C3H5N3O9. Часовой динамит
Когда два часовых ателье, специализирующихся на авангардном часовом искусстве, объединяют усилия для создания новых часов, то мы вправе ожидать экстраординарного результата. Особенно если эти два ателье называются Urwerk и MB&F.
Когда два часовых ателье, специализирующихся на авангардном часовом искусстве, объединяют усилия для создания новых часов, то мы вправе ожидать экстраординарного результата. Особенно если эти два ателье называются Urwerk и MB&F.
C3H5N3O9 — это формула нитроглицерина, основного элемента динамита, а с 2012 года название творческого тандема основателей Urwerk Феликса Баумгартнера и Мартина Фрая и основателей MB&F Максимилиана Бюссера и Сержа Крикноффа. Сложно произносимое химическое название выбрано в качестве метафоры, показывающей, как отдельные стабильные элементы, соединяясь, создают взрывоопасное вещество или в данном случае — эффектные часы.
Совместный проект является экспериментальной платформой, в рамках которой основатели компаний будут воплощать свои самые смелые часовые идеи, которые не вписываются в рамки их «обычных» коллекций. Экспериментальный подход распространяется не только на сами часы, но и на названия моделей и способ их продажи (об этом чуть позже).
Началась химико-часовая реакция еще летом 2008 года. Ее катализатором послужила обычная встреча Бюссера и Баумгартнера в женевском кафе, во время которой друзья, уже имевшие опыт совместной работы (Harry Winston Opus V в 2005 году), решили, что пришло время для более глубокого синтеза. Первый результат взаимодействия появился через четыре года и получил имя ZR012 в честь года выпуска и химического элемента циркония, из которого изготовлен корпус. Впрочем, цирконий — далеко не самая важная, хотя и титульная составляющая концепта. Начать надо с того, что это уже вообще не часы в привычном понимании слова.
Основной источник вдохновения создатели ZR012 нашли в автомобильной индустрии. Обращение к этой теме характерно и для Urwerk, создавшей в 2010 году UR-CC1, и для MB&F, осенью 2012 представившей HM5 On the Road Again в корпусе, похожем на Lamborghini Miura. Однако в совместном проекте партнеры решили пойти значительно дальше, чем дизайн «по мотивам», а буквально скрестить автомобильный и часовой «моторы» на уровне инженерных конструкций.
Баумгартнер и Фрай предложили идею создания часового механизма с индикацией по принципу роторнопоршневого двигателя внутреннего сгорания, более известного как двигатель Ванкеля, будучи уверенными, что их конструктор Сирано Девантей справится с непростой задачей. Бюссер и Крикнофф, призвав на помощь бессменного часового дизайнера Эрика Жиру, взялись за создание корпуса.
То есть, как и полагается в правильно организованном коллективе, каждый начал заниматься тем, что он лучше всего умеет делать.
Фирменная конструкция из трех пар перфорированных креплений позволяет ZR012 плотно обхватывать даже тонкое запястье
Постоянство треугольника
Немецкий механик-самоучка Фриц Ванкель с детства страдал крайней близорукостью и никогда не имел водительских прав, что не мешало ему быть страстно увлеченным идеей создания принципиально нового двигателя внутреннего сгорания. В 1924 году 22-летний молодой человек открыл свою маленькую лабораторию, чтобы начать разработку роторного двигателя. Ванкель хотел упростить конструкцию обычного ДВС, на 4 такта работы которого приходится 4 возвратнопоступательных движения поршня. Вместо этого он предложил альтернативный вариант, в котором полный четырехтактный цикл работы двигателя осуществляется за один оборот ротора без применения специального механизма газораспределения.
Главной особенностью двигателя Ванкеля является использование трехгранного ротора в форме треугольника Рело. Этот треугольник со скругленными сторонами представляет собой область пересечения трех равных кругов с центрами в вершинах правильного треугольника и радиусами, равными его стороне. Треугольник Рело является простейшей после круга фигурой постоянной ширины. То есть если к треугольнику Рело провести пару параллельных опорных прямых, то независимо от выбранного направления расстояние между ними будет постоянным. Благодаря этому и другим свойствам, треугольник получил широкое применение в механике. Его применение найдено еще в работах Леонардо да Винчи, но подробное исследование его свойств и широкое практическое применение в различных механизмах провел немецкий ученый-практик Франц Рело во второй половине XIX века.
На задней крышке расположен индикатор запаса хода, который составляет 39 часов
Ротор в форме треугольника Рело установлен на валу и жестко соединен с зубчатым колесом. Это колесо входит в зацепление с неподвижной шестерней — статором. Диаметр ротора намного превышает диаметр статора, поэтому ротор с зубчатым колесом может свободно обкатываться вокруг шестерни. Цилиндр, внутри которого вращается каждая из вершин трехгранного ротора, имеет сложную геометрическую форму «толстой восьмерки», так называемой эпитрохоиды. При вращении каждая вершина ротора отсекает переменные объемы камер в цилиндре с помощью трех клапанов. Таким образом, за один полный оборот двигатель выполняет три полных рабочих цикла, что эквивалентно работе шестицилиндрового поршневого двигателя.
Первый реально работающий прототип двигателя Ванкеля увидел свет лишь в 1957 году, то есть на его создание понадобилось более 30 лет. Вероятно, одной из основных причин столь длительного срока разработки послужила необходимость в сложных математических расчетах траекторий движения множества точек, а Феликс Ванкель не владел даже основами высшей математики, полагаясь лишь на свое исключительное чувство пространства. Поэтому, рассматривая изначально около 800 различных конфигураций ротора и цилиндра в поисках оптимальных кривых, Ванкелю пришлось подробно исследовать около 150 прототипов, прежде чем он нашел искомую комбинацию.
В результате двигатель Ванкеля, имея вдвое меньшие габариты и на 40% меньше деталей, чем обычный ДВС, значительно превосходит его в мощности. Сегодня такие двигатели производит компания Mazda.
Расчет движения треугольников Рело для Experiment ZR012 потребовал построения 180 точек
Время по кривой
В механизме Experiment ZR012 конструкторы Urwerk превратили ротор двигателя Ванкеля в две пластины в форме треугольников Рело, вершины которых движутся вдоль двух неподвижных полукруглых шкал — верхний треугольник показывает минуты, а нижний часы. При этом оба треугольника эксцентричны, то есть, не закреплены на центральной оси и их вершины описывают эпитрохоиду — кривую, которую описывает точка окружности, катящейся по другой неподвижной окружности без скольжения. Расчет сложных кривых движения часовой и минутной «стрелок» потребовал построения 180 контрольных точек. Зазор между треугольниками-индикаторами и соответствующими эпитрохоидами часов и минут составляет всего 0,2 мм. Основной проблемой изготовления механизма ZR012, как и соответствующего автомобильного мотора, является высочайшие требования к точности изготовления деталей. Особенно сложным моментом была настройка синхронизации между часовым и минутным эксцентриком.
Механизм с ручным заводом обладает запасом хода до 39 часов, индикатор уровня завода пружины расположен на задней крышке корпуса. На первый взгляд может показаться, что быстрое считывание времени по ZR012 вызывает затруднения. Однако любой человек, знакомый с часами Urwerk (а иначе с потенциальным владельцем ZR012 и быть не может), быстро сориентируется в трехмерном циферблате с видоизмененной, но все же узнаваемой каруселью.
Сам Макс Фрай признался, что в двигателе Ванкеля его в первую очередь захватило совершенство взаимодействия геометрических форм — круга, треугольника и овала, создающих фантастическую орбиту. Вряд ли кто-либо из владельцев ZR012 сможет удержаться, чтобы не начать крутить заводную головку, наблюдая за вращением «роторов» в ускоренном режиме.
Без золота
Как уже было сказано вначале, в качестве основного материала для корпуса, напоминающего по форме космический корабль, Эрик Жиру выбрал цирконий. Это легкий и очень твердый металл, по своим свойствам похожий на титан, из которого изготовлены подвижные перфорированные ушки крепления ремешка. Их конструкция, знакомая по четвертой «машине» MB&F, обеспечивает комфортное прилегание корпуса даже к тонкому запястью. А это немаловажно, так как размеры ZR012 довольно внушительны: 55x44x17 мм.
Циферблат защищен выпуклым сапфировым стеклом, корпус дополнен коричневым ремешком из телячьей кожи с браслетной застежкой из титана и белого золота.
Всего будет выпущено 12 экземпляров в циркониевом корпусе. Изначально был также анонсирован выпуск 12 экземпляров в корпусе из розового золота, но потом от этой идеи по неизвестным причинам отказались (или отложили), и во второй половине 2013 года ожидается запуск второй дюжины из циркония с черным покрытием.
И напоследок еще один эксперимент — на сей раз с методами продажи ZR012. Макс Бюссер решил задаться вопросом: можно ли продать всю первую партию, не прибегая к рекламе и прочим инструментам маркетинга, а лишь создав небольшой тематический сайт и инициировав пару-тройку публикаций в крупных часовых блогах? Можно ли продать весь тираж часов стоимостью 140 000 франков напрямую владельцу по предварительному заказу прямо на сайте? Ответ: первая партия ZR012 практически распродана.
Опубликовано в журнале "Мои Часы" №2-2013