Искусство & технологии

Moritz Grossmann Benu Tourbillon. Восставший из пепла

Всем известен древнегреческий миф о птице Феникс, способной возрождаться из собственного пепла. Этот аллегорический символ вечного обновления на самом деле был позаимствован греками из египетской мифологии, где священная цапля Бену была воплощением души бога Ра и раз в 500 лет перерождалась в огне.

Всем известен древнегреческий миф о птице Феникс, способной возрождаться из собственного пепла. Этот аллегорический символ вечного обновления на самом деле был позаимствован греками из египетской мифологии, где священная цапля Бену была воплощением души бога Ра и раз в 500 лет перерождалась в огне. «Крики» Бену, по легенде, устанавливали календарные циклы, поэтому ее главный храм в Гелиополе стал центром летоисчисления, а все храмы Бену славились устройствами, измеряющими время. Удивительно, что такой сильный образ впервые был использован часовщиками лишь в 2010 году.

Калибр Grossmann 103.0 без верхней платины 2/3, вручную гравированный ступенчатый мост турбийона из нейзильбера, 245 деталей, колеса из сплава ARCAP, частота работы баланса 18 800 пк/ч

ОТЦЫ-ОСНОВАТЕЛИ

Мануфактура Moritz Grossmann сама фактически повторила судьбу души Ра. Эпоним бренда — Карл Мориц Гроссманн (18261885) был выдающимся немецким часовщиком XIX века. Гроссманна наряду с его близким другом Фердинандом Адольфом Ланге считают отцами-основателями саксонской часовой культуры. Изучив несколько европейских языков и набравшись опыта, Мориц Гроссманн открыл свою фабрику в Гласхютте в 1854 году. Его специализацией были высокоточные хронометры, мастер много времени уделял вопросам усовершенствования свободного анкерного и хронометрового спусков, написанию статей и профессиональной документации. Вершиной его деятельности стало открытие в 1878 году Немецкой часовой школы в Гласхютте. 23 января 1885 года Мориц Гроссманн скончался от инсульта, а его компания была ликвидирована. Долгие десятилетия славное имя Саксонии оставалось лишь записями в пыльных узкоспециализированных архивах. К счастью, этого «возрождения Бену» пришлось ждать не 500 лет, а всего лишь 123 года.

Калибр Grossmann 103.0 с тыльной стороны

1. Единственная нижняя консольная опора парящего турбийона в золотом шатоне

2. Храповое колесо с трехполосной шлифовкой

Усовершенствованный стопор храпового колеса в стиле Гласхютте

4. Верхняя платина 2/3 из нейзильбера с широкими волнами в стиле Гласхютте

5. Золотые шатоны с сапфировыми опорными камнями

6. Вороненные до коричнево-фиолетового оттенка винты

7. Гравированный вручную ступенчатый мост турбийона

Интересно, что идея возвращения исторической мануфактуры принадлежит женщине, также талантливому часовому мастеру с выдающимися организаторскими способностями. Кристина Хуттер начинала свою профессиональную деятельность с реставрации старинных механизмов в Мюнхене, затем были работа в Wempe, Maurice Lacroix и, наконец, A. Lange & Sohne. Именно возрождение самого успешного немецкого часового бренда и подтолкнуло Кристину к дальнейшему изучению наследия региона. Ей удалось привлечь независимых спонсоров, и 11 ноября 2008 года в Гласхютте открыла двери фабрика Moritz Grossmann. Спустя два года началось строительство нового здания мануфактуры, которое было завершено к 2012 году.

Калибр Grossmann 103.0 со стороны циферблата

1. Турбийон

2. Тормозной валик из гваякового дерева

3. Верхняя опора вала заводного колеса

Основная платина из нейзильбера

5. Верхняя опора заводного барабана

Ремонтуара Гроссманна с раздельной системой запуска механизма после коррекции времени

7. Кнопка запуска механизма

8. Система остановки балансового колеса в турбийоне с использованием кисточки из человеческих волос

Первая модель Moritz Grossmann Benu была без всякой помпы представлена в 2010 году — лимитированный выпуск 100 штук элегантного трехстрелочника с боковой секундной стрелкой в розовом золоте быстро разошелся среди коллекционеров, несмотря на внушительную цену в 16 800 евро. Мануфактурный калибр 100.0 с ручным заводом был спроектирован и изготовлен в характерном для хронометров Морица Гроссманна стиле — с платиной 2/3 из нейзильбера с широкими саксонскими волнами, балансом с вручную гравированным мостом и микрометрической системой регулировки.

В июне 2013 года были представлены еще две модели: Atum (по имени другого египетского божества) с усовершенствованным калибром 100.1 и Benu Power Reserve с калибром 100.2 с линейным запасом хода. В сравнении с первым поколением у механизма появилась отдельная от заводной головки кнопка запуска механизма после точной установки времени. А в конце прошлого года было объявлено о появлении настоящего флагмана коллекции Moritz Grossmann — Benu Tourbillon.

Баланс и каретка турбийона калибра Grossmann 103.0

1. Спираль Nivarox с концевой кривой Герстенбергера

2. V-образная каретка турбийона

3. Две треугольные опоры каретки

4. Баланс Гроссманна из бериллиевой бронзы

Ограничительный штифт анкера в ромбовидном вырезе в каретке

6. Регулировочные винты баланса

7. Сапфировая палета бокового анкера

8. Анкерное колесо

ТУРБИЙОН С КИСТОЧКОЙ

Новый мануфактурный калибр Grossmann 103.0 с ручным заводом оснащен парящим трехминутным турбийоном с очень крупной кареткой диаметром 16,2 мм. Индикация осуществляется по принципу регулятора, все три стрелки воронены до стильного фиолетово-коричневого цвета, а центральная минутная имеет указатель с обоих концов. Дело в том, что большое окно турбийона «вырезает» часть минутной разметки. Поэтому между секундным и часовым циферблатами мастера поместили арку, размеченную с 24 по 36 минуту. Когда минутная стрелка проходит над турбийоном, ее противовес показывает точное время на этой вспомогательной арке. Такое остроумное решение было запатентовано.

Как и любой парящий немецкий турбийон, калибр Grossmann 103.0 отдает дань уважения известному мастеру Альфреду Хельвегу, который изобрел и запатентовал в 1920 году конструкцию вихря с единственной консольной нижней опорой. Интересно, что Хельвег долгое время (с 1931 по 1954 год) проработал преподавателем в той самой Немецкой часовой школе, основанной Гроссманном. Чтобы уменьшить потребляемую турбийоном кинетическую энергию, период его полного оборота был увеличен дополнительным колесом до 3-х минут, что также перекликается с известной пятиминутной конструкцией Хельвега 1922 года. Узел турбийона удерживается с тыльной стороны механизма вручную гравированным мостом из нейзильбера. Верхняя V-образная часть каретки с треугольными опорами требует всего две точки крепления к своей нижней части, на что также был получен патент.

Moritz Grossmann Benu Power Reserve с калибром 100.2 с линейным запасом хода

Минимальное количество опор каретки и их профиль позволили мастерам Moritz Grossmann весьма нестандартно решить задачу остановки секундной стрелки при коррекции времени. Проблема интеграции стоп-секунды в турбийон заключается в том, что опоры каретки могут помешать небольшому тормозу легким нажатием остановить баланс при вытягивании заводной головки. Кстати, первой свое решение предложила практически родственная мануфактура A. Lange & Sohne еще в 2008 году. Но идея инженеров Moritz Grossmann стала практически сенсацией Базеля в 2014 году — в калибре 103.0 тормоз выполнен не из метала, а из человеческих волос! Небольшая кисточка прижимает баланс и останавливает его колебания, а треугольная форма опор каретки позволяет кисточке в случае попадания на опору разделиться на две части, обойти ее и выполнить свою функцию. Представители мануфактуры уверяют, что провели множественные тесты на надежность крепления волос в кисточке, и при желании при заказе часов будущий владелец может пожертвовать свою прядь на кисточку. Еще один патент оформлен. Кстати, по слухам, заказом Benu Tourbillon заинтересовался актер Мадс Миккельсен, сыгравший небезызвестного доктора Ганнибала Лектера в одноименном сериале.

Moritz Grossmann Benu с калибром 100.0

САКСОНСКИЕ ХИТРОСТИ

Баланс 14,2 мм изготовлен из бериллиевой бронзы, оснащен шестью регулировочными винтами, частота его колебаний составляет 18 000 пк/ч, что является стандартом для часов, опирающихся на эстетику XIX века. Спираль Nivarox оканчивается специальной кривой, рассчитанной настройщиком из Гласхютте Густавом Герстенбергером.

Турбийон Benu использует очень необычную конструкцию бокового анкера, состоящего из двух частей. На нижней части на двух несимметричных плечах закреплены две сапфировые палеты входа и выхода, а на верхней — взаимодействующая с балансом вилка и кривой «хвост» с ограничительным штифтом. В обычных турбийонах с боковым анкером ход рычага ограничен двумя штифтами, закрепленными на каретке. Ход штифта на анкере Гроссманна ограничен ромбовидным вырезом в каретке — такое решение характерно для так называемого анкера Гласхютте, широко применявшегося в саксонских карманных часах, в котором ограничительный штифт на короткой стороне вилки «ходит» в пределах вырезанного в платине отверстия. Такое инженерное решение позволяет добиться более равномерного распределения массы на вилке в сравнении с обычным швейцарским анкером. Совокупность вышеописанных технических приемов дает в итоге погрешность Benu Tourbillon всего 11 секунд в неделю.

Здание новой мануфактуры Moritz Grossmann в Гласхютте

Нестандартное решение было также использовано для вала заводного барабана. Два его сапфировых камня-опоры разнесены на максимальное расстояние для улучшенной стабилизации барабана — нижний камень крепится в платине, а верхний — в золотом шатоне в центре храпового колеса. Кроме того, мастерами Grossmann была усовершенствована конструкция стопорной собачки Гласхютте для храпового колеса, обеспечивающей защиту натяжения заводной пружины. Собачка имеет небольшой зазор движения в пределах продолговатого отверстия в накрывающей ее стальной пластине, что позволяет храповому колесу осуществить небольшой проворот в обратную сторону после полного завода и тем самым снять излишнее натяжение пружины.

Тщательная проработка вопросов установки точного времени привела инженеров мануфактуры не только к задаче остановки турбийона, но и к решению проблемы, с которой сталкивался любой владелец механических часов — иногда после установки точного времени и последующего нажатия на головку стрелки могут прыгнуть на несколько делений вперед или назад. Эта мелкая неприятность заставляет начать процедуру сверки заново и способна здорово вывести из себя владельца хронометра. Для того чтобы перевести часы в режим управления стрелками на часах Moritz Grossmann Benu Tourbillon, необходимо потянуть за заводную головку и отпустить — головка вернется в изначальное положение, но теперь ее поворот будет не заводить пружину, а вращать стрелки. Чтобы запустить часы, необходимо нажать на маленькую кнопку под заводной головкой. При этом система перевода стрелок автоматически отключается от заводной головки и та снова переходит в режим завода пружины.

Глава Moritz Grossmann часовой мастер Кристина Хуттер

ДРЕВО ЖИЗНИ

Наконец, еще одно оригинальное решение связано с конструкцией секундного колеса. Обычно эту стрелку просто совмещают с осью турбийона, но поскольку период оборота его каретки увеличен до трех минут, в Moritz Grossmann решили, что 180-секундная разметка была бы слишком мелкой, и поместили стрелку на отдельный классический счетчик у «9 часов». Вынесенное секундное колесо питается от первого колеса через промежуточное, то есть не является частью основной передачи от заводного барабана к спуску. Особенностью такой конструкции является необходимость в дополнительной тормозной пружине, которая бы позволяла избежать дрожания секундной стрелки по причине избыточного люфта. В основной колесной системе эта проблема не возникает, так как между зубьями существует достаточное давление, создаваемое заводной пружиной.

Открытие мануфактуры Moritz Grossmann в 2012 году

Мастера Grossmann использовали тонкую пружину, которая притормаживает секундное колесо. Чтобы решить проблему трения, закрепленный на валу секундного колеса ролик, на который давит пружина, был изготовлен из гваякового дерева, известного так же как «железное дерево», или «дерево жизни». Этот материал применялся в XVII веке знаменитым часовщиком Джоном Харрисоном. Будучи по профессии плотником, Харрисон хорошо знал свойства твердых сердцевин некоторых деревьев из рода гваяковых, связанные с трением, изнашиванием и смазкой. Эти породы помимо твердости отличались также маслянистостью, поэтому и использовались в узлах с увеличенной нагрузкой трения, не требуя смазки. Современные реставраторы иногда обнаруживают, что даже когда стальные части вышли из строя, гваяковые детали продолжают исправно выполнять свою функцию спустя 200 лет. Можно еще добавить, что основная и верхняя платины механизма Benu Tourbllon выполнены из нейзильбера, а для колесной системы был применен сплав медь-никель-цинк под названием ARCAP, отличающийся надежностью, прочностью, стойкостью к коррозии, антимагнитностью и прочими выдающимися характеристиками.

Как видно, Moritz Grossmann вернулся в Гласхютте надолго. А его современные часы планируют прожить, как минимум, одну жизнь птицы Бену.

Часы Moritz Grossmann Benu Tourbillon

Moritz Grossmann Benu Tourbillon

ref.: 001.G-221-11-1

Корпус: 44,5x13,8 мм из белого золота, сапфировое стекло

Механизм: калибр 103.0 с ручным заводом и парящим трехминутным турбийоном, функция стоп-секунды, баланс отрегулирован в пяти позициях, частота работы баланса 18 000 пк/ч, запас хода 72 часа

Функции: часы, минуты, боковая секундная стрелка

Циферблат: серебряный, регуляторного типа, окно турбийона 16,2 мм, стрелки стальные, вороненные до коричнево-фиолетового оттенка

Ремешок: черный из кожи аллигатора со сложной браслетной застежкой

Лимит: 50 экземпляров

Цена: 168 000 евро

 

Опубликовано в журнале "Мои Часы" №4-2014

Новое на сайте

Восстановление пароля

Пожалуйста, введите ваш E-mail:

Вход
Регистрация Забыли пароль?