Мечта коллекционера
Иван Гопей
Представленный в начале года турбийон Bovet Amadeo Fleurier BraveHeart можно смело назвать кульминацией всей современной истории яркой марки из Флерье. Собственно, об этом прямо говорит владелец и управляющий всеми делами бренда Паскаль Раффи — именно BraveHeart подытоживает все его представления как коллекционера об идеальных часах. О создании таких часов он начал задумываться сразу после приобретения компании в 2001 году.
Храброе сердце Паскаля
Среди всех владельцев больших часовых домов Швейцарии сложно найти более харизматичного и вникающего в каждую деталь человека, чем Паскаль Раффи. Каждый раз, наблюдая за презентацией новых моделей в его исполнении, не перестаешь удивляться, с какой любовью и знанием он рассказывает об их особенностях. Хотя на самом деле ничего удивительного в этом нет, ведь успешный и самостоятельный бренд Bovet целиком и полностью детище его рук.
История дома Bovet берет свое начало в 1822 году, когда Эдуард Бове вместе с двумя своими братьями основал компанию по производству часов в Лондоне и Флерье. До этого Эдуард проработал четыре года в китайском Гуанчжоу, ремонтируя часы, и мог в полной мере ощутить потенциал нового рынка. Bovet снискала особую славу в Китае благодаря карманным часам, щедро украшенным гравировкой, перламутром и эмалевой росписью.
В XX веке Bovet неоднократно переходила из рук в руки, пока успешный бизнесмен Паскаль Раффи не выкупил марку в 2001 году у предыдущих владельцев Рожера Гуйе и Тьерри Улевая. На тот момент у Bovet хоть и присутствовала оригинальная идея в виде особой формы корпуса, унаследованной от карманных часов, с большой дугой в верхней части, к которой крепился ремень, перспективы марки казались туманными.
До этого решения Раффи не имел отношения к часовому бизнесу, помимо страстного увлечения хронометрами еще с детства. Но он умело начал превращать Bovet из маленького чудаковатого ателье в вертикально интегрированную мануфактуру полного цикла. Первым и очень важным шагом в этом направлении было приобретение в 2006 году компании STT (Swiss Timing Technology) из Трамлана. STT была основана в 1999 году под именем Progress Watch и специализировалась на производстве механизмов с турбийоном (в частности, печально известного «народного турбийона») и долгое время поставляла механизмы для Bovet. В середине 2000-х для STT наступили нелучшие времена, и она была приобретена Bovet. Фабрика была переименована в Dimier 1738 (Dimier — еще один бренд из Флерье XIX века, а «1738» — отсылка к датам рождения детей Раффи), также полностью пересмотрены подходы к проектированию и сборке сложных калибров. Кроме того, Раффи приобрел связанную с STT компанию Spirit, специализирующуюся на производстве спиралей баланса, и интегрировал ее в Dimier 1738 — таким образом Bovet вошла в очень тесный круг компаний, способных производить собственные волоски. В 2006-м также была приобретена компания Valor & Lopez и переименована в Dimier 1738 Manufacture Artisanal de Cadrans et de Sertissages. Эта фабрика из План-лез-Уат является одной из лучших в мире по созданию уникальных циферблатов с использованием эмали, перламутра, гильоше и инкрустации драгоценными камнями. Вишенкой на торте стало приобретение в 2007 году замка XIII века Шато де Мотье, некогда принадлежавшего семье Бове. Сейчас здесь расположены мастерские по сборке часов и штаб-квартира.
Конвертируемая система Amadeo, используемая Bovet с 2010 года, позволяет легко превращать корпус Fleurier из наручных часов в карманные и настольные
На сегодня принадлежащая Раффи Bovet 1822 Group выпускает до 2000 экземпляров часов в год силами 200 человек более 100 различных профессий. Первые результаты мануфактурной интеграции были показаны в 2012 году к 190-летию компании: Amadeo Fleurier 0 сохранил все узнаваемые черты фирменного семидневного турбийона Bovet, однако каретка вихря переехала с «3 часов» на «6 часов», а главное — осуществилось давнее желание Паскаля сделать турбийон прозрачным, как будто висящим в воздухе отдельно от остального механизма. В2014 годупортфель компании пополнился калибром Virtuoso III с пятидневным турбийоном и ретроградным вечным календарем, все индикаторы которого расположены на периферии вокруг малого центрального циферблата с часами и минутами. Как оказалось, эти поразительные по замыслу и исполнению коллекционные изделия служили лишь предвестниками истинной квинтэссенции часовой страсти дома Bovet.
Amadeo Fleurier BraveHeart защищены
6 патентами, начиная от уникального корпуса и включая
инновационные решения турбийона, спуска
и 22-дневного запаса хода
Альтернативное парение
На первый взгляд BraveHeart мало отличается от предыдущих итераций турбийонов Bovet, хотя его уникальная конструкция защищена шестью патентами. Как обычно, все самое главное в деталях, подробно рассказывать о которых сплошное удовольствие. Прежде всего BraveHeart построен вокруг ключевого для Bovet концепта — корпуса-трансформера Amadeo. C 2010 года все часы коллекции Fleurier имеют эту конвертируемую систему. С помощью простого нажатия на две кнопки на верхней дужке у часов отстегивается одна часть ремня, а рамка на задней части корпуса освобождает другую часть. После чего часы могут либо носиться как карманные на золотой цепочке или как настольные (рамка в этом случае служит упором). Эта система служит визитной карточкой бренда и прочно связывает настоящее Bovet cо славными страницами прошлого, когда марка прославилась благодаря уникальным карманным часам. Кроме того, система Amadeo позволяет носить часы Bovet на обе стороны, поэтому большинство сложных моделей Fleurier имеет два различных циферблата.
Предшественница BraveHeart — модель Virtuoso III с турбийоном и ретроградным вечным календарем, представленная в 2014 году
Следующий патент защищает уникальную конструкцию двойной коаксиальной секундной стрелки, впервые представленной в 2014 году в первом мануфактурном калибре Bovet без турбийона — Virtuoso II в модели Recital 12. Поскольку в Bovet привыкли использовать двухсторонние циферблаты, то это привело к проблеме отображения движения секундной стрелки на обратной стороне корпуса — естественно, она вращалась против часовой стрелки. Дополнительное колесное устройство инвертирует направление движения секундной стрелки, поэтому с любой стороны механизма секундная индикация отображается правильно.
Но одно дело обычный спуск, а внедрение такой конструкции секундной стрелки в турбийон — задача гораздо более сложная. Ее решение привело мастеров Dimier 1738 к проектированию первого в истории марки парящего турбийона. Как известно, парящий турбийон имеет всего одну опору в нижней точке, что создает большую нагрузку рычага на эту нижнюю опору. Поэтому они предложили остроумное альтернативное решение, при котором единая опора каретки (мост из алюминия) находится посередине ее оси. Для равномерного распределения нагрузки на ось баланс и спираль находятся по одну сторону от точки крепления, а спуск — в нижней половине оси. Такая запатентованная конструкция, как следствие, имеет беспрецедентные для парящего турбийона хронометрические показатели, возможность размещения двух секундных стрелок с каждой стороны и абсолютный эффект парения с любой стороны механизма.
По запросу клиента Bovet BraveHeart может быть персонализирована инкрустацией или эмалевой росписью
Четвертый патент также направлен на решение хронометрических задач и касается формы самого баланса. Мастера Bovet предложили заменить обычное колесо ободом с тремя отходящими от него плечами. На конце каждого плеча размещены грузы в форме стрельчатого свода для улучшения аэродинамических свойств баланса. Посередине каждого груза находится инерционный блок для регулировки баланса. Такая форма баланса позволяет добиться минимального веса при максимальной концентрации инерционной массы на периферии — как можно дальше от центра. В пару к новому балансу на фабрике Dimier 1738 Manufacture de Haute Horlogerie Artisanale разработали и создали новую цилиндрическую спираль с прямоугольным сечением — в отличие от традиционных плоских спиралей такой волосок «дышит» идеально концентрически, гарантируя оптимальную изохронность колебаний.
В 2012 году к 190-летию Bovet была представлена модель Fleurier 0 с прозрачным турбийоном, продемонстрировавшая результаты мануфактурной интеграции Dimier 1738
С полуоборота
Хотя Bovet и так славилась большим запасом хода от 5 до 7 дней, для BraveHeart этого оказалось недостаточно. Два заводных барабана, каждый с пружиной длиной 104 см, классическая частота работы баланса 18 000 пк/час и очень строгий расчет энергопотребления привели к впечатляющему результату: запас хода нового механизма составляет 22 дня! При этом мастера Bovet не использовали никакого устройства постоянной силы, рассчитывая только на изохронные свойства отдельных элементов и общей конструкции. Впечатляюще решив вопрос автономности, часовщики Dimier 1738 столкнулись с другой проблемой: процесс завода таких пружин вряд ли сулил владельцу часов приятные впечатления — уж слишком долгим он был бы. Поэтому для заводной системы BraveHeart был разработан и запатентован сферический дифференциал на заводном валу, который удваивает передаточное число и, соответственно, вдвое уменьшает количество оборотов головки. В результате полный завод пружин достигается после55 оборотов заводной головки (для сравнения ETA 2892 с 42 часами запаса хода заводится полностью после 30 оборотов). Последний шестой патент был получен на двойную коническую зубчатую планетарную передачу с множественным зацеплением, которая была использована в этой заводной системе.
Конечно, никакие хронометрические достижения Bovet не заставят мастеров пренебречь эстетическим аспектом. Каждая из 722 деталей BraveHeart подвергалась тщательному декорированию, мосты вручную гравированы, каретка турбийона полируется вручную два дня. По запросу заказчика каждая модель может быть персонализирована, например, особой инкрустацией или миниатюрной эмалевой росписью.
Уникальный дизайн Amadeo Fleurier, инновационный полностью мануфактурный калибр, точно выверенный мизерный тираж, вручную декорированный механизм — так выглядели идеальные часы коллекционера в мечтах Паскаля Раффи. И эта мечта стала реальностью.
Bovet Amadeo Fleurier BraveHeart Корпус: 45,2x16,2 мм из розового, белого золота или платины, сапфировое стекло, WR 30 метров |