Искусство & технологии

Vacheron Constantin 1972 Prestige. Божественная иррациональность

В V веке до нашей эры великий скульптор и архитектор периода высокой классики Фидий в процессе реконструкции фриза Парфенона впервые применил в искусстве оптический эффект, основанный на пропорции «золотого сечения».

В V веке до нашей эры великий скульптор и архитектор периода высокой классики Фидий в процессе реконструкции фриза Парфенона впервые применил в искусстве оптический эффект, основанный на пропорции «золотого сечения». Через двадцать пять столетий Жак Кеттерер, глава женевской мануфактуры Vacheron Constantin, использовал «золотое сечение» в часовом искусстве. Получившаяся модель в асимметричном корпусе оказалась столь же гармонична и совершенна, как античные статуи.

ПРОПОРЦИЯ ФИ
Открытая древними греками золотая пропорция описывает деление отрезка на две неравные части, при котором отношение большей части к меньшей равно отношению всего отрезка к его большей части. Отношение это составляет 1,618033988749 — иррациональное алгебраическое число, получившее в математике имя «фи» в честь скульптора Фидия.


Считается, что «золотое число» фи лежит в основе пропорций таких знаменитых архитектурных сооружений, как пирамида Хеопса, храм Помпеи, храм фараона Сети в Абидосе, гробницы Тутанхамона и, конечно, фасада афинского Парфенона. Но впервые теоретическую базу для использования золотого сечения в искусстве создал великий Леонардо да Винчи, который называл его не иначе как «божественной пропорцией». Вслед за Леонардо многие художники и скульпторы вводили в свои произведения пропорцию фи, а в 1835 году она получила всем известное имя — золотое сечение, данное немецким математиком Мартином Омом (в честь брата которого, физика Георга Ома, названа единица сопротивления).
В двадцатом веке с активным развитием наук и искусств золотое сечение нашло новое, неожиданное применение. Например, в 1925 году Сергей Эйзенштейн впервые использовал принцип золотой пропорции в кинематографе: он разбил фильм «Броненосец Потемкин» на пять частей с соотношением по длительности действия на корабле к действию, развивающемуся в Одессе, равному числу фи.
По тому же принципу построил свою великую гангстерскую сагу Фрэнсис Форд Коппола. В его «Крестном отце» часть, показывающая жизнь семьи Корлеоне до стрельбы Майкла в ресторане и бегства на Сицилию, и часть, повествующая о возвращении Майкла и превращении его в крестного отца, соответствуют золотой пропорции. Поэтому почти трехчасовой фильм смотрится на одном дыхании.
Премьера «Крестного отца» состоялась в марте 1972 года. Фильм, снятый за 6 миллионов долларов, в прокате собрал 268 миллионов. А в это время в отеле Ritz в Париже президент Vacheron Constantin Жак Кеттерер получал из рук министра пропаганды «Диплом Престижа», самую почетную награду Франции в области люксовой продукции, за другое творение, построенное на золотой пропорции, — уникальные в своем роде наручные часы.

Пропорция золотого сечения была применена при реконструкции самого афинского Парфенона...

Пропорция золотого сечения была применена при реконструкции самого афинского Парфенона...

СМАХНУТЬ ПЫЛЬ СТОЛЕТИЙ
Семидесятые, наступившие за бурлящими шестидесятыми, перевернувшими устои ханжеского буржуазного мира, были полны надежд на лучшее. Анжелу Дэвис освободили. В Чили пришло к власти социалистическое правительство Сальвадора Альенде. Появилась первая в мире домашняя игровая приставка Magnavox Odyssey, а также первые игровые автоматы Pong от Atari. Джон Леннон и Йоко Оно записали свой последний политический альбом Some Time in New York City, а Дэвид Боуи создал персонажа Зигги Стардаста, выжившего после нашествия марсиан.

... а также при создании статуй, украшавших его фасад: скульптор Фидий применил пропорцию 1,61

... а также при создании статуй, украшавших его фасад: скульптор Фидий применил пропорцию 1,61


Вот только швейцарская часовая индустрия переживала тяжелый и депрессивный период своей истории: со всех ключевых рынков ее продукцию практически вытеснили американские и японские часы. Покупатели, раньше отдававшие предпочтение престижу и качеству, теперь решительно делали выбор в пользу выгоды. Оставался лишь один выход — предложить нечто исключительное с эстетической точки зрения. Этот путь и выбрала старейшая женевская фирма Vacheron Constantin.
Тут надо ненадолго вернуться в прошлое. Период между двумя мировыми войнами в тридцатые годы также был нелегким для часовых производителей. Мир охватила финансовая рецессия, продажи часов падали, и наилучшим выходом для многих компаний стало объединение с целью оптимизировать производство, каналы продаж и снизить расходы. Такое решение приняли представители компаний Vacheron Constantin и Jaeger-LeCoultre — 1 сентября 1938 года обе фирмы объединились в общество SAPIC (La Societe anonyme de produits industriels et commerciaux). Одним из тех, кто подписал договор, был коммерческий директор Jaeger-LeCoultre Жорж Кеттерер, вошедший после слияния в состав руководства Vacheron Constantin.


Для последней сотрудничество было определенно выгодным. Ведь JaegerLeCoultre (сама появившаяся всего годом ранее благодаря слиянию мануфактуры LeCoultre в Ле-Сентье и парижской фирмы Эдмона Жеже) была на тот момент процветающим предприятием с развитым производством и запатентованными технологиями, которые отныне могли использоваться и для нужд Vacheron Constantin. Например, калибр 1003, самый тонкий механизм в мире, представленный Vacheron Constantin в 1955 году в честь 200-летия фирмы, базировался на миниатюрном калибре JLC, разработанном еще в 1929 году.

В 1972 году Джон Леннон и Йоко Оно записали свой последний политический альбом Some Time in New York City

В 1972 году Джон Леннон и Йоко Оно записали свой последний политический альбом Some Time in New York City


Во время и после окончания Второй мировой войны Жорж Кеттерер начал приобретать все большее влияние в Vacheron Constantin. В 1945 он занимает в совете директоров компании кресло умершего в июле Поля Лебе. С этого момента Кеттерер в основном фокусируется на развитии только одной компании, а не всего холдинга, что стало поворотным моментом в истории Vacheron Constantin.
Жорж Кеттерер решил серьезно осовременить мануфактуру. До этого Vacheron Constantin продолжала специализироваться на карманных и настольных часах, а на циферблатах указывалась маркировка ancienne maison, то есть «старинный дом».

Дэвид Боуи создал Зигги Стардаста

Дэвид Боуи создал Зигги Стардаста

Кеттерер смахнул с него вековую пыль. Первым делом он полностью модифицировал производство, заменив устаревшие токарные, фрезерные и сверлильные станки на самые современные электрические. Затем он убрал упоминание о «старине» с циферблатов, оставив только надпись Vacheron Constantin Geneve. Наконец, особое внимание Кеттерер начал уделять дизайну часов, активно экспериментируя с новыми материалами корпуса.

Фрэнсис Форд Коппола снял первую часть фильма «Крестный отец»

Фрэнсис Форд Коппола снял первую часть фильма «Крестный отец»


Так, в 1945 году Vacheron Constantin стала первой фирмой, выпустившей часы в корпусе из алюминия — к Кеттереру обратился крупнейший поставщик этого металла, потерявший заказы с окончанием войны. Модель весом всего 19,6 грамма вызывала фурор в Европе. Тем временем регулярными клиентами женевского бутика Vacheron Constantin стали коронованные особы: принцесса Елизавета Английская по случаю свадьбы в 1947 году с лейтенантом Филипом Маунтбаттеном получила в подарок от швейцарской Конфедерации платиновые часы-браслет, король Таиланда Бумибол в 1951 году приобрел 48 наручных часов Vacheron Constantin, в том же году бельгийский король Леопольд заказал две пары золотых часов. В те годы клиентами Vacheron Constantin становятся король Эфиопии Хайле Селассие, египетский король Фарук, иранский шах и японский наследный принц Акихито.

Карманные часы с сапфирами (1940)

Карманные часы с сапфирами (1940)


В 1953 году художники Vacheron Constantin впервые попробовали силы в создании прямоугольного наручного корпуса. Была представлена модель Cioccolatone («шоколад») со слегка закругленными концами. На основе этого дизайна уже в наше время, в 2003 году, появилась коллекция Toledo.
Слава Vacheron Constantin росла, компания представляла все больше новых собственных механизмов, исключительных по точности и функциональности, и в 1965 году Кеттерер на волне успеха решился на смелый шаг — выйти из состава SAPIC. Таким образом, накануне «кварцевого кризиса» Vacheron Constantin вновь оказалась в одиночестве.

Реклама конца 40-х, выполненная Ade

Реклама конца 40-х, выполненная Ade

ТРАПЕЦИЯ ПОСТМОДЕРНИЗМА
Жорж Кеттерер скончался в 1969 году, когда консорциум Hamilton-Buren-Bulova-Dubois Depraz представил первый механизм автоматического хронографа Calibre 11, фабрика Zenith создала калибр El Primero, работавший с частотой 36 000 пк/час, а Seiko презентовала первые кварцевые часы Astron.

Уникальные часы Kallista (1979), изготовленные по дизайну Раймонда Моретти

Уникальные часы Kallista (1979), изготовленные по дизайну Раймонда Моретти


Его место занял сын Жак, которому на тот момент исполнилось 38 лет. Жак Кеттерер скептически отнесся к кварцевой технологии, исходя из простой предпосылки: с конца 60-х ситуация в мире становилась более стабильной, европейская экономика активизировалась, и, как следствие, люди больше мечтали не об экономии, а о роскоши. Поэтому главную ставку новый директор решил сделать на филигранность ручной работы, исключительное качество и новаторский дизайн. Первая же разработанная под руководством Кеттерера модель завоевала награду Prestige de la France, доказав его правоту. Между прочим, Vacheron Constantin стала первой швейцарской мануфактурой, удостоенной этого знака отличия.

Диплом Prestige de la France, полученный Жаком Кеттерером от министерства пропаганды Франции 23 июня 1972 г.

Диплом Prestige de la France, полученный Жаком Кеттерером от министерства пропаганды Франции 23 июня 1972 г.


У Vacheron Constantin был богатый опыт в создании многогранных часов в стиле ар-деко, но, чтобы придумать асимметричный наручный корпус в духе нового времени, Кеттереру потребовалось пригласить парижских художников. 1970 год стал переломным для истории искусства еще и потому, что в это время оформилось течение постмодернизма. Стало возможным легко комбинировать различные стили и эпохи в дизайне технического прибора, который сам превращался в артобъект.
Таким объектом стал корпус размером 18х37 мм с гладкими серебристым циферблатом. В его основе также прячется «золотое число» 1,618 — таково отношение длинной стороны корпуса (основания трапеции) к длине циферблата противоположной короткой стороны.

Первые две модели, отмеченные гравировкой из переплетающихся колосков знаком Prestige de la France

Первые две модели, отмеченные гравировкой из переплетающихся колосков знаком Prestige de la France


Модель 1972 года открыла Vacheron Constantin дорогу на новый для мануфактуры рынок — женских ювелирных часов. Успеху марки на новом поприще не смог помешать даже драматический нефтяной кризис 1973 года, ударивший по наиболее состоятельной клиентуре. Появившаяся в 1979 году легендарная модель Kallista («самая красивая»), созданная по дизайну Раймонда Моррети, украшенная 118 бриллиантами общим весом более 130 карат, стала настоящим гимном не только часового, но и ювелирного лидерства Vacheron Constantin. Часы, изготовленные в единственном экземпляре, были проданы анонимному покупателю за 5 миллионов долларов и, с учетом изменения цен с конца 70-х, до сих пор остаются самыми дорогими наручными часами в мире.

1972 Cambree, желтое золото, бриллианты, 2005 г.

1972 Cambree, желтое золото, бриллианты, 2005 г.


Жак Кеттерер умер в 1987 году, когда традиционная швейцарская механика вновь начала отвоевывать законное место в сердцах ценителей роскоши. Благодаря его политике Vacheron Constantin без потерь пережила «темные годы» и вступала в новую эпоху в статусе одного из самых авторитетных швейцарских часовых домов.

Prestige de la France, серия в честь 5-летия коллекции, 1978 г.

Prestige de la France, серия в честь 5-летия коллекции, 1978 г.

БРИЛЛИАНТЫ И КРУЖЕВО
Кроме того что в 1977 году появилась версия в корпусе из желтого золота с черным циферблатом без меток, классическая асимметричная модель выпускалась до 1999 года без существенных изменений. После смерти Жака Кеттерера владельцем Vacheron Constantin стал шейх Ахмед Заки ямани, который поставил во главе компании опытного менеджера Клода-Даниэля Проллокса. А в 1996 году шейх ямани продал компанию люксовой группе Richemont, решившей сохранить прежнее руководство.

1972 Cambree, белое золото, бриллианты, атласный ремешок, кварцевый механизм, 2003 г

1972 Cambree, белое золото, бриллианты, атласный ремешок, кварцевый механизм, 2003 г


Клод-Даниэль Проллокс еще с 240-летия мануфактуры в 1995 году активно работал над созданием новых коллекций Vacheron Constantin и обновлением старых. Благодаря ему появляются такие модели, как Mercator с ретроградными стрелками (1994 год), Overseas (1997 год), а также серия Audubon L’Aigrette, посвященная орнитологу Дж. Дж. Одюбону, где циферблаты были расписаны в технике перегородчатой эмали художницей Мюриэль Сешо (1997 год).

1972 Grand Modele Cambre, белое золото, 308 бриллиантов, ремешок из кожи миссисипского аллигатора, 2004 г.

1972 Grand Modele Cambre, белое золото, 308 бриллиантов, ремешок из кожи миссисипского аллигатора, 2004 г.


В 1999 году дошли руки и до «золотой асимметрии». Обновленный корпус стал чуть более широким, циферблат украсили римские маркеры, а у коллекции появилось официальное имя — «1972», в честь года премьеры. В 2002 году в честь 30-летия модели Vacheron Constantin представила лимитированную серию с уникальными ремешками, изготовленными Франсуа Лессажем, знаменитым парижским вышивальщиком.
После этого вышли еще две вариации «1972»: с атласным ремешком и 199 бриллиантами в 2003 году и 1972 Grand Modele Cambree в корпусе из белого золота, усыпанного 308 бриллиантами и дополненного цветным кожаным ремешком в 2004 году. Последняя в течение нескольких лет была бестселлером коллекции.

1972 Grand Modele Cambre, кварцевый калибр 1202, желтое золото, 308 бриллиантов, ремешок из муара, 2005 г

1972 Grand Modele Cambre, кварцевый калибр 1202, желтое золото, 308 бриллиантов, ремешок из муара, 2005 г


За исключением отдельных выпусков для мужчин (в том числе и с индикацией GMT, явно недооцененной современниками), «1972» воспринимались в первую очередь как женские часы. Тем более смелым стало решение, принятое уже новым главой Vacheron Constantin Хуаном-Карлосом Торресом: отметить 40-летний юбилей коллекции ультратонкой мужской моделью.

Венсан Кофман, художественный директор Vacheron Constantin

Венсан Кофман, художественный директор Vacheron Constantin

НАСТОЯЩИЙ ДЕНДИ
Корпус из белого золота 25х47 мм вырос по сравнению с оригинальной версией, что оказалось непростой задачей для дизайнеров. По словам художественного руководителя Vacheron Constantin Венсана Кофмана, форма была идеально просчитана, чтобы сохранить узнаваемые пропорции, но при этом сделать облик более мужественным и современным. Если посмотреть на часы сбоку, то можно увидеть, как корпус плавно изгибается по сравнению с классическими «1972» — при этом сверху он производит впечатление все той же идеальной «золотой трапеции».

Ультратонкий калибр Vacheron Constantin 1003 с ручным заводом, запасом хода 38 часов, высотой всего 1,64 мм также напоминает о золотом числе Фи

Ультратонкий калибр Vacheron Constantin 1003 с ручным заводом, запасом хода 38 часов, высотой всего 1,64 мм также напоминает о золотом числе Фи


Второй находкой Кофмана стал узор серебристого циферблата без маркеров: «Мы хотели избежать каких-либо украшений и подчеркнуть интеллигентность часов, сделав циферблат одного оттенка с корпусом. А поскольку часы ассоциируются с настоящим денди, то, что может учше выразить эту идею, чем классическая «елочка», напоминающая ткань дорогого костюма». Разбавляют холодную белую гамму стрелки и мальтийский крест, выполненные из розового золота. Им вторит коричневый ремешок из кожи аллигатора с золотой застежкой в форме половинки мальтийскогокреста. Впрочем,дляпоклонников строгой классики выпущена и специальная серия из 40 экземпляров целиком в белом золоте с черным кожаным ремешком, которая представлена только в бутиках Vacheron Constantin.

1972 Prestige 2013: в корпусе из белого золота 25х47 мм с желтыми стрелками и коричныевым ремешком, изготовленные тиражом всего 40 экземпляров

1972 Prestige 2013: в корпусе из белого золота 25х47 мм с желтыми стрелками и коричныевым ремешком, изготовленные тиражом всего 40 экземпляров

Естественно, исключительные мужские часы должны быть оснащены исключительным механизмом — и таковым стал легендарный ультратонкий калибр 1003 высотой всего 1,64 мм, соответствующий критериям Женевского клейма. Его защищает задняя крышка, украшенная гравировкой символа наградыPrestigedelaFrance.
В итоге модель 1972 Prestige увидела свет не на 40-й, а на 41-й день рождения коллекции. Что, впрочем, ей ничуть не повредило. Новые часы вновь очутились там же, где получили первое признание — в Париже. Их мировая премьера состоялась в открывщемся в январе 2013 года бутике Vacheron Constantin на Рю де ла Пэ, 2.

1972 Prestige 2013: в корпусе из белого золота 25х47 мм с белыми стрелками и черным ремешком, изготовленные тиражом всего 40 экземпляров

1972 Prestige 2013: в корпусе из белого золота 25х47 мм с белыми стрелками и черным ремешком, изготовленные тиражом всего 40 экземпляров

Вернувшаяся к истокам и в то же время обновленная версия как нельзя лучше соответствует современному духу марки, который отразил в серии фотопортретов Тьерри де Уш. В честь открытия бутика в центре французской столицы Vacheron Constantin поручил фотографу создать пять портретов ценителей марки нового тысячелетия. На стильных черно-белых снимках замерли часовой эксперт Ромен Реа, историк Паулин Амброги, дизайнер Поль щерба, журналистка Элен Авриль (наряду с современными часами, предпочитающая Vacheron Constantin своей бабушки) и экспортер элитных продуктов Доминик Файе. Героев нового века можно легко представить в элегантных 1972 Prestige, которые выглядят столь же свежо и смело, как и сорок лет назад.

 

Опубликовано в журнале "Мои Часы" №3-2013

Новое на сайте

Восстановление пароля

Пожалуйста, введите ваш E-mail:

Вход
Регистрация Забыли пароль?