Искусство & технологии

Скандинавские часы. Новые часы короля

Датчане очень гордятся своим дизайном. Можно сказать, это они придумали стиль, который называется "Просто и красиво", но за эту кажущуюся простоту люди готовы платить дороже, чем за иную роскошь.

Датчане очень гордятся своим дизайном. Можно сказать, это они придумали стиль, который называется «Просто и красиво», но за эту кажущуюся простоту люди готовы платить дороже, чем за иную роскошь. Но только не в часовой сфере. Так получилось, что именно легендарный дизайн сыграл с датскими часами злую шутку, хотя история датского часового дела на самом деле не менее стара, респектабельна и увлекательна, чем у соседей немцев или швейцарцев.

ДО СЕКУНДЫ
Начать хотя бы с того, что именно датский ученый Тихо Браге первым додумался проводить высокоточные наблюдения, на основе которых рассчитал орбитальные движения планет. Пусть его ученик Иоганн Кеплер вместе с коллегой Галилео Галилеем и посмеивались над геогелиоцентрической моделью Браге (все планеты вращаются вокруг Солнца и только само Солнце вокруг Земли), но без изобретенных датчанином инструментов и сделанных с помощью них расчетов все попытки построить картину мира так и оставались бы умозрительными выкладками. Тихо Браге повысил точность наблюдений Солнца и звезд более чем на порядок (погрешность менее одной угловой минуты против допускавшихся ранее 15-20 минут) и впервые в истории измерил длину солнечного года с ошибкой менее 1 секунды.

Датский астроном Тихо Браге (1546-1601) первым точно рассчитал движение планет и измерил длину года с точностью до 1 секунды

В 1580 году Тихо Браге завершил строительство первой профессиональной обсерватории на острове Вен в Эресундском проливе недалеко от Копенгагена, которая получила имя Ураниборг — замок Урании, музы астрономии. Вскоре этот замок стал лучшим астрономическим центром в Европе — а тогда это значило и в мире, — проводящим наблюдения, обучение студентов и издание научных трудов. Ровно в это же время, напомним, в 1582 году, Галилей открыл изохронность колебаниймаятника. Этобылсамыйизлет блистательной эпохи Возрождения, когда наука только приступила к атаке на бастионы предрассудков. Тихо Браге скончался в 1601 году на пороге Нового времени — он не застал ни публикации трех законов своего ученика Кеплера, ни закона всемирного тяготения Исаака Ньютона, ни часового маятникового регулятора, который голландский физик Кристиан Гюйгенс (по совместительству также астроном, открывший в 1655 году кольца Сатурна) изобрел в 1657 году на основе расчетов Галилея. Изобрел, между прочим, ради чистой науки — поначалу маятниковое устройство Гюйгенса использовалось для повышения точности измерений в экспериментальной физике.

Квинтэссенция датского минимализма: часы Georg Jensen Pendant Koppel, созданные Георгом Йенсеном вместе с дизайнером Хеннингом Коппелем (1918-1981)

ВЛАДЫЧИЦА МОРЕЙ
Между тем рубеж эпох принес существенные изменения в развитие истории самой Дании. На протяжении Средневековья и Возрождения это была сильная богатая страна с развитым флотом и торговлей, передовой для своего времени наукой и просвещенной монархией, готовой принять под свое покровительство самые смелые и радикальные идеи Европы — например, изгнанных из Германии лютеран. К концу XVI века Дания стала одной из богатейших морских держав: она приобретала собственные колонии в Ост-Индии и вела торговлю по всему миру, используя в качестве основной транзитной базы Исландию.

Urban Jurgensen & Sonner Ref.11 Montre Email Observatoire с калибром UJS-P8 со свободным стопорным спуском

Данию подвело тщеславное желание стать главнейшим государством на Балтийском море. После трех неудачных войн со Швецией и провальной попытки вмешаться в Тридцатилетнюю войну, в 1658 году был заключен унизительный мир, по условиям которого страна потеряла значительную часть территорий. В результате переворота, устроенного буржуазией, дворянство утратило большинство своих привилегий, а король Фредерик III, наоборот, получил неограниченную власть, к тому же его должность превратилась из выборной в наследственную. И его сын Христиан V стал первым датским королем, занявшим трон 9 февраля 1670 года в результате акта престолонаследования.

Естественно, молодой король из династии Ольденбургов тут же настолько возгордился, что вообразил себя ни много ни мало датским Людовиком XIV, а Копенгаген — Версалем. Так в стране началась эпоха абсолютизма (enevaeldet), которая, правда, в отличие от французского образца спокойно просуществовала целых двести лет, до середины XIX века.

Изобретатель двойного спускового колеса Urban Jurgensen в  XIX веке был поставщиком датского адмиралтейства

А там, где абсолютная монархия — там и балы, и приемы, и бюрократия, и показная роскошь. И расцвет часового искусства.
К сожалению, история не сохранила имена первых часовщиков Копенгагена. Старейшим из известных датских мастеров является Юрген Юргенсен, основавший в 1740 году совместно с партнером Исааком Лепреном ателье Larpent & Jurgensen. В молодости он совершил путешествие в Париж и Ле-Локль, чтобы учится у таких великих мастеров, как Берту, Леруа и Ромили. Сын Юргена Урбан (1776-1830) продолжил семейную традицию, отправившись на обучение в Париж к Аврааму-Луи Бреге, а позже в Лондон к Джону Арнольду и Томасу Ирншоу.

Patent Karrusel N° 66319 с 34-минутной каруселью, произведенная Бане Бонниксеном по заказу йоркширской фирмы Fattorini & Sons в 1895 г.

Вторая поездка произвела на юношу такое сильное впечатление, что он избрал морские хронометры своей специализацией и достиг в ней впечатляющих успехов. Во второй половине XVIII века в часовом деле господствовала идея развития свободного хронометрового спуска, впервые опробованного еще Джоном Харрисоном (1693-1776), затем были продолжены французскими (Леруа, Берту) и английскими мастерами. Например, Ирншоу (1749-1814) и Арнольд (1744-1799) создали два независимых направления в конструкциях свободного спуска. Джон Арнольд специализировался на морских хронометрах и поэтому отдавал предпочтение неподвижно закрепленному стопорному спуску, в котором длинный рычаг с защемленной пружиной возвращался в изначальное положение силой собственной упругости, работая на манер храповика. В то время как Томас Инршоу использовал конструкцию стопора спуска на спиральной пружине, что делало ее менее восприимчивой к внешнему воздействию. Идеи последнего активно использовал и Урбан Юргенсен, который разработал свой собственный свободный стопорный хронометр с двойным спусковым колесом. Он давал большую величину импульса и обеспечивал постоянную точность показаний в долгих морских путешествиях.

Blancpain Le Brassus Carrousel Repetition Minutes Chronographe Flyback с  минутной каруселью, сконструированной Винсентом Калабрезе в 2008 г.


В 1811-м мастер основал собственную часовую компанию Urban Jurgensen, которая вскоре стала поставщиком хронометров датского адмиралтейства по указу Фредерика VI. Тем временем младший сын Юргена Фредерик возглавил семейное ателье. Для полноты картины надо упомянуть и среднего брата — Юргена Юргенсенамладшего (1780-1841), ставшего знаменитым путешественником и исследователем.

После смерти Урбана один из его сыновей Луи (1806-1867) остался работать в Копенгагене, изменив название отцовской компании на Urban Jurgensens Sonner, тогда как второй — Жюль-Фредерик Юргенсен (1808-1877) — отправился в Ле-Локль, где в 1836 году открыл собственную компанию Jules Jurgensen Copenhagen.

Этот бренд оказался самым живучим из расплодившихся Юргенсенов — хотя наследник Жюля продал компанию в США еще в 1936 году, в Швейцарии продолжали выпускать контрафактные часы из стоков Jules Jurgensen вплоть до 1957 года. В 1974 году права на марку приобрел американский дистрибьютор Морт Клейман, но так и не запустил в производство.

Andersen Geneve Grande Jour & Nuit Edition 2014 с механизмом с ручным заводом Piguet 15 и модулем  Andersen 573, отображающим дневные и ночные часы


Зато в 1979 году двое часовых энтузиастов Петер Баумбергер и Дэрек Прэт вспомнили о копенгагенских Юргенсенах (последний Жак-Альфред скончался в 1912 году) и выкупили марку Urban Jurgensen & Sonner. Сегодня владельцем и управляющим директором компании является Хельмут Кротт, начинавший свое увлечение часами с коллекционирования.

По примеру Жюля он перенес производство Urban Jurgensen & Sonner в Ле-Локль. Но особого внимания заслуживает то, как доктор Кротт перенес в современность наследие самого Урбана Юргенсена. В 2011 году компания представила собственный калибр UJS-8 с 88-часовым запасом хода, свободным стопорным спуском и двойным спусковым колесом, заимствованными из морских хронометров Урбана Юргенсена. Конструкция спуска позволяет минимизировать потери на трение, кроме того этот хронометр успешно прошел тест на выносливость Chronofiable.

Ole Mathiesen Ref. OM1.35.M,  официальные часы датского королевского суда

KARRUSEL VS. CAROUSSEL
Но, пожалуй, когда заходит речь о достижении датской часовой мысли, большинство сразу назовет не представителей династии Юргенсенов, а Бане Бонниксена (18591935), изобретателя альтернативной турбийону карусели, впервые представленной в 1892 году.

Судьба этого устройства оказалась еще извилистей турбийона, потому что до недавнего времени о нем вообще мало кто помнил, зато в момент запуска на рубеже веков оно безоговорочно приобрело статус одного из величайших изобретений. Дело в том, что Бонниксен подошел к решению проблемы гравитации с более практичных позиций, чем Бреге. Честности ради признаем, что большую часть жизни датский мастер провел в Англии и обучался в британском институте часового дела. Его целью было создание механизма, объединявшего простоту анкерного спуска и точность турбийона. Несмотря на то что принцип возмещения гравитационных погрешностей остался таким же, как в турбийоне, конструкция механизма нового узла не имела ничего общего с «вихрем». Во-первых, время одного полного оборота в первых «каруселях» Бонниксена составляло 52,5 минуты, ведь ротор карусели приводился в движение не секундным колесом, а дополнительными промежуточными колесами. А во-вторых, в конструкции карусели отсутствовало статичное колесо, и механизм вращался не за счет триба анкерного колеса, а за счет промежуточных колес. Механизм, названный своим автором в подчеркнуто германской орфографии Karrusel, произвел фурор на британском рынке.

Michelsen Arctic Explorer в  2013 году побывали на Южном полюсе на руке исследовательницы Вильборги Гиссурардоттир

На конкурсе Обсерватории Гринвича в 1904 году часы Бонниксена o57006 заняли первое место, после чего его хронометры были буквально подчистую раскуплены британским ВМФ. Тот самый экземпляр No57006, приобретенный за 22 фунта, долгие годы служил на корабле Его Величества «Монтагю», а сегодня занимает почетное место в королевском музее Гринвича. Сам Бонниксен на волне успеха открыл собственное ателье и школу в графстве Ковентри и, как говорят, весьма способствовал индустриальному развитию всего региона. Правда, его Karrusel в итоге надолго отправилась в архивы и часовые учебники — пока в 2008 году не воскресил гениальный итальянец Винсент Калабрезе в воплощении феерического механизма Carrousel Volant Une Minute, созданного совместно с Blancpain. Калабрезе сумел решить главную проблему, почему устройство Бонниксена не находило популярности у современных любителей сложной механики — отсутствие зрелищности. Карусель проигрывала турбийону в скорости и красоте. Ну кому понравится смотреть на медленно поворачивающуюся платформу, к тому же частично закрытую колесной передачей? Калабрезе добавил еще промежуточных колес, чтобы увеличить скорость вращения до оборота в минуту, и решился на смелый шаг, вообще убрав верхний мост: колеса были убраны к тыльной стороне механизма, и владелец без помех мог любоваться первой в мире «парящей каруселью».


С тех пор конструкция многократно усложнялась, в 2010 году дополнилась кафедральным боем, а в 2013 году... турбийоном. Blancpain Le Brassus Tourbillon Caroussel позволяет сравнить преимущества обоих устройств: в калибре 2322 два независимых спуска с каруселью и турбийоном, соединенные дифференциалом.
Впрочем, вряд ли такое излишество пришлось бы по вкусу суровому Бане.

РЕКОРДНАЯ НЕПРИСТОЙНОСТЬ
Благодаря датско-итальянской дружбе появилось, пожалуй, важнейшее достижение современного часового искусства — академия независимых часовщиков AHCI. Она была организована в 1985 году все тем же Калабрезе и его другом, датским мастером Свендом Андерсеном, причем последний то ли из-за своей большей рассудительности, то ли благообразности и стал первым президентом. Целью AHCI было не только продвижение талантливых независимых мастеров, но и противостояние швейцарской кастовости в часовой отрасли, с которой друзья были знакомы не понаслышке.

Skagen Hiromichi Konno, созданные японским дизайнером в 2013 году, получили престижную премию  Red Dot Design Award

Андерсен, посвятивший полжизни работе на Patek Philippe, в разгар кварцевого кризиса был переведен на полставки и вынужден был подрабатывать реставрацией. Изучая архивы женевского музея искусств, датский мастер раскопал много занимательных устройств прошлого: от вечных календарей, учитывающих отсутствие високосного года раз в 100 лет и его наличие каждые 400 лет, до фривольных эротических автоматонов XVII-XVIII веков. Под крышкой невинных пуристских карманников порой прятался самый непристойный механический разврат, наслаждаться которым мог один человек — владелец часов.

Georg Jensen Limited Edition Midnight Blue Koppel в стальном корпусе 41 мм с автоматическим калибром ЕТА 9035

Андерсен оценил, что идея не утратила популярности и в наше время, и стал создавать похожие часы, но наручные и со значительно большим количеством деталей и нюансов. И хотя эротическим автоматоном сегодня уже мало кого удивишь, именно датский часовщик Свенд Андерсен попал в книгу рекордов Гиннесса за самый сложный механизм с 12 движущимися деталями из коллекции Eros 69. Кстати, название коллекции не имеет ничего общего с сексуальной позицией, а намекает лишь на возможность перевернуть часы и носить, выставляя напоказ как искусно декорированный циферблат, так и представление на задней крышке.

Премьера Базеля-2014: Skagen Ancher Watch представляет мужские хронографы и дамские модели

ИСЛАНДСКИЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ
Как было сказано выше, Дания долгое время использовала Исландию как основной торговый перевалочный порт в своих морских перевозках. Именно благодаря этому на острове появилась марка Michelsen, до недавнего времени бывшая единственным исландским часовым брендом.
История началась 1 июля 1909 года, когда молодой датский часовщик и бизнесмен Дж. Франк Михельсен приехал в Исландию, чтобы открыть свою собственную мастерскую в деревушке с непроизносимым названием Сейдауркроукюр.

Linde Werdelin Spidolite в корпусе 44x46 мм с черным DLC, оснащенная автоматическим калибром LW 04, произведенным Concepto

Дж. Франк Михельсен планировал выпускать часы под своим именем, однако ухудшение экономической ситуации привело к прекращению производства. К счастью, Михельсен-старший сумел привить любовь к часовому делу одному из своих двенадцати сыновей. Правда, заниматься часовым делом юный Френч Михельсен решил на исторической родине, в Дании, куда и уехал в 1937 году, но после вторжения фашистских войск благоразумно предпочел вернуться в Рейкьявик, где в 1943 году открыл часовой магазин Michelsen. Магазин, расположенный на том же месте, в прошлом году отметил 70-летие.

Запуску собственной продукции способствовало начало сотрудничества с Rolex, чьим официальным дистрибьютором семейная компания стала в 1978 году, когда ее возглавил сын Френча — Франк Михельсен. Правда, часы, выпускаемые под брендом Michelsen из швейцарских комплектующих, только условно можно было назвать «исландскими». Но в 2009 году представитель уже четвертого поколения семьи Роберт Михельсен, закончив курсы WOSTEP в Невшателе, в качестве выпускной работы представил собственную модель — первую в истории, полностью разработанную и собранную исландским часовщиком.

Таким образом, датчане Михельсены лично создали часовую индустрию на далеком северном острове.

ПРОКЛЯТИЕ КРАСИВОЙ МЕБЕЛИ
Несмотря на множество талантливых мастеров, вряд ли можно говорить о полноценной исторической «датской часовой традиции». Но за счет того, что Дания — морская страна, интерес к хронометрам у ее жителей никогда не уменьшался, и среди датчан всегда было много увлеченных коллекционеров и знатоков часового дела. В сочетании с тонким сдержанным вкусом, которым славились жители полуострова, можно было предположить, что в наше время есть все предпосылки для создания местных люксовых брендов: тут есть и история, и эстетика, и механизмы издалека везти не надо. Но на пути возрождения датской механики неожиданно встал тот самый тонкий вкус. Выражения «датский стиль» и «датский дизайн» приобрели известность в 1950-е, когда по всему миру люди украшали дома мебелью Пауля Кьерхольма, Вернера Пантона, Борге Моргенсена и Арне Якобсена, вешали светильники РН5 и «Артишок» от Поля Хеннигсена, а дамы выходили в свет только в аксессуарах от Георга йенсена и Нанны Дитцель. Все эти предметы отличала общая черта: лаконичность, функциональность, законченность линий. То, что они нарисованы будто одним движением руки. Не удивительно, что в часовом деле датскими дизайнерами только приветствовалось изобретение кварцевого механизма, который, наконец, избавил форму корпуса от диктата содержания. В результате на свет появились марки, которые пользуются огромной популярностью и узнаваемостью во всем мире, представляя те самые образчики «датского стиля» в часовых аксессуарах: Skagen, Bering, Obaku.

Премьера Базеля-2014: хронографы Lars Larsen Sea Navigator в корпусе 48 мм и дамская версия в золотом корпусе 38 мм, выпущенная в единственном экземпляре


К сожалению, очень трудно представить турбийон, выполненный в датском стиле, как и гипотетическую гравировку «эресундские волны».
Хотя современные датские марки очень стараются соединить знаменитую датскую лаконичность с традициями механики. Иногда получается очень занятно.

Особенность «новой датской» часовой традиции придает то, что в стране очень развито изучение и коллекционирование часов. Так, сайт Vintageure, основанный Яном Кирком в 2001 году, является едва ли не самой полной базой данных по всем швейцарским калибрам. К сожалению, англоязычной версии у него не предусмотрено.

От собирания один шаг до созидания. Тому примером друзья-коллекционеры Ларс Ларсен и Дан Корфитцен, основавшие собственную марку Lars Larsen, названную... и не угадали — в честь дедушки одного из партнеров, собравшем в 1919 году первые и единственные собственные карманные часы. В философии молодого бренда, который пока выпускает только достаточно характерную датскую минималистскую классику, уже чувствуется швейцарская смекалка и креатив. Не случайно девиз этой компании из Сведборга: «Придумано в Дании — сделано в Швейцарии».

Zeitgeist Denmark Mechanica Ps.90.12 с калибром SSD3N, лимит 100 экземпляров

В 2008 году копенгагенский часовой бренд Ole Mathiesen удостоился звания поставщика Королевского суда Дании. Кстати, семья Мэтьесенов также пронесла традиции часового ремесла с середины XIX века, а теперь четвертое поколение в лице Христиана Мэтьесена, помимо часов, издает еще и единственный датский часовой журнал, выходящий раз в год. А основанный в 2002 году в Лондоне двумя датчанами Мортоном Линде и йорном Верделином бренд Linde Werdelin выпускает очень прочные и живучие спортивные часы с механическими калибрами, которые идеально подойдут тем, кто сочетает понятие экстрим с прилагательным «крутой», а не «роскошный».

Другой молодой бренд Zeitgeist Denmark, созданный в 2010 году тремя единомышленниками (стоматологом, инженером и ландшафтным дизайнером), в 2013 году, наконец, представил первые модели Mechanica Ref. Ps.90.12 и Anno Mechanica Ref. Ecc.1.3. Часы сохранили привычный для датских часов минималистичный дизайн, но на этом не остановились, а добавили минимализма и в саму механику, которая производится в Швейцарии, но дорабатывается в собственном ателье Zeitgeist Denmark, расположенном в здании железнодорожной станции в датской глубинке. Как истинные пуристы, датские мастера даже снимают модуль даты с ЕТА 2824.

Так что не исключено, что датские часовщики еще не раз удивят мир.

ФИНСКОЕ БЕЗМОЛВИЕ
Если датчане могут гордиться своей часовой историей прошлого, то Финляндии можно похвастаться тем, что в каком-то роде она закладывает фундамент для часовой индустрии будущего.

Расположенная среди сосен школа Kelloseppakoulu в городке Тапиола обучает часовому ремеслу с 1944 года и на сегодняшний день выпускает в среднем с десяток специалистов ежегодно. Можно предположить, что Финляндия должна быть либо переполнена часовыми мастерами, либо безработными часовыми специалистами. Но дело в том, что уровень выпускников Kelloseppakoulu настолько высок, что их готовы с радостью принять большинство фабрик в Швейцарии и Гласхютте.

Среди широкой публики первым прославил школу Кари Вутилайнен, член AHCI, независимый мастер и преподаватель престижной швейцарской школы WOSTEP. Он создал собственную марку в 2002 году, а в 2005-м представил первый в мире децимальный репетир. В 2007 году Вутилайнен получил Grand Prix d'Horlogerie за модель Voutilainen Observatoire, созданную на базе калибра Peseux 260, а в 2013 году награды также были удостоены мужские часы Voutilainen V-8R, полностью созданные часовщиком в своей мастерской в Мотье, за исключением 28 камней, пружины и спирали баланса.

Впрочем, если Кари придерживается скорее классического стиля в своих творениях, то часы другого выпускника Kelloseppakoulu Степана Сарпанева, обращают на себя внимание эксклюзивным, а порой весьма вызывающим дизайном. Получив часовое образование в Финляндии, Степан Сарпанева отправился в Швейцарию, где прошел престижные курсы часового мастерства WOSTEP, а затем набирался опыта в таких компаниях, как Piaget, Parmigiani, Vianney Halter и Christophe Claret. В 2003 году Сарпанева решил открыть свою собственную часовую компанию, правда, в отличие от Вутилайнена, сделал он это в Хельсинки.

Сарпанева не остался без внимания: в 2009 году часы Sarpaneva Korona K3 Black Moon, с его фирменным ЗсердитымИ индикатором Луны завоевали сразу две престижные награды за дизайн: Good Design и Red Dot Design Award.

Последним заметным выпускником финской школы стал Антти Ронкко, представивший всего одну модель часов Antti Ronkko Steel Labyrinth, выпущенную ограниченной серией в 5 экземпляров. Циферблат часов расчерчен текстурными хитросплетениями лабиринта, покрытыми черным DLC, а стальной корпус диаметром 41 мм и высотой 11,5Кмм заключает в себе собственный механизм AR-1 с частотой работы 18 000 пк/час. Идею лабиринта, взятую из греческой мифологии, Антти вкладывает глубокий смысл, проводя аналогию между человеческим сознанием с его страхами и лабиринтом с мифическим зверем в его центре. ЗТолько встретившись со своим минотавром, мы сможем понять самих себя.

Наверное, Ронкко волей-неволей приходится каждый день заниматься самопознанием, ведь слоган его ателье гласит: ручная работа в финской тишине.

Новое на сайте

Восстановление пароля

Пожалуйста, введите ваш E-mail:

Вход
Регистрация Забыли пароль?