Искусство & технологии

Antoine Martin Slow Runner. Гордый и неторопливый

В противоположность главной тенденции швейцарской часовой инженерии — создавать маленькие супербыстрые осцилляторы — ателье antoine Martin представило этой весной модель slow runner, оснащенную огромной и медленной баланс-спиралью. Диаметр колеса 24 мм, а частота работы баланса всего 7200 пк/час, или 1 Гц.

В противоположность главной тенденции швейцарской часовой инженерии — создавать маленькие супербыстрые осцилляторы — ателье antoine Martin представило этой весной модель slow runner, оснащенную огромной и медленной баланс-спиралью. Диаметр колеса 24 мм, а частота работы баланса всего 7200 пк/час, или 1 Гц. Этой моделью основатель и главный идеолог ателье Мартин Браун продемонстрировал, что является одним из самых незаурядных часовщиков современности.

На январской выставке GTE Мартин Браун лично демонстрировал две уже хорошо знакомые модели Antoine Martin: вечный календарь и вечный календарь с турбийоном. и очень терпеливо отвечал на два вопроса, которые задавали практически все посетители: «кто такой антуан?» и «когда вы снова будете делать астрономические усложнения?».
Только на вопрос, что он готовит для базельской выставки, мастер отказывался отвечать категорически, и теперь понятно почему.

ЗВЕЗДНЫЙ СЕРИАЛ
Как и многие часовые мастера, свою карьеру Мартин Браун начал с реставрации. С ранней юности вместе с отцом, потомственным часовщиком и ювелиром, Мартин восстанавливал антикварные часы, прежде всего немецкие, из легендарных мастерских Ланге в Гласхютте. в 2000 году 36-летний Браун открыл собственное ателье во втором важнейшем центре германского часоделия — городе пфорцхайме, «золотых воротах Шварцвальда», откуда произошло много знаменитых ювелирно-часовых династий, например семья Шойфеле, владеющая Chopard.

Мартин Браун, основатель марки Antoine Martin

Звезда Marin Braun зажглась на часовом небосклоне с первой же моделью молодого мастера, притом, что называлась она весьма символично — Eos, по имени древнегреческой богини утренней зари. в то время Eos представляла редкую на рынке и сложную функцию, на разработку которой Мартину Брауну понадобилось пять лет: индикацию времени восхода и захода Солнца с индивидуально настраиваемыми координатами. немалому успеху Eos способствовала удачная дизайнерская находка: две улитки восхода и заката, закрепленные синими воронеными винтами, выглядели как глаза, смотрящие сквозь циферблат. Eos на долгие годы стала флагманской моделью Martin Braun. Тем временем сам мастер продолжил звездную тему, а новые модели, не долго думая, стал нарекать именами других мифологических персонажей, связанных с Eос. В течение семи лет собственные часы получили ее отец Гиперион, муж астрей, сыновья борей, Зефир и нот, и даже любовники Кефал и Орион и все с разнообразными романтическими, но малопрактичными астрономическими функциями, как, например, уравнение времени, зодиакальный календарь, взаимное расположение небесных тел на орбитах или угол наклона Солнца по отношению к экватору. в конце концов даже фанаты самобытного таланта Брауна устали от сложной иерархии его коллекций, напоминающей запутанные отношения «мыльной оперы».

Гигантский титановый баланс Slow Runner диаметром 24 мм с кремниевой спиралью совершает всего два полуколебания в секунду

К тому же дальнейшему развитию марки в престижном сегменте все больше мешало отсутствие маркировки swiss made.
В 2007 году Мартину Брауну поступило заманчивое предложение от главы Franck Muller Group вартана Сирмейкеса о вхождении его бренда в семью Watchland. Уставший от бесконечных организационных проблем, постоянного поиска инвесторов и дистрибьюторов, Браун продал 51% компании в надежде сосредоточиться на творческих вопросах и развитии индивидуальности своего бренда. причем под «развитием» Мартин подразумевал вполне четкую конечную цель — разработку и выпуск полностью нового собственного механизма, в котором мастер хотел реализовать все свои накопленные знания и многолетний опыт. Он проделал всю базовую проектно-расчетную работу по созданию собственного калибра, но оказалось, что этот проект не вызывает особого энтузиазма у руководства группы. Через два года Мартин Браун понял, что, если он хочет достичь своей цели, ему придется покинуть Watchland, даже ценой собственного имени — права на бренд Martin Braun остались у вартана Сирмейкеса.

Модуль двойной даты калибра 39.001

«ЛЕНИВЫЙ» БАЛАНС
В 2009 году Мартин Браун основал в альпнахе возле Люцерна ателье Manufacture Horlogere Obwald, а возможность выпускать собственные часы появилась благодаря новому партнеру — швейцарскому бизнесмену антуану Майеру, который и дал первую половинку имени. На должность CEO был приглашен бруно Юфер, имевший до того солидный опыт работы на Maurice Lacroix, Jaquet Droz, Zenith и Carl F. Bucherer.
Презентация первой модели нового бренда Antoine Martin состоялась на BaselWorld в 2011 году. Quantieme Perpetuel Au Grand Balancier были оснащены собственным инновационным механизмом, к которому Мартин Браун шел всю профессиональную карьеру. Калибр интегрированного вечного календаря 39.001 с ручным заводом выделяли две запатентованные технологии HPE и ADAS, направленные на улучшение и стабилизацию работы распределительного узла механизма.

Календарные модули вечного календаря калибра 39 с вертикальными индикаторами дня недели и месяца

Много лет Браун посвятил поиску путей улучшения аэродинамических показателей классического анкерного спуска. Решение пришло с появлением кремниевой технологии. Дело в том, что углы палет анкерной вилки и зубьев анкерного колеса всегда требовали компромисса между эффективностью их контакта и способностью капиллярного эффекта определенного угла удерживать капли масла. Поскольку кремний не требует смазки, то можно целиком сосредоточиться на эффективности зацепления. изменив угол наклона кремниевых палет и модифицировав кривую зуба кремниевого анкерного колеса, Мартин Браун добился 7–8% прироста выхода энергии. Оптимизация формы импульсного камня, также изготавливаемого из кремния, позволила получить еще 1% эффективности. В результате этих доработок амплитуда колебаний баланса возросла до 330о в сравнении с 300о обычного спуска. Этот улучшеный Брауном спуск получил название High Performance Escapement (HPE).

Система аэродинамической амплитудной стабилизации ADAS
1. Титановое балансовое колесо
2. Небольшое плечо баланса. При полном заводе оно проходит на расстоянии 0,01 мм от щупа
3. Кулачок со щупом, контролируемые узлом запаса хода

Калибр 39 является удивительным сочетанием инноваций и классической часовой школы начала XX века. Элегантные карманники Patek Philippe и A. Lange & Sohne с их большими «ленивыми» балансами послужили источником вдохновения для Мартина Брауна при конструировании собственной колебательной системы. Главная роль в ней, безусловно, отведена огромному балансовому колесу диаметром 17,5 мм, изготовленному из титана. Этот баланс колеблется на скромной, по нынешним меркам, «винтажной» частоте 2,5 Гц, или 18 000 пк/час, и оснащен двумя золотыми регулировочными винтами. Кроме исторических параллелей такой большой размер баланса имеет и практическое значение: чем больше баланс, тем менее он подвержен воздействию резких встрясок и ударов и тем более стабильна его амплитуда.

Система спуска высокой производительности HPE
1. Спираль Мозера без регулировки
2. Кремниевая анкерная вилка с измененным углом наклона палет
3. Кремниевое анкерное колесо с измененным профилем зубьев

К тому же большой баланс передает больше кинетической энергии. В паре с титановым балансом работает нерегулируемая спираль Мозера. Второй интересной технологией, внедренной в калибре 39, стала аэродинамическая амплитудная стабилизация (Aerodynamic Amplitude Stabilization, ADAS). Основным элементом ADAS является кулачок со щупом, связанный с узлом запаса хода. Когда пружина полностью заведена, щуп кулачка приближается на расстояние 0,01 мм от балансового колеса. на внешней части колеса расположены 4 небольших выступа — плеча. Между плечами и щупом возникает аэродинамическое сопротивление, которое обеспечивает мягкое торможение баланса. по мере раскручивания основной пружины ADAS уменьшает расстояние между щупом и балансом, обеспечивая стабильность амплитуды колебаний (и точность хода) на протяжении первых 4 дней от общего 6-дневного завода пружины. В результате Мартин Браун получил надежный механизм с 15-процентным увеличением эффективности использования энергии. к тому же благодаря специальной системе микрорегулировки, позволяющей устранить даже мельчайшие погрешности хода, суточная погрешность хода не превышает 1,5–2 секунды. Большой калибр потребовал крупного корпуса диаметром 46 мм. Сложная конструкция корпуса состоит из 85 элементов, изготавливаемых в Ле-Сентье. Частично гильошированный многоуровневый циферблат легко разместил в себе всю индикацию вечного календаря: «большая дата» в нижней части, два необычных вертикальных окна месяца и дня недели над центральными стрелками, два маленьких стрелочных указателя цикла високосного года у «12 часов» и времени суток у «9 часов». индикатор запаса хода вынесен на заднюю крышку.
Калибр 39 год спустя был использован компанией Buben & Zorweg в специальном лимитированном выпуске своих первых наручных часов One Perpetual Calendar, а также иваном арпа в самой сложной и дорогой модели ArtyA Stargates.

Вечный календарь Antoine Martin доступен в спортивном варианте в стальном корпусе с черным DLC

Тогда как сам Мартин Браун в тот же год добавил к вечному календарю турбийон, причем, что характерно для немецкой школы — парящий. огромная каретка турбийона калибра 39.002 диаметром 14,1 мм совершает один оборот в минуту. В целом турбийон состоит из 65 частей, а весит при этом ничтожные 0,62 г. как и в дебютном механизме, кремний был выбран Мартином Брауном для изготовления анкерной вилки, анкерного колеса и импульсного камня, а вот баланс на сей раз сделали из нейзильбера. Для еще большего визуального эффекта мастер расположил турбийон практически вплотную к сапфировому стеклу.

Ручной калибр 39.001 с интегрированным вечным календарем и 6-дневным запасом хода — результат 30-летней карьеры Мартина Брауна

Корпус модели с турбийоном остался прежним, а индикация была разнесена по принципу регулятора: центральная минутная стрелка, смещенная к «9 часам» часовая стрелка, стрелочная ретроградная индикация даты на «3:20». В прошлом году Antoine Martin Tourbillon Perpetual Calendar был номинирован на Grand Prix d’Horlogerie de Geneve в номинации «Сложные часы». Естественно, все ожидали, что Мартин Браун и дальше будет заниматься усложнением и модификацией своего удачного детища. но тут мастер показал, что он по-прежнему умеет удивлять.

Балансовое колесо калибра 39.001

1. Титановый баланс диаметром 17,5 мм
2. Спираль Штраумана от H.Mozer
3. Система микрорегулировки
4. Два регулировочных золотых винта
5. Микрозажим с прижимной колодкой, удерживающий конец спирали
6. Четыре плеча баланса, участвующие в системе ADAS
7. Фиксатор системы микрорегулировки

FESTINA LENTE
«Спеши медленно» — знаменитый девиз, часто украшавший циферблаты средневековых часов, стал руководством к действию Antoine Martin в 2013 году. В третьем мануфактурном калибре 36.001секундная стрелка делает всего два прыжка за секунду, и ее движение куда более дискретное, чем привычное плавное скольжение в традиционных механических часах. При этом, в отличие от столь популярных в последние несколько лет механизмов с «мертвой секундой», механизм не использует отдельной понижающей колесной системы, а работает на «честном» 1 Гц. В механизме Slow Runner также был использован спуск HPE, причем впервые и спираль изготовлена из кремния. Точность ее изготовления позволила оптимизировать конструкционное расположение вспомогательных элементов, в частности прижимной колодки. Балансовое колесо снова стало титановым.

Корпус Quantieme Perpetuel au Grand Balancier состоит из 85 деталей, чередующих полированную и сатинированную обработки

И в третьем калибре Мартин Браун проложил небольшой, но примечательный мостик между современным часовым делом и классической часовой школой, использовав в узле завода редкую колесную передачу с «волчьими» зубьями. Такую передачу использовали в своих карманных часах Patek Philippe и Vacheron Constantin в началеXXвека. Дизайн корпуса Slow Runner остался прежним, но размер уменьшился до более скромных 42 мм. Основное внимание уделено ключевой секундной стрелке, вынесенной на отдельный циферблат. Кроме нее модель показывает часы, минуты, дату и запас хода, который составляет четверо суток.

Часы Antoine Martin Slow Runner

Antoine Martin Slow Runner

Ref.: SR01.110.1
Корпус: 42 мм из нержавеющей стали, сапфировое стекло и задняя крышка, WR 50 метров
Механизм: мануфактурный калибр с ручным заводом AM36.001, частота работы баланса 7200 пк/час, диаметр титанового баланса 24 мм, спираль и спуск HPE из кремния, запас хода 96 часов, 199 деталей, 23 камня, отрегулирован в 5 позициях, противоударная система KIF
Функции: часы, минуты, боковая секундная стрелка, календарь-дата, индикатор запаса хода
Циферблат: серебристый гильошированный
Ремешок: из крокодиловой кожи с тройной браслетной застежкой
Цена: 19 500 швейцарских франков

Сквозь прозрачную заднюю крышку виден роскошный неторопливый баланс. По словам Мартина Брауна, такая низкая частота ближе по духу самой идее механических часов, чем бесконечное стремление достичь кварцевых показателей. она позволяет человеку по-другому взглянуть на время, расслабиться, перестать нервничать. Размеренные колебания огромного балансового колеса обладают гипнотическим эффектом. Механизм будто дышит вместе с нами.

 

Опубликовано в журнале "Мои Часы" №2-2013

Новое на сайте

Восстановление пароля

Пожалуйста, введите ваш E-mail:

Вход
Регистрация Забыли пароль?