Часы Girard-Perregaux Constant Escapement L. M.
В этом году «дебютант» BaselWorld, мануфактура Girard-Perregaux, представила свой вариант механизма с устройством постоянной силы. Две последние буквы в названии модели — это дань уважения легендарному Луиджи Макалузо, основателю Sowind Group, безвременно ушедшему в октябре 2010 года.
В этом году «дебютант» BaselWorld, мануфактура Girard-Perregaux, представила свой вариант механизма с устройством постоянной силы. Две последние буквы в названии модели — это дань уважения легендарному Луиджи Макалузо, основателю Sowind Group, безвременно ушедшему в октябре 2010 года. Проект Constant Escapement был начат еще при нем, и теперь, спустя пять лет, ставший действующим экземпляром, символизирует начало новой эпохи в истории мануфактуры из Ла Шо-де-Фона.
НАСЛЕДИЕ ДЖИНО
Дом Girard-Perregaux — один из важнейших символов часового искусства Швейцарии, обладающий огромной известностью и великолепной репутацией во всем мире. И это во многом заслуга одного человека, Луиджи Макалузо, или Джино, как он сам предпочитал себя называть. Хотя официально мануфактура была основана в далеком 1791 году, ее самый успешный этап развития начался в 1992-м, когда марку приобрел Джино Макалузо, который очистил «зерна от плевел», бережно возродив и придав новое развитие лучшим достижениям двухсотлетней истории Girard-Perregaux.
На создание реально работающего серийного механизма у Girrard-Perregaux ушло 4 года
Это он, сам бывший гонщик, привнес в традиционную часовую механику понятие «спорт де люкс» (в том числе благодаря многолетнему успешному сотрудничеству с Ferrari). Это он стал одним из трех основателей Фонда Высокого часового искусства (FHH) совместно с Франко Колоньи и Жасмин Одемар. Он придумал знаменитую «виллу Маргарита» — дом приемов GirardPerregaux и один из лучших музеев часового искусства. Наконец, он достал из архивов и осовременил культовый механизм XIX века — турбийон с тремя видимыми золотыми мостами. В России это усложнение стало устойчивым выражением, символом, о котором слагали песни (в буквальном смысле). Наконец, он не просто возродил марку, а превратил ее в часть влиятельного холдинга Sowind Group, в который помимо Girard-Perregaux входит также бренд JeanRichard и собственное производство механизмов, обслуживающее не только свои, но и сторонние люксовые марки. Руководили компанией помимо Джино два его сына: Стефано и Массимо, так что часовая династия продолжалась.
Впечатляющий итог блистательной жизни. Правда, человеческой, а не часового бренда. Потому что многие были вынуждены признать, что в последние годы с Girard-Perregaux происходит что-то странное. Казалось, компания не могла решить, куда двигаться дальше, как правильно распорядиться накопленным за 90-е капиталом. Она постепенно уступала позиции другим более мотивированным брендам, причем даже в своей изначальной специализации — хронографах.
Еще при старшем Макалузо было ясно, что марке нужен рывок. И как ни модно сейчас ругать крупные концерны, именно таким рывком в итоге стала продажа Sowind Group французскому концерну PPR (летом переименованному в Kering).
В интервью, данному журналу в прошлом году (см. «Мои часы» No2, 2012), Стефано Макалузо уверял, что продажа Girard-Perregaux — это не акт отчаяния, а продуманная мера, чтобы предоставить марке новые финансовые и технические возможности. А также обещал, что самые интересные проекты, задуманные отцом, будут в ближайшее время реализованы и получат его имя. Так все и произошло.
Мосты мануфактурного калибра MVT-009100-0007 покрыты черным PVD, чтобы подчеркнуть инновационность концепта
БРЕМЯ ТРЕХ МОСТОВ
В середине 2012 года новым СЕО Sowind Group стал опытный менеджер Мишель Софисти, имевший опыт управления такими марками, как Swatch, Omega, Christian Dior, Gucci и даже Ferrari. Наряду с обновлением базовых моделей бренда, выпуском сильной спортивной коллекции, запуском обновленной рекламной и маркетинговой кампании он поставил задачу реализации амбициозного концепта, который мог бы стать новым флагманом бренда и вернуть внимание специалистов к Girard-Perregaux. И желательно, чтобы это была не еще одна интерпретация легендарного турбийона на трех мостах, а что-то принципиально новое, соответствующее высокому уровню конкуренции в современной часовой механике.
Внимание часовщиков GP было обращено на самый популярный часовой ребус последних лет — устройство постоянной силы. Напомним: суть задачи сводится к тому, чтобы обеспечить неизменный импульс на спуске вне зависимости от степени завода пружины. Задача сложная, но решаемая, причем возможностей решения существует разнообразное множество, что позволяет часовщикам проявлять фантазию и индивидуальность. Вариант, предложенный инженерами Girard-Perregaux, — один из самых оригинальных.
Спуск постоянной силы Constant Escapement
1. Пятое колесо, питающее энергией колеса спуска
2. Два колеса спуска с тремя зубьями на каждом, «заряжающие» лезвие
3. Кривая зуба колеса спуска с блокирующим фиксатором в конце
4. Кремниевая вилка, передающая постоянный импульс лезвия на баланс
5. Импульсный рычаг, управляющий положениями лезвия
6. Импульсный камень баланса, через который передается энергия на осциллятор
7. Балансовое колесо со спиралью, работающее на частоте 3 Гц
8. Кремниевое лезвие толщиной 14 мк, играющее роль микроаккумулятора энергии
9. Кремниевая пружина-рамка
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЕ ПРИКЛЮЧЕНИЕ
Впервые концепт Constant Escapement был анонсирован GP еще в 2008 году. Название, кроме буквального значения «постоянный спуск», обыгрывало имя одного из двух отцов-основателей мануфактуры Константа Жирара. Сама идея такой конструкции устройства постоянной силы появилась намного раньше, в 1996 году, при весьма забавных обстоятельствах. Ее автором является часовщик Николя Деон, работавший в то время в Rolex. Однажды Николя сидел на обычной станции и ждал обычный поезд, теребя в руках обычный билет. Поместив билет вертикально между указательным и большим пальцем, он нажал на него, и плотная бумага изогнулась буквой «С». Деон заметил, что если надавить на билет, то он оказывает сопротивление до определенного момента, после чего резко выгибается в противоположную сторону и принимает зеркальное предыдущему положение. При этом за счет упругости материала билет при переходе в новое положение выдает постоянный импульс силы. Эта идея получила название «потеря стабильности», так как билет переходит из одного стабильного положения в другое стабильное, а ключевым элементом для построения устройства постоянной силы на ее основе является квазистабильное положение билета — то положение билета в процессе перехода, когда достаточно малейшего усилия, чтобы он вновь резко занял крайнее положение.
Эта идея заинтересовала руководство Rolex, в экспериментальном отделе часового гиганта попробовали создать работающий прототип, а само изобретение запатентовали в 1999 году. Но добиться мало-мальски приемлемого результата не удалось, а камнем преткновения предсказуемо стало лезвие, в которое эволюционировал билет из железнодорожного опыта Николя Деона. Точнее сказать, материал, из которого оно было изготовлено (Rolex использовал сплав двух металлов), не обладал в полной мере необходимыми характеристиками для получения стабильного импульса. Да и, откровенно говоря, сложно представить себе часы Rolex с таким ноу-хау. Поэтому концепт был благополучно отправлен в архив без особых, как казалось, перспектив.
Но в середине нулевых Деон перешел на работу в Girard-Perregaux и поделился своей идеей с главой отдела R&D Стефаном Эсом. Эс с энтузиазмом взялся за реализацию этого проекта, сделав ставку на набирающий популярность в часовом мире кремний. Помимо широко известных качеств кремния, таких как антимагнитность и отсутствие необходимости в смазке, этот материал характеризуется высоким пределом упругости и отсутствием эффекта усталости. Другими словами деформация кремниевых деталей, вызванная механическим напряжением, полностью исчезает после снятия нагрузки, а многократное повторение нагрузок не приводит к внутренним повреждениям деталей. Эти свойства идеально подходили для создания ключевого элемента устройства постоянной силы Girard-Perregaux. Доведение концепта до рабочего состояния, наслоившееся на значительные перемены в руководстве компании, отложили на четыре года.
На каждом колесе спуска из чистого никеля расположено по три зуба с фиксаторами на конце
ПРИНЦИП ДЕЙСТВИЯ
Главной отличительной чертой устройства постоянной силы Girard-Perregaux является его интегрированность в спуск. В отличие от традиционных дополнительных конструкций, например фузеи или ремонтуара постоянной силы, Constant Escapement не выравнивает импульс, передаваемый колесной системой, до спуска, а взаимодействует непосредственно с балансом. Его работа мгновенна и непрерывна.
Ключевым элементом Constant Escapement является микроаккумулятор энергии — кремниевая рамка-пружина в форме крыльев бабочки с рассекающим ее по горизонтали лезвием толщиной в 14 микрон (0,014 мм, 1/6 толщины человеческого волоса). На этом лезвии находятся две точки соприкосновения с импульсным рычагом (аналог анкерной вилки в традиционном спуске) и маленькая вилка посередине. Этот сложный элемент является монолитной деталью и производится с помощью технологий фотомануфактуры (LIGA), в частности глубокого ионного травления DRIE. Ее создание стало возможным благодаря тесному сотрудничеству Girard-Perregaux с институтом CSEM из Невшателя, традиционному партнеру швейцарских часовщиков в вопросах разработки и производства сложных кремниевых деталей.
Эта кремниевая деталь взаимодействует в кинематической схеме работы спуска с двумя элементами: импульсным рычагом, который меняет ее положения (то есть переводит билет из одного С-положения в другое) с помощью двух широко расположенных плечей и импульсным камнем на балансе, которому она передает постоянный импульс при переходе в зеркальное положение. Импульсный рычаг с помощью двух рубиновых паллет взаимодействует с двумя колесами спуска, количество и расположение которых обеспечивает строгую симметрию и энергетическое равновесие всей системы. На каждом колесе спуска, изготовленном, как и импульсный рычаг, из чистого никеля, находится по три зуба необычной формы. Каждый зуб имеет плавный подъем, в конце которого расположен запорный фиксатор.
Сферический дифференциал, связывающий заводные барабаны
Хотя вся конструкция выглядит достаточно громоздко, решение задачи устройства постоянной силы в Constant Escapement очень элегантно. Изначально кремниевое лезвиепружина, управляемое импульсным рычагом, изгибается в форме буквы S, то есть «заряжается». Во время колебания балансового колеса закрепленный на нем импульсный камень проходит через маленькую кремниевую вилку на лезвии, соединенную с импульсным рычагом. В момент контакта баланс инициирует переход лезвия в другое крайнее зеркальное S-положение. При этом лезвие в процессе мгновенного перехода передает с помощью вилки импульс силы на баланс.
Два параллельных барабана с двумя пружинами в каждом обеспечивают механизму неделю автономной работы. Общая длина пружин — 3 метра
После того как баланс получил свой толчок, импульсный рычаг совершает качение, освобождаясь от одного колеса спуска и переходя к взаимодействию с другим. Кривая зуба колеса спуска давит на палету импульсного рычага, и он начинает возвращать кремниевое лезвие в предыдущее стабильное S-состояние. И перед самым «прыжком» лезвия импульсный рычаг блокируется фиксатором на зубе колеса спуска. В этот момент лезвие находится в том самом промежуточном положении, когда достаточно малейшей толики для перехода в крайнее стабильное положение при контакте импульсного камня баланса с кремниевой вилкой.
Важно заметить, что если в традиционной конструкции колесо спуска передает энергию от колесной системы балансу через анкерную вилку, в Constant Escapement оно (то есть, оба колеса) выполняют совсем другую функцию. С помощью энергии колесной системы они обеспечивают перевод S-образного лезвия из крайнего стабильного состояния в квазистабильное, в котором ему необходимо минимальное количество энергии от баланса для совершения прыжка и выдачи импульса на баланс. Оба колеса спуска, вращающиеся в разные стороны, «питаются» от пятого колеса. Еще одной особенностью Constant Escapement является получение балансом импульса при колебании в обе стороны, в отличие от альтернативных конструкций устройств постоянной силы. При этом импульс всегда одинаков и не зависит от завода основной пружины.
Колесо переключателя обеспечивает вращение барабанов с основными пружинами в нужную сторону
МОСТЫ В БУДУЩЕЕ
Чтобы подчеркнуть эффективность работы устройства постоянной силы, механизм Constant Escapement был оборудован двойным барабаном, обеспечивающим недельный запас хода. Линейный индикатор запаса хода на циферблате также должен символизировать стабильность показаний прибора. А они впечатляют: за недельный срок автономной работы калибр обеспечивает максимальные 2 секунды суточной погрешности и экстремально постоянную амплитуду колебаний баланса, варьирующуюся в пределах от 220° до 225°, то есть не более 5° в течение недели. Механизм работает на частоте 21 600 пк/ч, или 3 Гц, что соответствует количеству зубьев на колесах спуска.
Механизм Constant Escapement с устройством постоянной силы состоит из 271 детали
Вся конструкция спуска является модульной, то есть предполагает возможность легкого доступа для ремонта и обслуживания. Даже на первый взгляд видно, что Girard-Perregaux имеет долгосрочные планы на Constant Escapement. Мануфактура не собирается останавливаться на разовом концепте, а будет продолжать работу по усовершенствованию конструкции (например, увеличению частоты баланса) и внедрению ее в различные коллекции.
Для презентации столь роскошного механизма Girard-Perregaux выбрал крупный корпус из белого золота, стремясь сделать часы и технологичными, и современными, но при этом не строить «космические корабли» и сохранить формы классических наручных часов, в свое время прославившие марку. Внушительный диаметр 48 мм при высоте 14,63 мм можно объяснить стремлением в «пилотном запуске» во всей красоте продемонстрировать спуск постоянной силы, принеся в жертву эргономичность. Стоит надеяться на дальнейшее уменьшение размеров до более удобных.
Моноблочная кремниевая пружина-микроаккумулятор изготовлена по технологии фотомануфактуры (LIGA)
Естественно, спуск солирует на пространстве циферблата, занимая всю его нижнюю часть. Удерживается устройство постоянной силы знаменитыми тремя мостами, которые для придания эффекта инновационной технологичности покрыли черным PVD. В верхней части циферблата расположился относительно небольшой указатель часов и минут, а секундная стрелка с ярким красным наконечником занимает центральное место всей композиции.
Первый коммерческий выпуск Girard-Perregaux Constant Escapement будет лимитирован десятью экземплярами, и хочется надеяться, что это лишь начало большой и интересной коллекции. Ведь для Girard-Perregaux Constant Escapement не просто концепт, а настоящий манифест «Мы снова в большой игре!».
Girard-Perregaux Constant Escapement
Ref. 93500-53-131-BA6C
Корпус: диаметр 48 мм, высота 14,63 мм из белого золота, сапфировое стекло и задняя крышка, WR 30 метров
Механизм: калибр MVT-009100-0007 с ручным заводом, частота работы баланса 21 600 пк/час, запас хода 7 дней, 2 заводных барабана, 28 камней, спуск постоянной силы непосредственного воздействия
Функции: часы, минуты, секунды, линейный указатель запаса хода
Циферблат: серебристый периферийный с граненой структурой
Ремешок: из крокодиловой кожи, откидная застежка из белого золота
Лимит: 10 экземпляров
Цена: 6 400 000 руб.
Опубликовано в журнале "Мои Часы" №5-2013