Художник и его время
Лиза Епифанова
Когда произносятся вместе слова «часы» и «живопись», большинству на ум тут же приходит знаменитая картина Сальвадора Дали «Постоянство памяти», написанная в 1931 году: циферблаты часов будто бы стекают с края стола и засохшей ветки дерева. В том, что приборы измерения времени всегда завораживали художников, нет ничего удивительного. Но и часовых мастеров нередко вдохновляли произведения живописи, особенно по мере того, как увеличивается пропасть между утилитарными наручными аксессуарами и «высокой механикой» как объектом искусства.
Галерея с хронометрами
Основатели независимого ателье сложной механики робер Грюбей и Стивен Форси считают, что традиционные ценности часового искусства (качественный механизм, богатая отделка, престижный бренд) все больше замещаются ценностями искусства истинного, которое подразумевает свободу творчества и самовыражения. мастера даже запустили в начале 2015 года передвижную выставку Time Art Gallery, в которой часы представлены наравне с десятком произведений известных современных художников.
Vacheron Constantin Metiers d’Art «Chagall & L’Opera de Paris», посвященная «Лебединому озеру» П. И. Чайковского
Естественно, Greubel Forsey также создает и совместные проекты с творческими людьми. В 2013 году свет увидел первый выпуск серии Art Piece, в котором часовой механизм с турбийоном, наклоненным на 30о,был дополнен микроскульптурой Уиларда Уигана. А в этом году на женевском SIHH состоялась премьера ее специальной версии под названием Robert Filliou Art Piece. она посвящена французскому художнику нео-дадаисту роберу Филиу, скончавшемуся в 1989 году. В корпусе 43,5 мм из белого золота также прячется очередная скульптура Уигана в виде миниатюрной шляпы-котелка, навеянная одной из самых известных работ Филиу «Couvre?Chef(s)?D’oeuvre(s)». Циферблат украшает фирменная печать художника, которую можно было видеть на многих его работах: «хорошо сделано; плохо сделано; не сделано».
Почему-то в Greubel Forsey пребывают в некотором убеждении, что они являются первопроходцами в этой области, хотя на самом деле, если суммировать все попытки часовых брендов скрестить живопись со стрелками, получится весьма достойная галерея.
От ренессанса до супрематизма
Практика украшения часов копиями живописных полотен хорошо известна еще с начала XVII века, когда появилось само искусство эмальерной росписи: лиможские миниатюристы просто переносили на крышку часов известные произведения, в основном на религиозные темы, также воссоздавая модные салонные сюжеты вроде эротических зарисовок или сцен охоты — в основном для восточного рынка. Эта традиция оказалась практически на грани исчезновения с переходом на наручные часы и, как следствие, исчезновением крышки, которая служила «полотном» для часовой картины, а также с развитием серийного производства, который сделал нерентабельным труд мастера-одиночки.
К концу ХХ века лишь несколько известных брендов создавали серии часов с расписанными эмалью циферблатами. самаяизвестная — Patek Philippe. но семейная марка не испытывала интереса к музейным шедеврам в качестве прототипов, не имя на то необходимости. такие модели создавались в основном на заказ, а клиент скорее предпочтет портрет жены или симпатичную зверушку «Рождению Адама» Микеланджело.
Пионером в области перенесенияполотен на часы в наше время стала мануфактура из ле-сентье Jaeger-LeCoultre. У нее для этого существовала идеальная модель Reverso: ее переворачивающаяся конструкция позволяет наносить эмаль не только на циферблат, но и на крышку корпуса, а прямоугольная форма соответствует формату картины. Именно так рассуждал в середине 1990-х часовой мастер Jaeger-LeCoultre миклос мерцель — ему потребовалось четыре года, чтобы изучить классические техники эмальерной живописи, выработать свой собственный уникальный стиль и в 2001 году представить первую линию Reverso, расписанную в стиле ар-нуво по мотивам полотен Альфонса Мухи. сам мерцель в год можетрасписывать всего 26 экземпляров, но вскоре у него появились ученики, и сегодня в ателье мануфактуры в Ле-Сентье работают несколько художников-эмальеров, буквально обложенных со всех сторон каталогами живописи. В серии Reverso a eclipse (часы, в которых циферблат не только переворачивается, но и закрывается раздвижными «шторками») начиная с 2006 года появлялись модели с копиями картин огюста ренуара в стиле ню, Доминика Ангра и Густава Климта.
А в декабре 2011 года в честь 80-летия коллекции Reverso мануфактура представила лимитированную серию Reverso a eclipses Kazimir Malevich в корпусе из розового золота 46,5х29,3 мм с механизмом JLC 849, на циферблате которой воспроизведена картина Казимира малевича «Крестьянка», написанная художником в 1931 году, когда появилась Reverso.
На самой Jaeger-LeCoultre сожалели, что не смогли использовать самую знаменитую картину Малевича — «Черный квадрат», написанную в 1915 году. ее сам художник считал символом апокалипсического крушения старого мира и призывом к строительству нового. Этот призыв все-таки был услышан одним часовщиком — в 2002 году Ален Зильберштейн создал собственные часы, навеянные «Красным квадратом» Малевича: индикация располагалась сбоку корпуса, а сам циферблат представлял собой знаменитый неровный красный квадрат. Сегодня марка Alain Silberstein прекратила существование, и нет оснований надеяться, что «супрематистские часы» станут в будущем таким же предметом инвестиции, как и их художественный прототип.
В корпусе из белого золота также прячется очередная скульптура Уиларда Уигана в виде миниатюрной шляпы-котелка, навеянная одной из самых известных работ Филиу «Couvre?Chef(s)?D’oeuvre(s)». Циферблат украшает фирменная печать художника, которую можно было видеть на многих его работах: «Хорошо сделано; плохо сделано; не сделано»
От авангарда к поп-арту
Женевская мануфактура Vacheron Constantin также хорошо известна восстановлением редких техник росписи часов. В частности, прошлогодняя серия Metiers d’Art Hommage a l’Art de la Danse представляла собой часы из белого золота диаметром 40 мм с циферблатами, покрытыми эмалью «гризай» и Grand Feu на сюжеты картин Эдгара Дега. Но, пожалуй, самая художественно изощренная коллекция Vacheron Constantin — это серия Metiers d’Art Chagall & l’Opera de Paris, вдохновленная знаменитым плафоном оперного дворца Гарнье, созданным 77-летним марком Шагалом, одним из самых известных представителей авангарда ХХ века, по заказу правительства Шарля де Голля. Плафон Шагала посвящен мировым композиторам и балетным и оперным шедеврам, что родились на их музыку.
На циферблатах Jaeger-LeCoultre Reverso воспроизведено много знаменитых полотен: от «Девушки с жемчужной сережкой» Яна Вермеера до «Времен года» Альфонса Мухи
В 2007 году Vacheron Constantin запустила проект по мотивам росписи плафона, в рамках которого будут в течение нескольких лет выпущены 15 моделей, каждая в единственном экземпляре. росписи на циферблате выполнены знаменитой эмальерной художницей анитой Порше, создавшей, например, легендарные коллекционные циферблаты Patek Philippe. Первая модель была представлена в 2010 году и представляла собой миниатюрную копию центральной части фрески Шагала, остальные 14 моделей посвящены фрагментам с изображениями произведений знаменитых композиторов: Адана, Мусоргского, Моцарта, Вагнера, Берлиоза, Рамо, Дебюсси, Равеля, Стравинского, Верди, Бетховена, Глюка и Бизе. так, вторая модель Hommage to P. I. Tchaikovski, выпущенная в 2011 году, изображает фрагмент балета «Лебединое озеро», а третий релиз Hommage to W.A. Mozart, как следует из названия, посвящен опере «Волшебная флейта». Все часы представлены в корпусе из желтого золота диаметром 40 мм, внутри установлен автоматический калибр 2460 SC с 40-часовым запасом хода, отмеченный Женевским клеймом.
Еще один законодатель мод начала ХХ века — абстракционист Пит Мондриан — буквально «сделал» часовую марку Jacob&Co. В 1917 г. Мондриан создал собственную теорию живописи, названную неопластицизмом. В соответствии с ней можно было использовать только минимальные цвета: белый, серый, черный и наиболее интенсивные тона красного, желтого и синего. Картины свои художник для удобства называл по номерам. В 60-х годах на основе картины «Композиция №10» модельер Ив Сен-Лоран представил коллекцию Mondrian (1965), в которой платья были покрыты принтом из разноцветных квадратов. А в 2002 году мотив №10 использовал Джейкоб Арабо для создания часов 5 Time Zones своей марки Jacobs&Co. Впоследствии коллекция часов разрослась, обретя более шикарные и ювелирные формы (и даже поменяла имя на World is Yours), однако самой культовой моделью до сих пор считается созданная на основе цветовой палитры Мондриана.
Не мог не удостоиться часового воплощения и художник, сам превративший искусство в промышленный товар — Энди Уорхол. В 2006 году Seiko выпустила лимитированную коллекцию Andy Warholl, в которой модели расписаны фрагментами его самых знаменитых картин, в том числе и Campbell’s Soup. Как и многие из самых интересных проектов Seiko, эти часы были представлены на ограниченном рынке и больше не выпускались.
В модели Sliding Doors из коллекции Swatch Art Special Limited Edition Александр Горлицки вдохновлялся индийской архитектурной формой Джали
Русские сюжеты
Объектами популярной репродукции становятся не обязательно известные и даже не только профессиональные художники. Многим запомнилась серия 2012 года от Ulysse Nardin Classico 1812, посвященная 200-летию Бородинской битвы. Для украшения циферблатов юбилейных часов в технике лаковой живописи были выбраны три картины батальных живописцев: «Подвиг солдат раевского под салтановкой» Николая Самокиша, «Атака русских улан» Игоря Егорова и «Кавалерийский бой во ржи» Франца Рубо.
А мануфактура IWC из Шаффхаузена, много лет сотрудничающая с благотворительным фондом Laureus, в рамках проекта выпускает лимитированные модели с задней крышкой, дополненной гравировкой по эскизам детских рисунков, присланных на конкурс. В 2014 году среди множества таких рисунков для сюжета особой серии Portuguese Chronograph Classic Edition «Laureus Sport for Good Foundation» был выбран рисунок 16-летней русской девочки Маши Никулиной из Удмуртии, изображающей счастливых детей, катающихся на лыжах.
Пьер Райнеро, директор по стилю и наследию Cartier
Любимый художник: «Пабло Пикассо, причем все периоды. Его обвиняли в том, что он часто меняет стиль живописи, на что Пикассо отвечал в своей высокомерной манере А что у Всевышнего есть определенный стиль?»
На стене
Наконец, выражения в часовом деле заслуживает и распространенное уличное искусство — граффити. В 2012 году марка Quinting, известная тем, что создает часы с абсолютно прозрачным циферблатом (по запатентованной технологии, объединяющей классическую механику и микроинженерию), представила коллекцию Street Art. В ней сапфировые стекла циферблата расписаны цветной эмалью на сюжеты, ассоциирующиеся с городами, их районами и улицами, за которыми в мире закрепилась слава центров стрит-арта. В первом выпуске было представлено четыре модели: по мотивам граффити 6-й авеню и Бронкса в Нью-Йорке, бульвара Канабьер в марселе и нанкинской улицы в Шанхае (эта модель была также инкрустирована 60 брилилантами). Позже коллекция дополнилась моделями в честь лондонской оксфорд-стрит, Пенсильвания-авеню в Вашингтоне и улице Биньцзяндао в тяньцзине. Каждая из моделей выпущена в стальном корпусе 43,8 мм с запатентованным калибром Quinting Tech 5, в комплекте прилагается оригинальный рисунок, послуживший вдохновением для циферблата.
Некоторые граффити, впрочем, и язык не повернется назвать «уличным искусством». Речь идет, конечно же, об известной картине дмитрия Врубеля «Господи! Помоги мне выжить среди этой смертной любви», нарисованной на всем известной стене. также известное как «Братский поцелуй» граффити, вдохновленное фотоснимком 1979 года, на котором изображен знаменитый поцелуй советского лидера леонида Брежнева и восточногерманского лидера Эриха Хоннекера, было нанесено на остатки Берлинской стены Врубелем в 1990 году, а в 2014-м нашло свое место и на задней крышке часов Romain Jerome Berlin-DNA, выпущенных к 25-летию падения стены. Модель в корпусе из матовой черной керамики с автоматическим калибром RJ001-A ограничена 25 экземплярами. Помимо картины на задней крышке, циферблат украсило объемное изображение центральной части Берлина, на котором красной полосой отмечена Берлинская стена, а голубым русло реки Шпрее. В темноте они светятся благодаря люминесцентному составу.
Двери сознания
Интерес Romain Jerome к граффити Врубеля не случаен, поскольку глава марки Мануэль Эмш является коллекционером современной живописи и дружит со многими творческими людьми. В интервью журналу «мои часы» в 2009 году Эмш признавался, что решение перейти из Swatch Group в независимый Romain Jerome во многом было продиктовано желанием переехать из провинциально Бьенна в Женеву, где много галерей и музеев. В 2012 году в рамках проекта Art-DNA была представлена ограниченная серия, созданная совместно с известным швейцарским художником Джоном Армледером, который известен тем, что украшает все свои росписи и полотна изображением черепа, что по замыслу должно отсылать зрителя к культуре американских индейцев.
Рисунок Маши Никулиной выгравирован на задней крышке IWC Portuguese Chronograph Classic Edition «LaureusSport for Good Foundation» (Ref. IW390406) с синим циферблатом
Кстати, о народном творчестве. Вовсе не обязательно принадлежать к элите часового искусства, чтобы быть выразителем искусства как такового. Что блистательно демонстрирует демократичная марка Swatch, известная своими специальными художественными сериями, которые пользуются огромным спросом у коллекционеров, творческой интеллигенции и всего остального прогрессивного человечества. Между прочим, Swatch одной из первых стала придумывать проекты с художниками: в 1985 году (через два года после возникновения марки) Николас Г. Хайек пригласил французского авангардиста Кики Пикассо создать специальную серию моделей для летней коллекции. Линия Kiki Picasso была лимитирована 120 экземплярами. Впоследствии из нее выросло целое направление лимитированных «клубных» часов, а приглашать известных художников и дизайнеров в соавторы стало традицией Swatch. В 2014 году серию Sliding Doors («раздвижные двери») сделал для марки британский художник Александр Горлицки. Он украсил циферблаты и ремешки абстрактным геометрическим узором, вдохновленным мотивами индийской архитектуры. Серия выпущена ограниченной серией с концептуальным лимитом — 4567 экземпляров.
Между прочим, и «растекающиеся часы» Дали существуют в реальности. Их можно купить и положить на край стола (или повесить на ветку). Дизайнер из Цинциннати Хиллари Вежбенски в 2006 году запатентовала технологию изготовления часов из расплавленного стекла и плстика, повторяющую очертания знаменитых часов с картины. они так и называются Salvador Dali Melting Clocks.
Правду говорят, жизнь всегда подражает искусству. Причем иногда самым курьезным образом.
Quinting Street Art Canebierre с рисунком граффити, скопированным с одной из центральных улиц Марселя