Искусство & технологии

Jaeger-LeCoultre. Master Grande Tradition Gyrotourbillon 3 Jubilee

В 2013 году мануфактура Jaeger-LeCoultre отмечает несколько юбилеев. В первую очередь, конечно же, 180 лет со дня основания, что уже привело в радостное возбуждение часовых коллекционеров.

Легкое дыхание
В 2013 году мануфактура Jaeger-LeCoultre отмечает несколько юбилеев. В первую очередь, конечно же, 180 лет со дня основания, что уже привело в радостное возбуждение часовых коллекционеров. Но кроме того, в этом году увидел свет юбилейный десятый релиз серии Hybris Mechanica, который по всем показателям претендует на центральное место самой рафинированной коллекции.

ДЕСЯТАЯ ГЛАВА
На мануфактуре Jaeger-LeCoultre в Ле-Сентье любят производить подсчеты. 1000 часов теста. 1600 квадратных метров производственных площадей. Около 1100 сотрудников, из которых половина — высококвалифицированные технические мастера и художники. Они вместе отвечают за 180 различных часовых специализаций, собранных под одной крышей фабрики. А всего над часами, создаваемыми в стенах Jaeger-LeCoultre, производится 3331 операция — от вытачивания базовой заготовки до технического контроля. Между прочим, с 1833 года мануфактура произвела на свет 1242 калибра, включая Calibre 176, установленный в Gyrotourbillon 3.

Сферическая спираль, посредством окисления получает стильный вороненый цвет, напоминающий кремний

Сферическая спираль, посредством окисления получает стильный вороненый цвет, напоминающий кремний

Делается это вовсе не из-за синдрома навязчивых состояний, а потому что все приведенные цифры демонстрируют огромные усилия, которые стоят за каждым маленьким прибором на кожаном ремешке. Чтобы узнать все о часах Jaeger-LeCoultre, стоит съездить на мануфактуру. Там вам покажут шаг за шагом, как они создаются, лично познакомят с каждым мастером, чтобы объяснил, почему это сделано так, а не иначе. Особенно если речь идет о моделях Hybris Mechanica, что переводится с греческого как «дерзкая механика». Сегодня серия является, по сути, прямой подсказкой для коллекционера, на какие модели стоит обратить внимание. В будущем она наверняка станет основой классических учебников часового дела. В этом Hybris Mechanica отличается от таких проектов, как Opus, и других «сериальных» концептов, которые задуманы по принципу «каждый раз как первый»: новый замысел, новая задача, неожиданная и эффектная развязка, не связанная логикой с другими релизами проекта. Тогда как Hybris Mechanica рассказывает одну историю, где каждая следующая глава это новый поворот сюжета, новый ключ в поисках вожделенного клада — идеального часового механизма. Первый шаг был сделан в 2003 году, когда мануфактура суммировала многолетний опыт в изготовлении вечных часов в настольной модели Atmos Mysterieux. Через год увидел свет Master Gyrotourbillon 1 — в калибре 177, состоящем из 697 деталей, были объединены вечный календарь, индикатор запаса хода, уравнение времени и трехмерный турбийон с двумя каретками. Далее последовали: Reverso grande complication a triptyque (2006), Master Compressor Extreme Lab 1 (2007), Reverso Gyrotourbillon 2 (2008), Duometre a Grande Sonnerie (2009), Master Grande Tradition Grande Complication (2010), Reverso Repetition Minutes a Rideau (2011) и, наконец, в 2012 году Duometre a Spherotourbillon. И десятая модель серии, объединившая трехмерный турбийон с аналого-цифровым хронографом, служит достойным завершением учебника. Во всяком случае, его первого тома.

Корпус изготовлен из ультрабелой платины, которая не пожелтеет с годами, рант и ушки полированные, боковая поверхность корпуса сатинированная. Пуск, остановка и обнуление хронографа осуществляются единственной кнопкой, расположенной у отметки 2 часа

Корпус изготовлен из ультрабелой платины, которая не пожелтеет с годами, рант и ушки полированные, боковая поверхность корпуса сатинированная. Пуск, остановка и обнуление хронографа осуществляются единственной кнопкой, расположенной у отметки 2 часа

ЧЕТЫРЕ ДНЯ ИЗ ЖИЗНИ МЮРИЭЛЬ
Главный вклад новой модели в историю Hybris Mechanica — абсолютно новая спираль сферической формы. В отличие от заимствованной у классических морских хронометров цилиндрической спирали, работающей в Gyrotourbillon 2 и Duometre a Spherotourbillon, этот волосок не имеет исторических аналогов и изготавливается по уникальной технологии.
Но вернемся ненадолго к турбийону. Даже преданные поклонники Jaeger-LeCoultre в последнее время начали путаться в его приставках. Действительно, на слух трудно понять, в чем разница между «сферо» и «жиро». Парадоксально, но именно в прошлогоднем Duometre a Spherotourbillon турбийон как раз и не был сферическим: у него была всего одна каретка, которая, правда, выписывала сложные зигзаги в пространстве (см. журнал «Мои часы» 4/2012). Зато концепция Gyrotourbillon от первого к третьему практически не изменилась. Это все те же две каретки, внутренняя совершает полное вращение за 24 секунды (то есть 2,5 оборота в минуту, заданных кинематикой баланса 3Гц), скорость внешней составляет ровно 1 оборот в минуту. Обе каретки сделаны из алюминия с помощью новейших CNC-машин: процесс вытачивания одной каретки из металлического цилиндрика занимает всего 8 минут. Благодаря легкости алюминия вес всего модуля турбийона составляет 0,43 грамма, включая золотой баланс и сферическую спираль. Вот тут и начинается самое интересное. Как известно, цилиндрическая спираль Арнольда (названая так по имени своего изобретателя Джона Арнольда) обеспечивает концентричность сокращений, а ее центр тяжести не смещается при изменении положения баланса в пространстве. Но ее установка в наручных часах долгое время считалась нереальной, о чем с сожалением признавались в своих трудах лучшие часовые умы Европы. Конструкция сферической спирали, чьи колебания еще более строго концентричные, теоретически рассматривалась мастерами прошлого, но была решительно отметена как «безумная и нереализуемая» (F.J. Britten.The Watch and Clock Maker's Handbook, Лондон, 1922 г.).

Эскиз Gyrotourbillon 3, сделанный Янеком Делешкевичем, затем поступает в отдел компьютерного дизайна, где создается точная 3D-анимация модели в программе, аналогоичной той, что использовалась в фильме «Пираты Карибского моря»

Эскиз Gyrotourbillon 3, сделанный Янеком Делешкевичем, затем поступает в отдел компьютерного дизайна, где создается точная 3D-анимация модели в программе, аналогоичной той, что использовалась в фильме «Пираты Карибского моря»


В Jaeger-LeCoultre (совместно с A. Lange & Sohne) нашли оригинальное решение. Волосок навивают на наполненный воздухом шарик из особого полимера. После того как спираль примет фиксированную форму, шарик аккуратно прокалывают, сдувают и затем столь же деликатно вытаскивают между витков. Сферическая спираль получается жестче и короче цилиндрической: всего 10 витков толщиной 0,3 мм против 12 у предыдущей, поэтому ее центр тяжести более устойчивый. Во время работы возникает реальное ощущение, что спираль «дышит». В Jaeger-LeCoultre уверяют, что и без «жиротурбийона» точность хода сферического баланса была бы исключительной. Сейчас погрешность хода составляет всего 0,5 секунды в сутки.
Производство самой сферической спирали занимает два дня. Потом она поступает в распоряжение Мюриэль Джоб — энергичной дамы с короткой стрижкой, которая занимается самой сложной операцией: закреплением спирали в балансе.


Мюриэль собирает балансы более двадцати лет, но сейчас, по ее признанию, выполняет самую трудную работу, поскольку у сферического волоска свободный кончик не имеет стандартной кривой Филипса, и совмещать концы каждый раз приходится на глаз, вручную, глядя в микроскоп с 20-кратным увеличением. На то чтобы идеально сопоставить кончики спирали, у мастера уходит целый рабочий день. А всего, чтобы собрать один баланс Gyrotourbillon 3, ей требуется четыре дня, что фактически является рабочей неделей Мюриэль Джоб.
Но теперь сердце механизма равномерно бьется и готово оживить Calibre 176.

Каретка Gyrotourbillon 3 не закреплена верхним мостом
1. Балансовое колесо из золота 14К, обработанного окислением
2. Регулировочные грузы
3. Фиксированное колесо внутренней каретки, совершающей оборот за 24 секунды
4. Мост спуска
5. Балансировочный винт внутренней каретки
6. Фиксированное колесо внешней каретки, совершающей оборот за 60 секунд

НА ПЕРЕКРЕСТКЕ ДВУХ ОСЕЙ
Компоновка механизмов класса Grande Complication на мануфактуре JaegerLeCoultre это сама по себе целая эпическая поэма в стиле «Песни огня и льда» Джорджа Мартина. За «огонь» выступает креативный директор Янек Делешкевич, а за «лед» глава отдела продукции Стефан Бельмон. Пока дело дойдет до проектировщиков с их реалистичным 3D-программами, будет порван не один бумажный эскиз. Сам господин Бельмон конфиденциально показал первый рабочий проект Gyrotourbillon 3. Ничего общего с финальным результатом.
Задача состояла в следующем: совместить трехмерный турбийон, индикацию времени и хронограф без ущерба наглядности каждого. Как и в Duometre a Spherotourbillon, было принято решение разнести все индикации по независимым циферблатам, расположив их на смещенных от центра корпуса осях. Вертикальная ось это указание времени и турбийон, горизонтальная — хронограф и индикатор времени суток. Но если в «сферотурбийоне» дополнительную ось образовывали второй часовой пояс и боковая секундная стрелка, которым было достаточно и маленьких дискретных счетчиков, то с хронографом так не поступишь. Он должен играть не менее важную роль в механизме, чем турбийон, к тому же требует немаленького модуля, который тоже надо где-то расположить.

Система цифрового счетчика минут хронографа заимствована у Master Compressor Extreme Lab 2, но стала в 2 раза быстрее: смена показаний занимает 0,5 секунды

Система цифрового счетчика минут хронографа заимствована у Master Compressor Extreme Lab 2, но стала в 2 раза быстрее: смена показаний занимает 0,5 секунды


На помощь был призван весь опыт предыдущих моделей мануфактуры. Секундный счетчик хронографа увеличился настолько, что частично закрыл собой циферблат текущего времени, а справа в нем было прорезано окно с двойным дисковым счетчиком минут, позаимствованным у Master Compressor Extreme Lab 2. Причем его показатели улучшились: в предыдущем модуле по достижении секундной стрелкой отметки «60», поворот диска занимал 1 секунду, а теперь время «прыжка» сократилось вдвое.
Все операции с хронографом осуществляются единственной кнопкой у отметки «2 часа». Чтобы разместить затратный модуль хронографа с цифровым счетчиком, в Jaeger-LeCoultre использовали «облегченную версию» еще одной своей знаменитой системы — Dual Wing. Для этого турбийон был смещен от «9 часов» в нижнюю часть циферблата, освободив в верней части корпуса место для отдельной передачи от заводного барабана на хронограф (с вертикальным зацеплением, и в просвете между счетчиками можно видеть колонное колесо). Но в отличие от двукрылой системы, два независимых барабана здесь расположены один под другим и для удобства заводятся общей головкой.
Эта компоновка позволила разместить столь сложный механизм в корпусе разумных размеров: 43,5 мм в диаметре и 15,5 в высоту.

Застежка с механизмом подстройки состоит более чем из 100 деталей

Застежка с механизмом подстройки состоит более чем из 100 деталей

СТУК МОЛОТОЧКА
Не случайно в названии модели присутствует слово «юбилейный». Часы, выпущенные в год 180-летия мануфактуры, какими бы они ни были революционными и современными, просто обязаны демонстрироваться связь с историей Jaeger-LeCoultre.
Эта связь проявилась в карманных часах «Хантер» с механизмом 19/20 RMCSQ, изготовленных жаком-Давидом ле Культром, внуком основателя мануфактуры, в 1895 году. Механизм оснащен индикацией вечного календаря с фазой Луны, минутным репетиром и хронографом. Сами часы в идеальном состоянии хранятся в музее мануфактуры.
Многие элементы этого шедевра механики XIX века можно найти и в Gyrotourbillon 3: начиная от строго белого эмальерного циферблата текущего времени с тонкой минутной разметкой «железной дорогой» до указателя времени суток, в точности повторяющего лунный диск карманной модели. Но самая удивительная находка мастеров мануфактуры, которая заставила, в данном случае, и отдел финишной обработки забыть о приевшихся стандартах, — это потрясающая по красоте гравировка martelage, или «молочение». Название говорит само за себя: берется тонкое зубило, маленький молоток, и на поверхности мостов и платины, а также на солнечной стороне диска времени суток выбиваются частые мелкие щербинки, с первого взгляда напоминающие жемчужное зернение. Работа очень кропотливая и действительно ручная — автоматический молоток тут не подойдет, только мастер может почувствовать необходимую силу удара и угол наклона.

Циферблат и платина механизма Calibre 176 покрыты узором martelage, заимствованным у карманных часов, изготовленных ЖакомДавидом ле Культром в 1895 году

Циферблат и платина механизма Calibre 176 покрыты узором martelage, заимствованным у карманных часов, изготовленных ЖакомДавидом ле Культром в 1895 году


Всего калибр 176 состоит из 592 деталей, из которых 112 приходятся на модуль турбийона. Корпус из ультрабелой платины, которая не пожелтеет с годами, собран еще из 42 компонентов. А последний сюрприз ждет обладателя Gyrotourbillon 3 там, где его меньше всего можно ожидать — в застежке, которая состоит из более чем 100 (!) деталей. Она сама представляет собой сложный механизм, который позволяет прямо на руке подгонять часы по запястью с точностью до миллиметра.
Модель, ограниченная 75 экземплярами, кроме принадлежности к Hybris Mechaniсa, относится и к юбилейной серии Tribute to Antoine LeCoultre, куда также входят Grande Tradition Tourbillon Cylindrique a Quantieme Perpetuel Jubilee и Master Ultra Thin Jubilee. Основатель мануфактуры в Ле-Сентье несомненно обрадовался бы такому подарку.

Часы Jaeger-LeCoultre Master Grande Tradition Gyrotourbillon 3 Jubilee


Jaeger-LeCoultre Master Grande Tradition Gyrotourbillon 3 Jubilee
ref.
503 64 20
Корпус: 43,5х15,5 мм из ультрабелой платины, сапфировое стекло и задняя крышка, WR 50 метров
Механизм: Calibre 176 с ручным заводом, высота 11,5 мм, частота работы баланса 21 600 пк/час, запас хода 48 часов, 2 заводных барабана, сферическая спираль, парящий турбийон с двумя каретками, платина покрыта узором «молочение»
Функции: часы, минуты, указатель времени суток, хронограф с цифровым 60-минутным счетчиком
Циферблат: опалиновый циферблат часов и минут, вороненые стрелки «дофин», циферблат хронографа c узором «солнечные лучи», индикатор времени суток покрыт узором «молочение» и голубым лаком
Ремешок: из крокодиловой кожи, застежка из белого золота с запатентованной системой подстройки
Лимит: 75 экземпляров
Цена: 446 000 евро

 

Опубликовано в журнале "Мои Часы" №4-2013

Новое на сайте

Восстановление пароля

Пожалуйста, введите ваш E-mail:

Вход
Регистрация Забыли пароль?