовщиком-фрилансером, он заключил контракт с мануфактурой Piaget на изготовление пяти механизмов с большим и малым боем и репетиром. То было время самого начала механического ренессанса, и подобные часы были абсолютной диковинкой для самых искушенных коллекционеров. новый флагман коллекции Piaget имел много общего с будущими часами F.P. Journe Sonnerie Souveraine, в частности патентованный селектор функций, переключающий часы между режимами «тишина-малый бой-большой бой», а также видимые на циферблате молоточки боя. По признанию мастера, во многом именно средства от изготовления этого механизма позволили ему вскоре открыть собственную мануфактуру.

Франсуа-Поль Журн основал собственную мануфактуру в Женеве в 1999 году. Сейчас она выпускает около 900 часов в год

Создавая часы с боем для Piaget, Франсуа-Поль Журн в полной мере осознал, насколько высок риск случайной поломки этого невероятно сложного и деликатного механизма. Поэтому он пообещал себе, что сделает все возможное, чтобы создать собственные часы безопасными даже в руках восьмилетнего ребенка. Чтобы выполнить это требование, понадобилось 10 патентов на конструкцию узлов механизма и пять лет упорного труда.

Как упоминалось ранее, при проектировании механизма с боем важнейшим вопросом является задача накопления и подачи энергии. Функции боя использует до 60% энергии механизма. Поэтому классическим решением этой задачи является использование двух заводных барабанов с двумя пружинами, одна из которых обслуживает колесную систему боя, а вторая — индикацию. Это позволяет избежать ситуации, когда часы останавливаются, так как бой использовал всю энергию барабана, к тому же активация звуковой системы может привести к резкому скачку напряжения пружины и изменению амплитуды баланса.

Для того чтобы изготавливать часы класса Grande Sonnerie, необходим полный контроль над всеми этапами производства и сборки

Но в то же время два барабана предполагают больше деталей, для которых, соответственно, необходимо больше места, а Журн не признает иного корпуса, кроме тонкого. Кроме того, увеличение числа деталей снижает надежность системы, к тому же второй барабан означал бы дополнительный индикатор запаса хода, что не способствовало бы легкости циферблата. С решения энергетической проблемы и начинаются патенты Sonnerie Souveraine.

Секрет энергии 1505

За всю работу калибра 1505 отвечает единственный барабан, который в режиме тишины позволяет механизму работать автономно на протяжении фирменных для F.P. Journe 120 часов. Переключение в режим большого боя уменьшает общий запас хода до 48 часов. Внешний край пружины подсоединен к внешней зубчатой части барабана, который передает энергию на основную колесную систему. Внутренняя часть пружины (центр) подсоединена к центральному валу, который с помощью закрепленного на нем колеса питает энергией колесную систему боя. Это патент №1.

Такая система подачи энергии требует хитрой конструкции индикатора запаса хода, реализованного с помощью тройного соосного дифференциала. Верхний дифференциал связывает барабан и вал, через Предшественница BraveHeart — модель Virtuoso III с турбийоном и ретроградным вечным календарем, представленная в 2014 году которые раскручивается пружина. Нижний дифференциал двигается в соответствии с тем, как заводится или раскручивается пружина (и, следовательно, вал). Третий дифференциал соединяет первые два и позволят получить единый текущий показатель запаса хода механизма на соответствующей относительной шкале, нормирование показателей которой зависит от выбранного режима работы механизма. Это патент №2.

Для предотвращения эгоистичного отношения системы боя к ресурсам механизма Франсуа-Поль Журн разработал предохранительную систему, которая блокирует все функции боя, когда запас хода механизма достигает отметки «24 часа». Таким образом, часы смогут идти еще сутки. Как только вращение заводной головки позволит состоянию заводной пружины превзойти эту критическую отметку, кулачок с блокиратором, подсоединенный к дифференциалу запаса хода, вновь освободит систему боя. Это патент №3.

Основная причина поломки всех музыкальных механизмов заключается в использовании заводной головки для перевода стрелок во время работы гонгов или, наоборот, активации боя при выставлении времени. Журну удалось разработать хитроумный механизм с блокировочным кулачком, взаимодействующим с поворотным рычагом заводного вала и подпружиненным рычагом, зацепленным, в свою очередь, с часовой рейкой боя. При срабатывании боя (автоматического или принудительного в случае с репетиром) кулачок блокирует заводной вал. А при вытягивании заводной головки в позицию перевода стрелок кулачок блокирует часовую рейку боя и кнопку репетира. Кроме того, положение блокировочного кулачка может быть изменено поворотным подпружиненным рычагом, соединенным с часовой рейкой. Когда рейка боя начинает подниматься и часы бьют, рычаг поворачивает кулачок так, что он фиксирует рычаг заводного вала и не позволяет вытащить заводную головку и вал. на это устройство был получен четвертый патент.

Еще три патента были получены на механизмы спуска узла боя, устройство, обеспечивающее количество и последовательность ударов, а также на конструкцию реек боя. Спуск осуществляется либо с помощью четырехзубой звездочки (по зубу для каждой четверти), либо с помощью кнопки репетира, которые системой подпружиненных поворотных рычагов соединены с фиксатором реек боя. В нужный момент фиксатор на мгновение поворачивается и рейки разблокируются. на конце каждой из трех соосных реек боя есть палец, который под действием плоской пружины падает на соответствующий кулачок (часовой, четвертной и минутный). После чего фиксатор возвращается на место и рейки с помощью колесной системы боя начинают подниматься в крайнее состояние. именно в процессе подъема часы начинают бить — на внешней стороне каждой рейки есть зубья, которые и задействуют молоточки боя. а количество ударов, то есть количество задействованных зубьев, будет зависеть от стартовой позиции пальца рейки относительно кулачка (улитки). Палец каждой рейки считывает с кулачка время, то есть количество часов, четвертей и минут. Поскольку Sonnerie Souveraine отображают время с помощью бокового циферблата, Журн получил возможность использовать крупные рейки, расположенные в центре механизма. Это обеспечивает большую точность и контроль в их работе.

На стальном корпусе часов Sonnerie Souveraine вместо уникального номера гравируется имя владельца

Выбор между тремя режимами работы механизма боя осуществляется с помощью лаконичной системы, сердцем которой является колонное колесо. Это патент №8. Еще одно изобретение касается компактной и эффективной системы ремонтуара, в которой Журн отказался от длинного заводного вала и двигающегося колеса на нем. Кулачковая муфта и переводное колесо находятся в калибре 1505 в постоянном сцеплении. заводной вал двигается через квадратное отверстие в кулачковой муфте.Переводное колесо вращает промежуточные колеса подзавода и перевода стрелок, расположенные на двух краях поворотногот рычага. При вытягивании заводного вала выдвижной рычаг двигает поворотный рычаг и промежуточные колеса соединяются с минутным колесом для перевода стрелок. Когда заводной вал находится в положении подзавода, крутящий момент, создаваемый процессом вращения на переводном колесе, качает поворотный рычаг и промежуточные колеса соединяются с храповым колесом подзавода. Наконец последний патент — особое внимание мастером было уделено гонгам. Обычно гонги репетира круглые в сечении и располагаются вокруг механизма в несколько витков. Это позволяет получить максимальный размер гонга для резонирования, то есть добиться громкого звучания. Однако такое их расположение имеет и недостатки, так как уменьшает размер самого механизма (или неприлично увеличивает диаметр часов) и, следовательно, уменьшает размер и массу молоточков. То есть мы получаем большой колокол, в который бьет маленький и слабый язычок. После многолетних и упорных поисков, проб и ошибок Франсуа-Поль Журн изобрел плоский гонг толщиной всего 0,3 мм, который дает более чистый и громкий звук, чем традиционный проволочный гонг, и к тому же может быть расположен поверх механизма.

Часы с именем

Благодаря необычной форме и положению гонга, калибр 1501 занимает все пространство корпуса. При этом акустика каждой модели Sonnerie Souveraine настраивается индивидуально, поскольку зависит от молекулярных особенностей всех материалов. Чтобы добиться максимального чистого и интенсивного звучания, собственная частота резонанса гонга должна совпасть с частотой резонанса механизма, помещенного в корпус. Для этого часовщик сначала закрепляет в механизм гонг немного большего размера и слушает, как звучат собранные часы. затем часы разбираются, от гонга отрезается небольшая часть, часы снова собираются и их слушают. Эта процедура повторяется столько раз, сколько необходимо для получения идеального звука.

Тем интереснее выбор металла корпуса Sonnerie Souveraine — сталь. известно, что мастер предпочитает работать лишь с драгоценными металлами и даже механизмы часов F.P. Journe изготавливаются из золота. Для этих часов было сделано исключение, так как сталь, благодаря своей структуре, гораздо лучше проводит и передает звук.
На часах Sonnerie Souveraine не ставят уникальный номер — на каждом экземпляре гравируется имя владельца. В коробку с часами, кроме сменных ремней и браслета, идут также ключевые запасные детали механизма, чтобы часы могли быть обслужены в сервисе через десятилетия.
Так Франсуа-Поль Журн изобрел и сделал один из сложнейших механизмов современности, который можно смело дать поиграть восьмилетнему ребенку.

Новое на сайте

Восстановление пароля

Пожалуйста, введите ваш E-mail:

Вход
Регистрация Забыли пароль?