Искусство & технологии

Кузен батарейки

Когда часы переместились из кармана на запястье, производителям пришла в голову светлая мысль: почему бы не использовать движения самой руки для завода механизма. Естественно, людям сразу же захотелось изобретение улучшить в том плане, чтобы оно работало как можно более скромно и незаметно.

Когда часы переместились из кармана на запястье, производителям пришла в голову светлая мысль: почему бы не использовать движения самой руки для завода механизма. Естественно, людям сразу же захотелось изобретение улучшить в том плане, чтобы оно работало как можно более скромно и незаметно. Одним из вариантов решения этой задачи стала конструкция микроротора. Насколько она лучше традиционного сектора — отдельный вопрос. Но скорее всего именно благодаря микроротору инженеры догадались, как должна выглядеть и где располагаться часовая батарейка.

ПИРОГИ И ДИЕТА
По-настоящему активные разработки автоматических механизмов начались в 1940-х годах. Сейчас мы воспринимаем сектор подзавода в виде груза, вращающегося на оси в центре механизма, как некий стандарт, хотя еще только в середине прошлого века часовщики с равным интересом экспериментировали с различными конструкциями, в том числе и линейной схемой, в которой груз перемещался на специальных салазках вдоль механизма.

Калибр UG101 от Universal Geneve, выпущенный в 2008 году, высотой 3,8 мм с самым маленьким диаметром сектора очень маленьким. Поэтому он и получил название «микроротор».

В итоге победил крутящийся полукруг, потому что он оказался наиболее эффективным при любых положениях механизма в пространстве.
Классическая схема автоподзавода напоминает слоеный пирог: внизу находится сам механизм, сверху на нем закреплен модуль автоподзавода, а над ним, в свою очередь, возвышается сектор. Кроме того, обязательно надо оставить люфт между ним и задней крышкой. Естественно, часы в итоге получались довольно толстенькими, а, как назло, после второй мировой войны наступило время New Look, всеобщей элегантности, и, как следствие, моды на ультратонкие часы.
Первым логичным шагом для уменьшения высоты часов стала перекомпоновка механизма с целью интеграции модуля подзавода. При таком решении сама система автоподзавода помещалась прямо на платину калибра, а механизм строился вокруг нее.
Подобным образом были сконструированы самые популярные калибры 60-х: Omega 1000-й серии и Eterna-Matic 3000, на основе которого появилась впоследствии хорошо всем знакомый ETA 2892. Один слой пирога был убран, но по-прежнему оставался инерционный груз с двумя зазорами, необходимыми для его свободного вращения. При всех усилиях этот довесок прибавлял автоматическим калибрам несколько десятых долей миллиметра, поэтому они не могли конкурировать с серийными ультратонкими часами с ручным заводом, высота механизма которых в то время доходила до полутора миллиметров. Не говоря уже о необходимости надстройки различных усложнений, хотя бы и диска календаря.
Инженеры попытались снизить толщину груза, избавившись от самой массивной его части — центральной оси. Появилась конструкция так называемого периферийного ротора, вращающегося на роликах по окружности механизма, но она не пользовалась успехом. Во-первых, из-за сложности производства, а во-вторых, в самой идее периферийного расположения скрывался и главный недостаток конструкции — взаимодействие с ремонтуаром, поскольку груз должен вращаться над заводным валом, ни в коем случае не соприкасаясь с ним.

Различные модели хронографов Chrono-Matic от Breitling, оснащенные Calibre 11

Один из самых популярных ультратонких механизмов 60-х, легендарный Calibre 920, разработанный Jaeger- LeCoultre в 1967 году, стал квинтэссенцией ума и изворотливости инженеров того времени. Он сочетал осевую и роликовую конструкцию инерционного сектора. Мануфактура добилась рекордного результата, максимально снизив высоту колес, баланса, заводного барабана. Высота калибра без календаря составила всего 2,45 мм. Впоследствии 920 инкарнировался в такие известные механизмы, как 28–255 C от Patek Philippe (устанавливался в Nautilus с 1970 до 1980 гг.), калибры 2120, 2121 и 2122 от Audemars Piguet и недавний Calibre 1120 от Vacheron Constantin.
Образно говоря, ультратонкий Calibre 920 стал результатом жесткой диеты механизма. А можно ли терять габариты, ни в чем себе не отказывая? производители решили, что, безусловно, возможно.
Решение напрашивалось само собой: если модуль автоподзавода можно разместить на платине, то почему бы там не найти местечка и для сектора? в этом случае груз и над механизмом не возвышается, и не рискует покорежить хрупкий ремонтуар. Просто сам груз должен быть очень маленьким. поэтому он и получил название «микроротор».
Слабые стороны микроротора хорошо известны, поэтому имеет смысл их сразу вкратце перечислить и больше не заострять внимание. Чтобы обладать тем же моментом, что и обычный груз, микроротор должен иметь большую массу. Именно поэтому такие грузы стараются делать из золота, платины или сплавов вольфрама. Кроме того, сам сектор делают не в виде сегмента на пластинке, он массивный от центра до края. Но даже с увеличенной массой такие конструкции лишь приближаются по эффективности к собратьям с традиционной схемой расположения над всей поверхностью калибра. При диаметре механизма 30 мм масса стандартного груза составляет 5,9 грамма, а радиус вращения 7,4 мм, соответственно, момент вращения составит 43,7 гр.xмм. При тех же параметрах интегрированный груз будет весить 2,88 грамма, а радиус вращения будет составлять 3,57 мм. Крутящий момент осциллятора будет равняться 10,28 гр.xмм. — на 76% меньше обычного большого сектора подзавода. С помощью увеличения массы сектора или передаточного числа модуля подзавода можно улучшить эти показатели, но все равно крутящий момент при «микро» решении будет в разы меньше. Поэтому требования к энергопотреблению калибра становятся много жестче. Еще одним недостатком механизма с микроротором является изначально больший диаметр платины по сравнению с механизмом с центральным сектором (при тех же размерах баланса и барабана), поэтому часы получаются не только Ultra-Thin, но и Extra-Wide.

Калибр PF701 от Parmigiani высотой 2,6 мм является самым тонким механизмом марки и помещен в модель Tonda 1950, выпущенную в честь 60-летия Мишеля Пармиджани

НА 4 ФРАНКА ТОНЬШЕ
Одной из первых часовых фирм, выпустивших часы с микроротором, была Hamilton-Buren-Bulova. Калибр Buren 1000 увидел свет в 1954 году, его высота составляла 4,2 мм. Чуть позже собственный механизм с микроротором представила компания Universal Geneve. Калибр 215 всего 4,1 мм толщиной был установлен в моделях коллекции Polerouter (что можно перевести как «полярный проводник»), и в результате сам заимствовал это имя, хотя часы Polerouter выпускались с 1948 года и поначалу оснащались механизмом с ручным заводом. К сожалению, Hamilton-Buren не просто опередила конкурентов с премьерой, но и успела запатентовать конструкцию (Swiss Patent 329805), поэтому Universal Geneve пришлось заключить соглашение, по которому компания должна была выплачивать Hamilton-Buren по 4 франка за каждый выпущенный Polerouter.
Впрочем, этот эпизод оказался лишь небольшой заминкой на пути снижения высоты механизмов с микроротором. В 1959 году увидел свет знаменитый Piaget 12PL. Он имел толщину всего 2,3 мм и долгое время оставался самым тонким автоматическим калибром в мире. Buren также продолжила разработки, и в 1962 году представила Calibre 1280 высотой 2,85 мм. Несмотря на то что механизм был толще, чем у Piaget, его преимуществом была более простая и не дорогая в производстве конструкция, что позволило выйти на массовый рынок.

Часы Altiplano Skeleton от Piaget с калибром P1200S представляют

Еще более удачным и смелым решением было добавление к 1280 модуля хронографа Dubois-Depraz. Этот проект, реализованный совместно с Hamilton-Buren, Breitling и Heuer, в 1969 году получил легендарное имя Calibre 11 (а затем и его разновидности с маркировкой от 12 до 15), а механизм с успехом использовался в часах всех трех марок. Фокус был в том, что модуль устанавливался с задней стороны механизма и полностью закрывал базовый калибр и, соответственно, микроротор. Поэтому с виду часы выглядели как обычный хронограф с ручным заводом, хотя на самом деле был полноценным автоматом. Система автоподзавода в Calibre 11 была до гениального проста, хоть и не лишена недостатков. Опыт показал, что эффективность автоподзавода была на высоте, раз он с легкостью тянул такую энергозатратную функцию, как хронограф.

2 мировых рекорда: самый тонкий механизм-скелетон 2,4 мм и самый тонкий корпус скелетона 5,34 мм

В том же 62-м году Universal Geneve, несмотря на тяжбу с Buren, представила собственную модификацию механизма с микроротором: калибр UG69. Он был оснащен грузом новой формы, более эффективным в моменте вращения, также ключевые детали механизма были обработаны по технологии oil-stop, снижающей потребность в смазке. На базе 69-го калибра появились модификации UG69-1 (с датой) и, наконец, калибр UG66 без секундной стрелки высотой всего 2,5 мм, представленный в 1966 году. Простота его конструкции и мощность подзавода обеспечили большую популярность среди известных брендов. А дизайн моделей Golden Shadow для самой Universal Geneve, в которых устанавливались калибры UG66 и UG67 (с датой), разработал Джеральд Джента, он же нарисовал визуальную компоновку и самих механизмов.

Высота калибра 96.01-L, установленного в LUC XPS Poincon de Geneve 125th Anniversary Edition от Chopard, всего 3,3 мм, корпуса 7,13 мм

Тем временем в 1971 году, несмотря на успех механизма 1280, Calibre 11 и даже продолжавшиеся отчисления от Universal Geneve, компания Buren обанкротилась, а уже в 1972 году закончился ее патент на микроротор. Но бума ультратонких калибров не случилось: в мире набирала силу кварцевая революция. Фактически, после Buren, Universal Geneve и Piaget в ХХ веке свет увидели всего два калибра с микроротором. Правда, они оказалась в итоге и наиболее известными: Patek Philippe 240 толщиной 2,53 мм (1977 год) и LUC Chopard 1,96 толщиной 3,3 мм (1996 год).
Patek Philippe был необходим микроротор специально для того, чтобы дополнить механизм модулем вечного календаря. В результате общая высота калибра составляет всего 3,88 мм — и до сих пор он является одним из самых тонких в мире автоматических вечных календарей. Те, кто изучал калибры 240 и UG66, отмечают несомненное сходство в их архитектуре. Скорее всего, и здесь не обошлось без синьора Дженты.

Хронограф в корпусе из розового золота Pulsion от Roger Dubuis оснащен калибром RD620, отвечающим всем требованиям Poincon de Geneve

МИКРО-ДОСТУПНО
Несколько слов надо сказать и о «народных» механизмах с микроротором. В 1981 году (по другим данным, 86-м) Harley Ronda представила калибр 2538 толщиной 3,8 мм, который выпускала до 1989 года. Несмотря на гнутые штамповкой мосты и отсутствие всякой обработки, это был полноценный часовой механизм: 22 камня, защита оси баланса системы Incabloc, быстрая установка даты во втором положении головки. Но в 80-е он уже не мог конкурировать в этой ценовой категории с кварцевыми механизмами, поэтому и прожил такую недолгую жизнь. Хотя в начале нулевых из стоковых деталей была собрана еще одна небольшая партия 2538 для нужд марок демократичной механики, в частности, немецкой Aristo.
Попытки создать механизм с микроротором предпринимались и в китае. В 2005-м калибр с микроротором, календарем и центральной секундной стрелкой выпускала Hangzhou Watch Company, но его производство было вскоре прекращено из-за явной ненадежности. В 2011 году другой китайский гигант SeaGull анонсировал собственный ультратонкий механизм с микроротором без центральной секундной стрелки. Компания демонстрировала прототип, но серийный выпуск был отложен на неопределенный срок: по слухам, из-за проблем с эффективностью подзавода.

Furtif 44 mm Automatic Grande Date от Hysek с калибром HW3057

НА ОДНОЙ ПЛОСКОСТИ
В свое время появление кварцевых часов прервало развитие конструкций микроротора. В новом тысячелетии на него вновь обратили пристальное внимание. В основном по двум причинам. В первую очередь, в моду вновь вернулись ультратонкие часы, а современные производственные возможности позволили производить прецизионную настройку и компоновку деталей в механизме.
Самые популярные модели тонкой трехстрелочной классики с микроротором представляют сегодня мануфактуры Piaget, Chopard и Parmigiani.
Поначалу едва ли не единоличным инициатором возрождения конструкции микроротора стал известный мастер Мишель пармиджани. С 1993 по 1995 год его ателье раМТ во Флерье разрабатывало первый мануфактурный калибр для Chopard, получивший имя L.U.C 1.96. Он до сих пор вместе с различными модификациями является основой ультратонких коллекций L.U.Chopard. Среди особенностей 1.96 стоит выделить два последовательно соединенных заводных барабана, обеспечивающих запас хода до 66 часов, а также регулятор «лебединая шея» с микровинтом, позволяющий добиться высокой точности хода.
Высота калибра 1.96 — 3,3 мм, что на 0,3 мм меньше ETA 2892, но на 0,7 мм больше собственного калибра Мишеля пармиджани PF 700, (высота 2,6 мм, 1 барабан, запас хода 40 часов) и на 0,95 мм толще калибра Paiget 1208р, представленного в 2011 году и являющегося на сегодня самым тонким автоматическим механизмом в мире. Запас хода 1208р составляет 40 часов, обеспечивается одним барабаном, а высота колес почти в два раза меньше стандартных (0,12 мм против 0,2 мм), что заставило скептиков сомневаться в способности сверхтонких Altiplano Automatic выдерживать серьезные нагрузки. Но механизм не только хорошо проявил себя за последние два года, но и дополнился различными модификациями, например, скелетонизированной версией 1200S (высота корпуса 5,34 мм, механизма 2,4 мм, инерционный груз из платины), а также 1270P с турбийоном высотой 5,55 мм.

Самый тонкий механизм с турбийоном 1270Р высотой 5,5 мм установлен в Piaget Emperador Coussin Tourbillon Automatic Ultra-Thin

Надо отметить, что все современные решения ультратонких калибров с боковым сектором подзавода во многом стали возможны благодаря увеличению диаметра часов по сравнению с 1970-ми. Размер Piaget Altiplano Automatic составляет 43 мм, L.U.C XPS Poincon de Geneve 125th Anniversary Edition — 40 мм, Parmigiani Tonda 1950, выпущенной в 2010 году к 60-летию самого Мишеля пармиджани, 39 мм.
На волне популярности ультратонкой классики возродил производство один из изобретателей микроосциллятора. Новый калибр компании Universal Geneve под именем UG100 был представлен в 2006 году. Диаметр механизма составляет 26,2 мм, толщина с календарем — 3,8 мм. В следующем году вышла его модификация UG101 (с сертификатом хронометра). Калибр создавался с оглядкой на прошлое, но с учетом ранних недостатков. Так, в имеющейся схеме триб центральной секундной стрелки участвует в кинематической схеме, а значит, не требует специальной пружинки, чтобы стрелка не двигалась с подергиваниями. Отсутствие пружинки позволяет сделать ход менее зависимым от качества смазки, когда ее влияние может существенно снизить амплитуду баланса. Это также дало возможность сделать диаметр сектора всего 12,3 мм, что на 0,38 мм меньше диаметра грузов калибров UG66 и UG71. На сегодняшний день это самый маленький из микророторов.

Калибр R CH 27 PS QI в Patek Philippe Triple Complication Ref. 5208P сочетает минутный репетир, хронограф, вечный календарь с фазой Луны и микроротор

ЗАВЕТЫ ФИЛИППА ШТЕРНА
Микроротор устанавливается не только в ультратонкие, но и в супертолстые часы. Во многом потому, что, перестав быть головной болью производителей, открыл в себе черты недурного украшения. Его массивность и небольшой диаметр в сочетании с бодрым вращением позволили превратить осциллятор фактически в еще одно часовое усложнение.
Например, марка Perrelet — наследница изобретателя автоподзавода авраама-Луи перелле первые модели серии Double Rotor начала выпускать как раз с вынесенным на циферблат микроротором из драгоценного металла с гравировкой.

Также в основном из эстетических соображений размещает на циферблате миниатюрный сектор из 22-каратного золота компания Hysek в самых значимых коллекциях Kilada и Furtif. Часы не слишком тонкие (от 14 мм высоты), нарочито-брутальные обладают стандартным запасом хода 47 часов, поэтому в данном случае микроротор — это скорее символ престижа моделей, выпускаемых лимитированными тиражами в несколько десятков экземпляров в год. Знаменитый автомобильно-часовой концепт Bovet Calibre 16BA01 Pininfarina Tourbillon Ottana (где турбийон лениво совершает оборот не за минуту, а за 80 секунд) также отличается от привычного образа калибра с микроротором. Высота механизма здесь 12,6 мм. Для увеличения момента ротор автоподзавода изготовлен из платины.

Модель RGT Black & Black от Ladoire оснащенная калибром Calvet/o1 с функцией GMT, выпущена тиражом 12 экз.

Таким же символом микроротор сегодня является в калибрах другой мануфактуры — Roger Dubuis, где он столь же узнаваем конструкционной особенностью, как и двойной турбийон. Roger Dubuis, которая принципиально не выпускает ультратонкие часы, выбирая микроротор в качестве узла автоподзавода, скорее ориентировалась на образ PP 240, где интегрированный в механизм инерционный сектор был четко привязан к необходимости добавить сложный модуль вечного календаря (не стоит забывать, что сам основатель мануфактуры роже Дюбуи долгое время работал на Patek Philippe). Поэтому для Roger Dubuis микроротор — это повод добавить как можно больше усложнений. Достаточно посмотреть на комплектацию калибров мануфактуры: хронограф RD 680 в высоту составляет целых 6,3 мм, зато скелетонизированная конструкция позволяет рассмотреть все детали отделки уровня Женевского клейма. Да и солидный запас хода в 56 часов обеспечивается большим заводным барабаном. Другой мануфактурный механизм с хронографом с колонным колесом и 45-минутным счетчиком RD 78 обладает запасом хода 42 часа, высотой 5,3 мм и состоит из 303 деталей. Еще один калибр с микроротором — RD 08, однокнопочный хронограф с парящим турбийоном, а RD 580, выпущенный к 125-летию Женевского клейма, помимо парящего турбийона и хронографа, оснащен и индикатором 55-часового запаса хода. Он состоит из 363 деталей, а его высота — 7,63 мм.

Не случайно было упомянуто имя Patek Philippe — именно эта мануфактура стала главным энтузиастом использования микроротора для часов с усложнениями. Филипп Штерн вспоминал, что вначале инженеры колебались в выборе базы для моделей с вечным календарем и мировым временем между калибрами 240 и 315 (с центральным сектором). Все-таки выбор пал на 240 из-за его малой толщины и диаметра, а также гибкой архитектуры. По словам Штерна, универсальность калибра 240 доказывается тем, что с момента запуска Patek Philippe ни разу не пришлось ничего в нем менять. Хотя женевская компания продолжила развивать тему механизмов с интегрированными усложнениями и сектором подзавода.

В Rotonde de Cartier Astroregulateurспуск и секундная стрелка помещены прямо на микроротор Calibre 9800

В 2011 году мануфактура представила революционный калибр R CH 27 PS QI, перехвативший эстафету у предшественника R27 PS — автоматического механизма с микроротором и минутным репетиром. Тот базовый калибр был поистине уникальным. Компании удалось уместить все усложнения на пространстве 28 мм диаметром и 5,05 мм в высоту. Сектор автоподзавода располагался над спуском, колесной системой и барабаном, но на одной плоскости с мостами модуля автоподзавода и пружины репетира. Такая схема позволила увеличить диаметр сектора и, соответственно, крутящий момент. В новой версии сверху были добавлены еще модули с усложнениями: хронограф с тремя полноценными счетчиками, который, в свою очередь, был накрыт модулем вечного календаря с дисковыми индикаторами числа, дня недели, месяца и номера года, фазами Луны, а также указателя времени суток. R CH 27 PS QI получился 10,35 в высоту и 32 мм в диаметре и стал основой знаменитой Patek Philippe Triple Complication Ref. 5208P в платиновом корпусе 44 мм. Эффективное использование микроротора в усложнениях продемонстрировали два мастера, долгое время работавшие на Patek Philippe, а затем основавшие собственные компании: Филипп рюден и Лоран Ферье.
Первый разработал калибр ASXP 1300 (совместно с марками Hautlence и MCT) с кинетической схемой микроротора, напоминающей рр240, двумя заводными барабанами и спуском Штрауманна от Precision Engineering. Дополненный модулем подшипниковой индикации Roller Guardian Time (RGT) калибр получил имя Calvet/01/RGT и стал главной изюминкой марки Ladoire в 2009 году.

Трехчетвертной сектор Caliber 90 от Glashutte Original может поддерживать работу различных усложнений коллекции Panomatic: фазы Луны или GMT

А в 2011-м небольшая компания Laurent Ferrier (сам Лоран Ферье в сотрудничестве с сыном кристианом, а также мастерами Энрико барбазини и Мишелем навасом) на базельской выставке представила часы на базе калибра Gallet Microrotor FBN 229.01, высота которого составила 4,35 мм. В механизме использован натуральный анкерный спуск, разработанный еще самим бреге, но в современном исполнении: колеса изготовлены из никель-фосфора по технологии LIGA, а вилка — из кремния. Это позволило максимально снизить вес колес. Сектор автоподзавода расположен между двумя опорами (сверху прикрыт мостом), что повышает ударостойкость, а, следовательно, и стабильность работы механизма.
Но, пожалуй, самая неожиданная и оригинальная конструкция микроротора современности — это, конечно же, Rotonde de Cartier Astroregulateur. Лучший часовщик, по версии GPHG-2012, кароль Форрестье изобрела альтернативу турбийону — запатентованную антигравитационную систему. Баланс, секундное колесо, секундная стрелка и секундный циферблат здесь расположены на секторе автоподзавода. С одной стороны, микроротор связан с механизмом двойным дифференциалом, поддерживая постоянство амплитуды колебаний баланса в 220 градусов, с другой — соединен запатентованной колесной передачей, с двумя заводными барабанами, обеспечивающими Calibre 9800 MC 80-часовым запасом хода.

В Grand Langematik работает калибр L921.4 SAX-0-MAT от A.Lange&Sohne с эксцентричным сектором на подшипниках

САКСОНСКАЯ ЭКСЦЕНТРИКА
Ценители часовой механики на протяжении предыдущих абзацев наверняка начали возмущаться: почему не упоминаются такие знаменитые калибры, как Glashutte 90 и 93, A. Lange & Sohne L921/7 (Sax-O-Mat), а также F. Piguet 71 и, наконец, Calibre 4101, установленный в Audemars Piguet Millenary.
Дело в том, что эти механизмы нельзя однозначно отнести к категории микророторов. В перечисленных калибрах инерционный сектор имеет меньший размер, чем механизм, и смещен от центра, но расположен не на одной плоскости с мостами, а все-таки над ними. Таким образом сектор получается большего диаметра, чем обычный микроротор, а потери в моменте вращения по сравнению с обычным даже при небольшой массе не превышают 30%. Особенно такая эксцентричная компоновка эффективна в саксонских калибрах, где уменьшенный инерционный сектор располагается в канве, выпиленной в верхней платине 3/4 прямо над самой колесной системой автоподзавода. Это позволяет не терять в эффективности завода, но выигрывать в высоте. Например, толщина механизма Grand Langematik с календарем «большая дата» всего 3,8 мм.
Как бы то ни было, сегодня миниатюрные и смещенные от центра секторы играют все более яркие роли в часовой механике. И с развитием популярности ультратонких моделей и усложнений нас наверняка ожидает еще много инженерных сюрпризов.

 

Опубликовано в журнале "Мои Часы" №2-2013

Новое на сайте

Восстановление пароля

Пожалуйста, введите ваш E-mail:

Вход
Регистрация Забыли пароль?