Фотомануфактура в часовом искусстве? Скоро вылетит птичка!
Метод фотомануфактуры, изобретенный доктором Хубертом Лоренцом, грозит похоронить традиционное часовое искусство
Patek Philippe, Ulysse Nardin и Franck Muller — что общего у этих трех производителей? Примерно одновременно все они начали использовать для производства деталей своих механизмов революционный метод фотомануфактуры.
В скором времени и другие производители начнут применять эту технологию — иначе не выживут. Ведь фотомануфактура обещает не только сделать механизмы часов более точными, но и значительно увеличить их надежность и долговечность.
Часовщики были не первыми, кто применил принципы фотомануфактуры для производства микрокомпонентов. Изначально этот метод применяется для производства микросхем.
Каждому, кто занимается разработкой процессоров, известен закон Мура, который гласит, что количество транзисторов, которые можно разместить в одном чипе, будет удваиваться каждые 18 месяцев. Говорят, что за более чем 35 лет с момента появления первого микропроцессора Intel в 1971 году, этот закон еще ни разу не дал сбоя.
И именно благодаря усовершенствованию метода фотомануфактуры производители микросхем надеются, что это закон будет выполняться и впредь.
Метод фотомануфактуры, с помощью которого ныне производят микросхемы, а теперь уже и некоторые детали часовых механизмов, состоит из двух стадий — фотолитографии и гальванопластики.
На первом этапе на специальную подложку осаждают состав, называемый фоторезистом.
Этот материал примечателен тем, что изменяет свои свойства при попадании на него лучей ультрафиолета: позитивный фоторезист твердеет, негативный — теряет физическую стойкость. Поскольку при фотомануфактуре чаще применяется негативный фоторезист, остановимся на нем.
Пластина с фоторезистом помещается в установку, а над ней закрепляют фотошаблон — созданный с помощью компьютера рисунок детали.
Нужные участки фоторезиста облучаются ультрафиолетом сквозь прозрачные отверстия в фотошаблоне, что приводит к изменению свойств фоторезиста. После воздействия ультрафиолета облученные участки фоторезиста удаляются.
Следующий этап — гальванопластика. Здесь все проще — молекулы материала, из которого должна быть сделана деталь, методом электролиза осаждается в отпечатке фоторезиста. Специалисты Ulysse Nardin «запустили» в аппарат молекулы углерода — получились спираль и два спусковых колеса из культивированного алмаза, инженеры Patek Philippe решили при создании спускового колеса поэкспериментировать с кремнием, поскольку для баланса он подходит больше.
В общем, после того как молекулы собираются в нужную форму, лишний фоторезист удаляется, и получается деталь, которая не требует дополнительной обработки.
Достаточно ли метод фотомануфактуры хорош, чтобы заменить традиционное часовое производство? На самом деле, пока он настолько дорог, что речи о полном переходе производства на фотомануфактуру не идет. С помощью нового метода делают самые важные компоненты. Но часовые компании, начавшие осваивать новый метод, не сомневаются: скоро с помощью фотомануфактуры будут производиться механизмы целиком.
Ведь этот метод позволит компаниям обойтись без ручного труда, кропотливого контроля качества и так далее. Фотомануфактура обеспечивает значительно большую точность деталей по сравнению с традиционным машиностроением.
Революционная технология не требует дополнительной финишной обработки деталей, а сами детали в меньшей мере подвержены износу и коррозии. Ратуют за скорейший переход на фотомануфактуру и дизайнеры. При традиционном производстве фантазии конструкторов ограничены возможностями техники, а фототехнологии открывают им новые горизонты творчества, ведь отныне можно создавать микрокомпоненты абсолютно любой формы.
К тому же с помощью этого метода можно создавать достаточно сложные поверхности, применяя фотолитографию в нескольких стадиях. Так что часы, сделанные с применением новой технологии, обещают стать красивее надежнее долговечнее и дешевле.
В общем, достоинства новой технологии позволяют не только улучшить и удешевить производство часов, но и открывают новые возможности перед творцами Haute Horlogerie. Поскольку метод фотомануфактуры позволяет очень точно изготовлять микродетали, можно спрогнозировать будущую миниатюризацию деталей механизмов часов.
Уменьшением размеров и массы деталей можно воспользоваться при создании сложных часов, которые будут компактнее и легче нынешних.
Кроме того, новый метод позволяет изготавливать детали часов из материалов, которые раньше не могли применяться.
Как я уже сказал, компания Patek Philippe создала для модели Annual Calendar Ref. 5220 анкерное колесо из кремния, а Ulysse Nardin — спираль и два колеса спуска в модели Freak 28 800 Diamond Heart из так называемого культивируемого алмаза.
Обе субстанции не нуждаются в смазке, а по прочности превосходят настоящий алмаз. Каждое из колес спуска при этом имеет 18 рабочих зубьев — это позволило сделать распределение энергии более стабильным и обеспечить более точный ход.
Когда же часовые компании всерьез озаботятся переходом на фономануфактуру? Думаю, не раньше, чем лет через пять. А пока часы, изготовленные с использованием революционной технологии, стоят очень дорого.
Но ведь это плата за историю, частью которой автоматически становится обладатель первых моделей, детали которых были изготовлены по методу фотомануфактуры. Ну а то, что такие часы должны быть у каждого уважающего себя коллекционера, сомнений нет.
Опубликовано в журнале "Мои Часы" №5-2005