Christophe Claret Maestoso. Триумфальное освобождение
Согласно толковому словарю Ефремовой «маэстозо» — это часть музыкального произведения, исполняемая в торжественном, величественном стиле. Учитывая устоявшуюся репутацию Кристофа Кларе как лучшего специалиста по конструированию репетиров и других механизмов с боем.
Согласно толковому словарю Ефремовой «маэстозо» — это часть музыкального произведения, исполняемая в торжественном, величественном стиле. Учитывая устоявшуюся репутацию Кристофа Кларе как лучшего специалиста по конструированию репетиров и других механизмов с боем, можно было бы ожидать, что представленная в Базеле премьера Maestoso продолжит музыкальное направление. Но Кларе преподнес настоящий сюрприз, взявшись за решение классической задачи точного измерения времени и предложив свой вариант построения крайне редкого в наручных часах свободного хронометрового спуска.
АКТ I: О ДОЛГОТЕ
История хронометрового спуска в малогабаритных часах тесно связана с историей мореплавания. Изобретенная Гюйгенсом в 1674 году колебательная система балансспираль позволила «сдвинуть» часы с места, то есть создавать переносные модули, сохраняющие относительную точность измерения времени при небольших размерах, не будучи жестко закрепленными в одной позиции.
В 1984 году 22-летний мастер Кристоф Кларе изготовил первые собственные часы-скелетоны, через 30 лет Christophe Claret превратилась в престижный бренд сложной механики
Стабильность колебаний системы баланс-спираль напрямую зависит от наличия внешних влияний на ее элементы, поэтому, стремясь улучшить точность хода, часовщики все время пытались улучшить условия работы осциллятора. Это привело к появлению так называемых свободных спусков, в которых в отличие от предыдущих спусковых конструкций осциллятор освобожден от какого-либо взаимодействия с колесной системой механизма на протяжении почти всего периода своего колебания, за исключением краткосрочного контакта со спусковым колесом, необходимого для сохранения постоянства амплитуды колебаний. И в теории чем меньше будет этот контакт по времени и по площади, тем точнее будут «нарезаны» временные сегменты.
Калибр DTC07 с ручным заводом, диаметр 30 мм, высота 8,6 мм, состоит из 301 детали, частота работы баланса с цилиндрической спиралью 14 400 пк/ч
Катализатором работ по созданию высокоточных приборов измерения времени стал «Акт о долготе», принятый английским парламентом 8 июля 1714 года. Определять широту морякам было довольно просто — она равняется угловому расстоянию Полярной звезды от горизонта. А вот определение долготы было возможно только с помощью высокоточных часов. Поэтому согласно документу назначалась огромная денежная премия (10 000 фунтов, около миллиона евро при современном пересчете) тому, кто изобретет достаточно точный способ определения географической долготы (с точностью в 1°) при плавании из Англии в Индию. Вознаграждение могло быть повышено до 15 000 фунтов в случае снижения погрешности до 40 секунд и, наконец, до 20 000 фунтов при снижении погрешности до 30 секунд. Напомним, что угол в 1° соответствует 4 минутам. Спустя четыре года аналогичный конкурс объявила и Французская академия наук, поэтому среди соискателей приза в основном значились англичане и французы, в частности Джон Харрисон, Джордж Грэм, Томас Мьюдж, Джон Арнольд, Томас Ирншоу, Пьер Леруа, Авраам-Луи Бреге и Фердинанд Берту.
Считается, что первый хронометровый спуск для малых часов построил в 1748 году Пьер Леруа, однако победителем этого конкурса стал Джордж Харрисон, который в 1764 году после сорока лет работы смог выполнить поставленные условия — его хронометр No4 за 150 дней плавания на корабле «Тартар» из Портсмута в Ямайку допустил ошибку лишь в 54 секунды.
Система амортизирующего моста для хронометрового спуска Maestoso (Патент EP1860511)
АКТ II: ТИК И ТИК-ТАК
Ключевым элементом свободного хронометрового спуска является стопорный механизм, который после завершения кратковременного контакта колеса спуска с осциллятором останавливает спусковое колесо. В зависимости от характера этого стопора существует два основных вида хронометрового спуска. Первый имеет неподвижный стопор в виде длинной поверхности на одном конце защемленной пружины, возвращающейся в первоначальное положение силой собственной упругой деформации (часто ее делали из золота) — это спуск с пружиной покоя или ходовой пружиной. Второй вариант имеет в качестве стопора жесткую защелку, возвращаемую спиральной пружиной, — это спуск с рычагом покоя.
Система амортизирующего моста для хронометрового спуска Maestoso (Патент EP1860511)
Основным преимуществом хронометрового спуска является прямая передача импульса с анкерного колеса на баланс в отличие от традиционного швейцарского анкерного спуска, где импульс передается с помощью анкерной вилки. К тому же в анкерном спуске за полное колебание спусковое колесо передает балансу два импульса, а в хронометровом только одно — таким образом возможная разница в скорости баланса между полупериодами не влияет на точность хода. К тому же уменьшается количество точек трения, а следовательно уменьшается проблема смазки и потери энергии. На оси баланса хронометрового спуска закреплены две рольки разного диаметра, на меньшей расположен спусковой камень, а на большей — импульсный. Во время первого полуколебания баланса спусковая пружина рычага покоя сгибается и пропускает спусковой камень «вхолостую», а импульсный камень проходит без контакта с анкером. А во время обратного полуколебания спусковой камень нажимает на пружину, та отводит стопор и колесо спуска поворачивается, одновременно передавая одним из своих зубьев импульс балансу через импульсный камень. После чего под воздействием собственной пружины рычаг покоя вновь блокирует спусковое колесо. Таким образом секундная стрелка в часах с хронометровым спуском делает в 2 раза меньше скачков, чем в часах с анкерным спуском, а часы издают только звук «тик, тик, тик» вместо «тик-так, тик-так, тик-так».
Червячная передача для указателя точности хода — микрометрическая резьба на изогнутой оси, позволяющая точную настройку указателя точности (патент CH 14447)
При всех своих преимуществах хронометровый спуск страдает одним, но серьезным недостатком — большой чувствительностью к боковым ударам и сотрясениям. Минимальный контакт осциллятора и колесной системы может быть нарушен вследствие практически любого нежелательного воздействия. Другой проблемой является возможный излишний ход баланса, когда он при колебании превышает амплитуду в 360°, в этом случае спусковое колесо совершает дополнительный скачок, и ход часов, таким образом, ускоряется каждый раз на долю секунды. В морских хронометрах с этой проблемой справлялись, устанавливая прибор в карданный подвес, который позволял удерживать часы в горизонтальном положении и поглощал негативные внешние воздействия. Однако для переносных малогабаритных часов необходимо было другое решение. Таким стало изобретение анкерного спуска, в первоначальном виде появившееся в 1760 году благодаря Томасу Мьюджу. Свободный анкерный спуск прошел сложный путь развития, однако практика показала, что в случае качественного его изготовления и настройки, он способен выдавать высокоточные измерения будучи при этом не таким прихотливым в эксплуатации. В эволюционной гонке анкерный ход взял верх, однако хронометровый ход считается наивысшей точкой в развитии высокоточной хронометрии и по своей роли в истории и характеристикам значительно превосходит пресловутый турбийон. Среднее отклонение суточного хода морского хронометра по ГОСТ 8916—70 допускается для 2-го класса точности до ±0,35 с, для 1-го — до ±0,17 с. Однако до недавних пор в мире наручных часов хронометровый ход был лишь славной, но давно забытой страницей в пыльной книге по истории часового дела.
Технические инновации — хронометровый спуск с защитными механизмами от проскакивания спускового колеса и излишнего хода баланса
АКТ III: РЕШЕНИЕ ЮРГЕНСЕНА
Первые в мире наручные часы с хронометровым спуском были довольно скромно представлены в 2011 году небольшой часовой компанией из Копенгагена Urban Jurgensen. Выдающийся датский часовщик Урбан Юргенсен (1777-1830) прославился изготовлением хронометров и астрономических часов — так, хорошо известна уникальная конструкция двухколесного хронометрового спускового механизма Юргенсена, которая отличалась большой величиной импульса. Несмотря на хорошие результаты этого изобретения, оно в конечном итоге уступило на практике место более простым одноколесным спусковым механизмам. В 1979 году бренд Urban Jurgensen возродил энтузиаст и предприниматель Петер Баумбергер, который затем в течение 25 лет производил по несколько сотен часов в год на калибрах Frederic Piguet.
В 2002-м у владельцев компании родилась идея создания собственного мануфактурного механизма, основанного на наследии марки. Для его создания были привлечены такие мастера, как Жан-Франсуа Можон и Кари Вутилайнен. В 2009 году механизм с хронометровым спуском был запатентован, а первый прототип приехал в Базель. Еще два года сборной команде понадобилось, чтобы довести концепт до реально работающих коммерческих часов.
Устройство амортизирующего моста хронометрового спуска Maestoso, уменьшающего и поглощающего боковые удары, которые могут нарушить работу хронометрового спуска
Чтобы избавиться от проблемы чувствительности к боковым ударам и возможного расцепления рычага покоя и спускового колеса, Можон предложил два предохраняющих решения. Во-первых, была спроектирована специальная форма очень короткого рычага покоя с уменьшенной инерцией. На этом рычаге располагается специальный противовес блокирующей палете (к слову, установленный в ней камень имеет толщину всего 0,08 мм), чтобы сбалансировать вес по площади рычага и тем самым сделать его менее восприимчивым к ударам. Во-вторых, к двум ролькам на оси баланса была добавлена третья, ограничивающая возможное отклонение рычага покоя вследствие удара и, следовательно, предотвращающая нежелательный поворот анкерного колеса. В этой предохранительной рольке вырезано отверстие, куда фиксатор рычага отходит в момент освобождения анкера. Механизм UJS-P8 с хронометровым спуском полностью прошел тесты Chronofiable, в ходе которых подвергался 20 000 сотрясениям на протяжении двух недель. Калибр UJS-P8 продемонстрировал погрешность +/1 секунду в сутки в сравнении со средней погрешностью COSC +6 секунд ежесуточно.
Механизм защиты от расцепления — защитный механизм, предотвращающий возможное прохождение двух зубьев спускового колеса вместо одного вследствие удара
с возможной последующей блокировкой баланса
АКТ IV: ВСЕ ПАТЕНТЫ MAESTOSO
При создании хронометрового спуска Maestoso, способного стабильно работать во всех возможных положениях наручных часов, Кристоф Кларе остался верен традиционной конструкции длинного поворотного рычага покоя, считая короткий стопор современной уловкой. Такой подход требовал более сложной и многофакторной защиты механизма от боковых ударов, на которую было получено три патента. Основная конструкция хронометрового спуска Maestoso традиционна: поворачивающийся титановый рычаг покоя с собственной спиральной пружиной притяжения блокирует анкерное колесо производства Mimotec c фиксатором из синтетического рубина. На оси баланса и спирали расположены три рольки: две с камнями импульса и спуска и третья — предохраняющая, с выемкой в месте разблокирования анкера. Рычаг покоя имеет продолжение в виде пальца, идущего в процессе колебания по защитной рольке и не дающего стопору отклонить и отпустить спусковое колесо в случае удара. В момент разблокировки анкерного колеса и передачи импульса палец заходит в выемку и позволяет рычагу отклониться на нужный для расцепления угол. Такая система позволяет предотвратить прохождение двух зубьев анкерного колеса вместо одного в случае удара, что может привести к блокировке баланса.
Система защиты от излишнего хода баланса — защитная система, предотвращающая превышение амплитуды баланса в 360 градусов, которое может повлечь блокировку спускового колеса
Как упоминалось ранее, при боковом ударе возможно возникновение и другой проблемной ситуации — излишнего хода баланса. В таком случае его амплитуда при колебании превышает 360°, что может привести к блокировке спускового колеса. Чтобы предотвратить такую неприятность, Кларе использовал два «предохранителя»: во-первых, подпружиненное крепление упорного подшипника колеса, соединенного с балансом, которое поглощает лишнюю энергию. Во-вторых, на ось баланса насажена маленькая шестерня, соединенная с колесом с ограничительным штифтом. На оси этого колеса свободно покоится конец длинной пружины-пластины, закрепленной на платине. Во время колебания это колесо «дышит» вместе со спиралью, и в случае излишнего хода баланса и, следовательно, излишнего закручивания или раскручивания спирали ограничительный штифт упрется в пружину и она предотвратит его дальнейшее движение и излишнее движение баланса.
Пружины уменьшенной высоты способствуют снижению трения и оптимизации скольжения между витками. Кроме того использование пружин уменьшенной высоты позволяет более точно контролировать их толщину при производстве. Как следствие такие пружины имеют лучшие показатели термического трения и раскручивания
Два параллельных барабана с четырьмя заводными пружинами по
два в каждом обеспечивают оптимальный запас хода свыше 80 часов
Все вышеперечисленные защитные механизмы имеют еще одну общую большую защитную систему. Узлы спуска размещены между нижним общим мостом и двумя верхними прозрачными сапфировыми мостами, и эта конструкция устанавливается на керамический шарикоподшипник, поддерживающий секундное колесо, и может поворачиваться вокруг этой оси. В нижней части моста слева и справа от оси вращения вырезаны два овальных отверстия, ограничивающих люфт конструкции. Между платиной и мостом установлены два упорных подшипника. Удерживающий один из них винт с обратной стороны платины фиксируется пружинящей шпилькой. В целом такая система позволяет поглощать негативные механические воздействия на механизм и значительно уменьшать влияние ударов на работу спуска, распределяя нагрузку по элементам защитной конструкции.
Устройство постоянной силы, позволяющее создавать постоянное во времени натяжение на спуске
Но и кроме хронометрового спуска механизму Maestoso есть чем похвастаться: Кристоф Кларе интегрировал в часы устройство постоянной силы, позволяющей добиться изохронности колебаний осциллятора вне зависимости от степени натяжения заводной пружины. Использованное мастером решение называют ремонтуар — промежуточная пружина с коротким ресурсом периодически подзаводится заводным барабаном и выдает постоянное количество энергии. Ремонтуар оснащен также системой остановки секундного колеса в момент установки времени.
В механизме не одна главная пружина, а четыре, установленные попарно в два заводных барабана, которые расположены друг над другом и работают параллельно. Кларе использовал пружины уменьшенной высоты, чтобы снизить трение и тем самым улучшить производительность. Вся система накопления энергии обеспечивает работу механизма на протяжении 80 часов.
Но и это не все! Еще один патент был получен на устройство регулировки точности хода с микрометрической червячной передачей, открытое взору у отметки «8 часов». С его помощью можно изменять рабочую длину цилиндрической спирали и тем самым корректировать частоту колебаний баланса. Сам баланс из сплава бериллия и меди, а регулировочные винты — из золота 14К.
Кроме удивительной инженерии нельзя не отметить и совершенную архитектуру Maestoso. Стойки трехмерного механизма выполнены в стиле часов эпохи Людовика XVI, мосты ступенчатой формы характерны для часовых механизмов эпохи Карла X — такие приемы уже были опробованы Кларе в модели Soprano. Сочетание золотых шатонов с рубиновыми камнями и прозрачных верхних мостов подчеркивает высочайший класс исполнения. Нечасто случается, что часы такой сложности имеют такую яркую и качественно проработанную стилистику. Модель представлена в корпусе 44 мм в трех вариантах по 20 экземпляров каждый: из чистого розового золота или в комбинации с титаном, покрытым темно-серым PVD, а также из белого золота с титаном.
Maestoso — это, безусловно, величественная ода достижениям независимой часовой марки. За последние годы Christophe Claret превратилась из маленького ателье в известный мировой бренд с эксклюзивной дистрибуцией и ярко выраженными направлениями развития. Компания приобрела свой узнаваемый уникальный стиль, а изобретательности и личной харизме Кристофу Кларе, одному из лучших часовщиков современности, всегда было не занимать.
Christophe Claret Maestoso
Ref.: MTR.DTC07.060-080
Корпус: 44x52,11x13,59 мм из розового золота, сапфировое стекло, WR 30 м
Механизм: калибр DTC07 с ручным заводом и хронометровым спуском с поворотным рычагом покоя, устройство постоянной силы с промежуточной пружиной, цилиндрическая спираль, микрометрическая регулировка хода, системы защиты спуска от боковых ударов, частота работы баланса 14 400 пк/ч, 301 деталь (44 камня), запас хода 80 часов
Функции: часы, минуты
Циферблат: частично открытый механизм, серое периферийное кольцо с разметкой, стрелки из керамики с люминесцентным покрытием
Опубликовано в журнале "Мои Часы" №3-2014