Искусство & технологии

Vianney Halter Deep Space Tourbillon. Альтер Эго Вианне Альтера

На женевском Гран-При в 2013 году приз за инновации в часовом деле получила модель Deep Space Tourbillon от независимого часовщика Вианне Альтера. Это не первое официальное признание работ члена AHCI — в 2011 году Альтер получил в Женеве приз как лучший часовой мастер, а ровно 10 лет назад его Opus 3 для Harry Winston удостоился аналогичной награды — за лучшие инновационные часы.

На женевском Гран-При в 2013 году приз за инновации в часовом деле получила модель Deep Space Tourbillon от независимого часовщика Вианне Альтера. Это не первое официальное признание работ члена AHCI — в 2011 году Альтер получил в Женеве приз как лучший часовой мастер, а ровно 10 лет назад его Opus 3 для Harry Winston удостоился аналогичной награды — за лучшие инновационные часы. Турбийон Deep Space стал первым творением мастера за последние шесть лет — 50-летний француз нечасто радует своих поклонников новинками, однако каждый раз они становятся ярким событием.

Выпускник Парижской часовой школы Вианне Альтер любит Жюля Верна, Айзека Азимова, Рея Бредберри, а также сериал Star Trek

Выпускник Парижской часовой школы Вианне Альтер любит Жюля Верна, Айзека Азимова, Рея Бредберри, а также сериал Star Trek

От Антида Жанвье к Жюлю Верну
Вианне Альтер родился в Сюрене, пригороде Парижа, в 1963 году, и уже в возрасте 14 лет уехал учиться ремеслу в парижскую часовую школу в не самое радужное для швейцарской часовой отрасли время. После четырехлетнего обучения и успешного выпуска молодой мастер занялся обычной для начинающих часовщиков практикой — реставрацией антикварных настольных и карманных часов, а через несколько лет смог открыть свою собственную мастерскую, в которой продолжал заниматься восстановлением старинных механизмов.

Выпуклый корпус Vianney Halter Deep Space (9) Tourbillon напоминает космическую станцию из одноименного сериала

Выпуклый корпус Vianney Halter Deep Space (9) Tourbillon напоминает космическую станцию из одноименного сериала


В середине 1980-х мало кто из мастеров мог предположить, что его имя будет связано не с шедеврами прошлого, а с его собственными именными творениями.
Знаковое событие в жизни Альтера произошло в 1990 году. Талантливый часовщик того же поколения и однокашник по парижской школе Франсуа-Поль Журн пригласил Альтера присоединиться к его компании THA (Techniques Horlogeres Avancees) в Сен-Круа. Большие часовые марки потихоньку оживали и размещали в подобных небольших ателье заказы на разработку и создание новых сложных моделей: в THA Вианне Альтер создавал часы для Breguet, Audemars Piguet, Mauboussin, Franсk Muller и других. Сотрудничество двух французских гениев продолжалось не очень долго (как утверждают, во многом из-за неуживчивости характера обоих мастеров), и спустя 4 года Альтер прекратил свое сотрудничество с THA, основав в Сен-Круа свою собственную мануфактуру Janvier. Такое имя было выбрано в честь одного из самых талантливых и экстраординарных часовщиков в истории Антида Жанвье (1751-1835). На первых порах на Janvier продолжали заниматься субподрядом, однако рано или поздно желание яркого мастера выпускать неординарные часы под своим собственным именем должно было реализоваться.


Дебютные часы под брендом Vianney Halter увидели мир на шоу в базеле в далеком 1998 году. На создание Antiqua Perpetual Calendar, как и почти всех последующих часов, мастера вдохновили научно-фантастические романы Жюля Верна, древние научные приборы и морские хронометры XVII в. Для своего времени это были отчаянно смелые часы, совершенно не похожие ни на какие другие: на круглом корпусе асимметрично располагались четыре иллюминатора различного диаметра, в каждом из которых отображалась информация о времени и параметрах вечного календаря. Благодаря Antiqua и по рекомендации одного из самых авторитетных часовщиков современности Филиппа Дюфура, Альтер подал заявку на вступление в академию независимых мастеров AHCI и вскоре стал ее полноценным членом.
Важно отметить, что в разработке концепта Antiqua, который позволил Вианне Альтеру стать заметной фигурой в авангарде часовой механики, важную роль сыграл американский дизайнер Джеффри Барнс. Его смелые эскизы вдохновили Альтера на создание многоглазого прибора в стиле стимпанк. И в дальнейшем Альтер активно и открыто сотрудничал с различными дизайнерами, которые помогали часовщику воплощать новые смелые замыслы в реальный продукт со скрупулезным вниманием к каждой детали внешнего вида.


В 2001-м Вианне поучаствовал в позабытом ныне проекте Seven Masters под эгидой известного немецкого бренда Goldpfeil, входящего в могущественную в то же время люксовую группу Egana Goldpfeil. Фактически, это была альтернатива только появившейся франшизе Opus. Семь независимых мастеров взялись создать семь авангардных моделей, которые затем должны были быть выставлены на аукционах. При помощи французского дизайнера Паскаля Паже Альтер создал прямоугольные часы в белом золоте с прыгающим часом и фазами Луны. Формы корпуса, оформление циферблата и виды отделки Goldpfeil Vianney Halter Seven Masters Jump Hour перекликались с внешним видом фотокамер 50-х годов. Кроме этой модели, Альтер представил эволюцию концепта Antiqua в платиновом корпусе. На сей раз три различных циферблата, на которых он разместил часы-минуты, фазы Луны и термометр, практически превратились в три отдельных круглых корпуса, едва соединенных друг с другом.

Поднять якоря
Но широкую известность среди часовой публики Вианне Альтер приобрел после знаменитого и многострадального Opus 3 для Harry Winston, представленного на BaselWorld в 2003 году. Инициатор проекта и тогдашний глава часового направления Harry Winston Максимилиан бюссер предоставил полный карт-бланш Вианне, который привлек к работе все того же Паскаля Паже. Идея третьего «Опуса» заключалась в воссоздании связи между механическими аналоговыми часами и цифровой индикацией. Продолжая замысел Antiqua, творческий дуэт разместил на прямоугольном корпусе Opus 3 шесть иллюминаторов в два ряда. В каждой паре окошек должны были отображаться по 2 цифры часов, минут и даты. В базеле премьера произвела настоящий фурор, на все 25 моделей анонсированной серии были размещены заказы, а поздней осенью часы получили свой приз за инновации в Женеве. Однако позднее обнаружилось техническое несовершенство проекта — подобная многодисковая индикация требовала значительного одномоментного импульса энергии для нормального постоянного переключения индикаторов, при том, что корпус часов не выделялся своими размерами. То есть требовалось создание механизма постоянной силы, который смог бы мгновенно переключать все 6 дисков.
Из года в год поставка готовых часов откладывалась, поскольку прототипы не удовлетворяли требованиям надежности в эксплуатации. По ряду технических и организационных причин Альтер не мог довести идею до полноценного промышленного запуска. Третий Опус постепенно превратился в еще одну легенду отрасли, утопию высокой часовой механики. Как сказал один из руководителей Harry Winston: «Если бы это было легко сделать, мы вряд ли бы за это взялись».

Спуск и баланс находятся в титановой каретке турбийона, совершающей оборот за 40 секунд. Эта конструкция вращается, как на вертеле, вокруг второй оси, перпендикулярной оси внутреннего турбийона, совершая оборот за 6 минут. И, наконец, основа этой «колыбели» совершает полный оборот в плоскости механизма за 30 минут

Спуск и баланс находятся в титановой каретке турбийона, совершающей оборот за 40 секунд. Эта конструкция вращается, как на вертеле, вокруг второй оси, перпендикулярной оси внутреннего турбийона, совершая оборот за 6 минут. И, наконец, основа этой «колыбели» совершает полный оборот в плоскости механизма за 30 минут


Выход из патовой ситуации был найден в 2007 году, когда проект был с согласия Альтера отдан на аутсорсинг в знаменитое ателье Джулио Папи APRP — этакую палочку-выручалочку многих часовых авангардистов в Швейцарии. Сложный механизм был «доведен до ума» на тот момент директором по разработкам APRP Фредериком Гарино (к слову, автором Opus 8). В 2010 году мировые СМИ протрубили радостную весть: Opus 3 поступил к своим счастливым заказчикам, которые 7 лет терпеливо дожидались исправлений.
Тем временем, в 2006 году Вианне Альтер вместе со старым другом Жан-Франсуа Рюшонне, знакомым еще со времен Antiqua, представили миру еще один безумный проект, навеянный морской романтикой. Он получил название Cabestan из-за визуального сходства конструкции калибра с кабестаном — используемым в судоходстве механизме для передвижения груза, состоящим из вертикально установленного вала, на который при вращении наматывается цепь или канат, прикрепленные другим концом к передвигаемому грузу, например якорю. Архитектура Cabestan состояла из 4 основных барабанов, расположенных в плоскости, перпендикулярной корпусу. Один барабан с заводной пружиной соединен цепной фузейной передачей со вторым конусообразным барабаном, на котором также располагался цилиндрический индикатор запаса хода. На третьем барабане вращались два цилиндрических указателя для часов и минут, а четвертый с секундной индикацией сообщался с вертикальным турбийоном. Этот проект существует по сей день, успев пережить несколько инкарнаций, в частности под брендами Romain Jerome и Ferrari.

Сплошная задняя крышка титанового корпуса диаметром 46мм ничего не закрывает: весь трехмерный механизм размещен с лицевой стороны платины, окрашенной в глубокий черный цвет

Сплошная задняя крышка титанового корпуса диаметром 46мм ничего не закрывает: весь трехмерный механизм размещен с лицевой стороны платины, окрашенной в глубокий черный цвет

Колыбель человечества
После истории с Opus на Альтера обрушилась широкая, отчасти скандальная известность. Хотя мастер более других своих коллег сторонился всякой публичности, редко принимал участие в мероприятиях, неохотно давал интервью, предпочитая спокойно творить в своей уединенной мастерской.
По темпераменту (и даже внешне) Вианне Альтер похож на своего любимого композитора Сергея Рахманинова, яркого представителя позднего романтизма и символизма Серебряного века. Помимо эффектного дизайна и механики все проекты Альтера имеют глубинный смысл: так, вместе с друзьями Паскалем Паже и Жаном-Ивом Марие он основал марку НТО, в течение десяти лет скромно занимавшуюся выпуском... Железнодорожных хронометров, отдававших дань романтике приключений в стиле «прибытия поезда». По словам самого Альтера, ценность часов от независимого мастера не только в оригинальном замысле и идеальном исполнении, но и в запоминающейся «легенде», которую в идеале можно выразить одним предложением.
У Альтера все идет «в дело»: музыка, которую он слушает, книги, которые читает, даже телевизионные сериалы, в чем мастер не стесняется признаться. Будучи большим поклонником фантастики, в частности Азимова и Брэдбери, он всегда интересовался темой освоения космоса. Поэтому, когда в 2011 году в его руки попал спин-офф космической эпопеи «Стар Трек» под названием Deep Space Nine, все 180 серий этой телесаги были незамедлительно просмотрены.
Deep Space 9 — космическая станция, на которой происходят все события сериала, и стала прообразом будущих часов. Вианне мечтал создать объект, который человек хотел бы взять с собой в случае путешествия за пределы Земли, чтобы дать возможность другим цивилизациям получить представление об измерениях, в которых живет человечество. Осенью 2011 г. Работа над новыми часами закипела, а для воплощения концепта в жизнь был вновь приглашен дизайнер со стороны — на сей раз 37-летний швейцарец Джереми Сенгген из креативного швейцарского бюро Studio7h38.


Ключевым элементом Deep Spacе является трехосный турбийон, расположенный в самом центре крупного 46-мм титанового корпуса. Эту конструкцию Альтер любит называть «колыбелью» по аллюзии с известным высказыванием Циолковского. Спуск и баланс находятся на титановой каретке турбийона, совершающей один оборот за 40 секунд. В свою очередь эта конструкция вращается, как на вертеле, вокруг второй оси, перпендикулярной оси внутреннего турбийона, совершая оборот за 6 минут. И наконец основа этой «колыбели» совершает полный оборот в плоскости платины механизма за 30 минут. Платина под этой конструкцией выполнена в черном цвете, символизируя черную пустоту космоса.

В Deep Space (9) Tourbillon вся зрелищная система накрыта сапфировым куполом высотой в 9 мм при высоте корпуса 10 мм

В Deep Space (9) Tourbillon вся зрелищная система накрыта сапфировым куполом высотой в 9 мм при высоте корпуса 10 мм


Вокруг этого бесконечного механического балета расположилось серебристое кольцо циферблата с удивительно классической железнодорожной разметкой. Вдоль кольца скользят периферийные вороненые изогнутые стрелки часов и минут, чьи формы напоминают пилоны стыковочных доков Deep Space 9. Вся зрелищная система накрыта сапфировым куполом высотой в 9 мм при высоте корпуса 10 мм.
Вианне Альтер как всегда с обескураживающей откровенностью признает, что конструкция трехосного турбийона не несет никакой хронометрической нагрузки, да и удобство общего считывания времени на Deep Space весьма спорно. Deep Space — это скорее философский артефакт. «я хотел создать простое устройство, которое могло бы продемонстрировать любому разумному существу во селенной жизнь на Земле: три измерения, в которых мы существуем, плюс окружающее их четвертое — время».

Часы Vianney Halter Deep Space (9) Tourbillon

Vianney Halter Deep Space (9) Tourbillon
Корпус: 46 мм, высота 10 мм, из титана с куполообразным сапфировым стеклом (высота со стеклом 19 мм)
Механизм: калибр VH 113 с ручным заводом, центральный трехосный турбийон, частота работы баланса 21 600 пк/ч, 41 камень, запас хода 55 ч
Функции: часы и минуты с помощью периферийных изогнутых стрелок
Циферблат: периферийный опалиновый с минутной разметкой «железная дорога»
Ремешок: черный из кожи козла с вставками из кожи крокодила, откидная титановая застежка
Цена: 187 500 швейцарских франков (без НДС)

 

Опубликовано в журнале "Мои Часы" №1-2014

Новое на сайте

Восстановление пароля

Пожалуйста, введите ваш E-mail:

Вход
Регистрация Забыли пароль?