Искусство & технологии

Chanel La Premiere Tourbillon Volant. Снова первая

Награду Женевского Гран-при в категории «Лучшие женские часы» осенью прошлого года получила модель Chanel Premiere с парящим турбийоном, изготовленным Джулио Папи. Специалисты заговорили об очевидной тенденции: эта категория все больше усложняется, меняется само представление о дамских часах.

Награду Женевского Гран-при в категории «Лучшие женские часы» осенью прошлого года получила модель Chanel Premiere с парящим турбийоном, изготовленным Джулио Папи. Специалисты заговорили об очевидной тенденции: эта категория все больше усложняется, меняется само представление о дамских часах. Символично, что в авангарде движения оказался дом Chanel, причем со своей самой первой часовой коллекцией с говорящим названием Premiere.

Усложнение vs. украшение
Кажется странным, что еще недавно словосочетание «дамские часы с усложнениями» воспринималось как оксюморон. Ведь, как известно, самые сложные часы в истории были заказаны женщиной — французской королевой. И сегодня технические возможности позволяют размещать большое количество дополнительных функций не только в крупных карманных часах, но и в изысканном наручном приборе.


В последние годы часовые производители создают все больше образцов высокого часового искусства для прекрасной половины человечества. Расширяется ассортимент, усложняются механизмы, техническое описание становится все длиннее и насыщеннее специализированными терминами. При желании ежегодное усложнение женских часов можно выделить в отдельный тренд. В первую очередь это касается самого популярного устройства современности, турбийона, который прочно оккупировал дамские коллекции нескольких ведущих производителей. Хотя все не так просто.
Обычно чем сложнее часы, тем деликатнее необходимо с ними обращаться, разбираться, как настраивается и работает та или иная функция. Часто сложные часы предполагают ручной завод, и необходимость регулярного подкручивания пружины нагоняет тоску на потенциальных клиенток. Всетаки подавляющее большинство женщин воспринимают часы в первую очередь как аксессуар, поэтому главными критериями при выборе становятся параметры внешнего оформления: материал корпуса, цвет, форма, инкрустация драгоценными камнями. То есть сводится все к простой и естественной формуле «нравится—не нравится».

Вандомская площадь с памятником Наполеону в центре с высоты птичьего полета


При этом в девяти случаях из десяти часы с усложнениями своим спутницам выбирают джентльмены, которые, конечно, куда подкованнее в этом вопросе и умеют «отделить зерна от плевел». Руководители всех крупнейших брендов в один голос рассказывают о значительном повышении уровня осведомленности и информированности своих клиентов, и, как следствие, большей разборчивости в выборе часов. Логично предположить, что стремление производителей к усложнению женских часов в значительной степени направлено на мужскую аудиторию, на привлечение их внимания, на желании заставить взглянуть на женские часы не только как на ювелирное украшение, но и как на интересное инженерное решение. И не будем забывать, что одновременно часы должны «нравиться», то есть быть интересны оформлением и, по возможности, сверкать драгоценными камнями. В этом, пожалуй, и состоит специфика женской высокой механики, удачная реализация которой находится на пересечении часового и ювелирного искусств.

Турбийономания Chanel
Презентация Premiere Flying Tourbillon в 2012 году была приурочена к юбилею: первая модель часов Premiere появилась в коллекции Chanel четверть века назад. В 1987 году парижский дом создал часы, которые стали «премьерными» не только для марки, но и для мира Haute Couture в целом — в то время не существовало ни часовых фэшн-брендов, ни понятия Luxury. Chanel стала настоящим пионером направления, представив первые роскошные часы под модным брендом. Первая Premeire стоила 1300 долларов — в то время вполне на уровне люксовой продукции традиционных часовых марок. Оказалось, она в точности соответствует запросам клиенток, которые мечтали о часах строгих, красивых и отмеченных стилем культового имени.

Калибр Camelia Flying Tourbillon эксклюзивно разработан Renaud & Papi (APRP SA) для Chanel
Платина механизма прямоугольной формы повторяет форму корпуса
Количество деталей механизма: 225
Количество деталей модуля турбийона: 73
Вес каретки: 0,432 грамма
Крутящий момент пружины: 720 гсмм
Частота работы баланса: 21 600 пк/час
Противоударная система баланса
Баланс с переменным моментом инерции

Верхняя часть каретки турбийона представляет собой тонкую стальную сетку, поверх которой закреплен мотив камелии Центр камелии украшают 19 бриллиантов


Форма корпуса Premeire — багет со скошенными углами — имела узнаваемые архитектурные корни, поскольку повторяла абрис знаменитой Вандомской площади в самом сердце Парижа. Такую же восьмиугольную форму имеет крышка флакона культового парфюма Chanel No 5, который через несколько лет будет праздновать столетний юбилей. Это место настоящая мекка Haute Сouture, ведь именно здесь расположена штаб-квартира Chanel и
флагманские бутики других законодателей мировой моды. Сама Коко Шанель много лет называла своим домом номер люкс в отеле Ritz, также выходящий фасадом на Вандом. Несмотря на то что коллекция Premiere сегодня все-таки находится в тени более популярной и узнаваемой модели J12, именно она в полной мере сохраняет дух и стиль Chanel.


Тем не менее первый турбийон в интерпретации парижского дома появился в коллекции J12, стартовавшей в 2000 году и ставшей флагманом Chanel. Инициатором привлечения высокой механики в мир высокой моды выступил главный художник Chanel Жак Элле. В основном его усилиям марка обязана своим высоким положением в часовом мире. J12 Torbillon увидела свет в 2005 году в самый разгар «турбийономании», когда каждую премьеру этого усложнения публика встречала восторженно. Но у турбийона от Chanel действительно было от чего прийти в восторг. Керамический бестселлер J12 получил свою версию «вихря» калибра 05-Т.1 и стал первыми в мире часами класса Grand Complication в корпусе из этого высокотехнологичного материала. Более того, впервые не только корпус, но и основная платина механизма толщиной 2 мм была изготовлена из керамики, при этом погрешность ее параметров не превышала 1/100 мм. Керамическая платина, обладающая антимагнитными свойствами, также способствовала улучшению изохронности хода. Мост турбийона был изготовлен из белого золота, а для того чтобы улучшить обзорность и визуальную привлекательность «вихря», в качестве материала для верхней части каретки было выбрано оптическое стекло.

J12 Tourbillon Retrograde Mysterieuse, первый турбийон, созданный в сотрудничестсве с Джулио Папи, 2010 г.


Несмотря на довольно высокую цену в 120 000 евро, первый турбийон Chanel оказался настолько интересным, что большая часть выпуска, ограниченного всего 24 экземплярами, была раскуплена до официальной премьеры в Базеле.
В 2010 году коллекция J12 отмечала 10-летний юбилей. Это событие Chanel решила отметить смелым и сложным часовым концептом Tourbillon Retrograde Mysterieuse, ставшим первым «авторским» усложнением дома. Кроме турбийона на отметке «9 часов» эти часы отличались крайне необычным способом расположения заводной головки. Традиционно она находится на боковине корпуса, то есть перпендикулярно плоскости механизма. Это вынуждает часовщиков использовать специальную передачу ремонтуара, связывающую эти две плоскости. В Chanel рискнули поместить головку прямо на циферблате в положении «3 часа» симметрично турбийону и параллельно механизму. Что позволило не нарушать идеальные формы корпуса, но при этом создало преграду на пути движения минутной стрелки. Чтобы ее преодолеть, часовые конструкторы придумали хитроумный ретроградный механизм: как только минутная стрелка доходила до отметки «2 часа», она начинала 10-минутный обратный ход, который заканчивался с другой стороны головки у отметки «4 часа». На протяжении этого неестественного движения текущее количество минут показывал цифровой счетчик с числами от 11 до 19 в нижней части циферблата.

Турбийон калибра 05-Т.1 с керамической платиной, мостом из белого золота и кареткой из сапфирового стекла


Автором этого необычного концепта был Джулио Папи, обладатель Женевского приза лучшему часовщику 2008 года и один из наиболее авторитетных в мире специалистов по проектированию и созданию сложных инновационных часовых механизмов. Ателье Renaud & Papi (APRP SA) существует с 1986 года, то есть стояло у истоков возрождения часовой микромеханики, и имеет тесную связь со знаменитой мануфактурой Audemars Piguet. Джулио Папи начинал свою карьеру на AP, однако очень быстро осознал, что в стенах знаменитого бренда ему вряд ли в ближайшем будущем светит работа над интересными проектами, поэтому решил открыть с другом Домиником Рено собственное дело (которое последний вскоре покинул, сохранив от дуэта только имя). Сохранив отличные отношения с AP, ателье Renaud & Papi вскоре стало по сути R&D отделом для знаменитой мануфактуры, и в 2002 году она выкупила контрольный пакет акций успешного предприятия.

J12 Tourbillon первый в мире турбийон в корпусе из керамики, 2005 г.


Сегодня Renaud & Papi одна из самых авторитетных и уважаемых фабрик концептов в швейцарской часовой отрасли, ее авторству принадлежит множество отмеченных наградами моделей, выполненных по заказу именитых брендов.
Сотрудничество Chanel и Audemars Piguet началось чуть раньше Tourbillon Retrograde Mysterieuse, в 2008 году, когда AP помогла дому разработать свой первый собственный калибр, тем самым приблизившись к званию швейцарской часовой мануфактуры. Результатом сотрудничества стал механизм 3125, модификация калибра AP 3120, в котором Chanel заменила мост баланса на двойной для большей ударопрочности и дополнила механизм собственным инерционным сектором из фирменного сочетания золота и черной керамики. Кроме того, калибр Chanel/AP 3125 был оснащен балансом увеличенного диаметра с изменяемым моментом инерции, который регулируется с помощью восьми маленьких гирь.
Успешный опыт работы над J12 Tourbillon Retrograde Mysterieuse позволил творческому дуэту дома Chanel и Джулио Папи перейти к новому этапу сотрудничества, связанному с юбилеем коллекции Premiere. В 2007 году в честь 20-летнего юбилея вышла изысканная коллекционная серия ювелирных моделей Premiere, теперь же у дизайнеров Chanel появилась уверенность, что даже эти миниатюрные лаконичные часики можно оснастить полноценным усложнением.

Крышка флакона парфюма Chanel №5, который в 2014 году отметит 90-летие

Летающий цветок
Часы Premiere традиционно очень элегантные и изысканные, поэтому требовался особый подход и в замысле, и в исполнении новой модели. Необходимо было найти идеальный баланс конструкции и оформления, подчеркнув эксклюзивность механизма, при этом, не выставляя на передний план его технологичность. И, конечно, ни в коем случае нельзя было нарушать гармоничность восьмигранного корпуса.
Чтобы добиться нужного результата, творческий тандем Chanel и Renaud & Papi вновь прибег к созданию механизма с турбийоном, но на сей раз парящего, то есть не имеющего верхнего моста и закрепленного только в нижней точке опоры. Как известно, такая конструкция создает эффект невесомости для этого узла, будто он летает в воздухе сам по себе, что существенно увеличивает визуальную эффектность «вихря».
«Эффектность» в данном случае ключевое слово, потому что у этого турбийона самая необычная и красивая каретка со времен Бреге. Ее верхняя часть сделана в виде камелии — любимого цветка мадемуазель Коко. Центральная часть камелии украшена 19 белыми бриллиантами, а ее лепестки могут служить в качестве секундных стрелок. Весь узел минутного турбийона состоит из 73 деталей общим весом 0,432 г. В совокупности калибр с ручным заводом состоит из 225 компонентов и оборудован балансом с противоударной системой и регулировочными винтами.

Корпус из белого золота 18К инкрустирован 47 бриллиантами огранки багет (3 карата), заводную головку украшают 16 багетов и 11 бриллиантов


Циферблат выполнен из идеально гладкой черной керамики, фирменного материала часов Chanel. В верхней его части находятся часовая и минутная стрелки, инкрустированные 15 бриллиантами. Сапфировое стекло с лицевой стороны располагается на ступеньку выше плоскости корпуса и имеет скошенные грани, что добавляет часам объема. Корпус Premiere Tourbillon Volant из белого золота больше других моделей: 28,5 х 37 мм в сравнении с традиционными 19 x 26 мм, что можно объяснить потребностями калибра. Вневременную ценность в глазах девушек создает инкрустация корпуса белыми бриллиантами. Более 120 часов требуется ювелирам на инкрустацию каждого экземпляра 101 багетным бриллиантом общим весом 5,2 карата и 127 бриллиантами традиционной огранки общим весом 2 карата. Черный крокодиловый ремешок с застежкой, инкрустированной 16 багетными и 11 обычными бриллиантами, служит финальным штрихом на ювелирно-часовом полотне от Chanel. Лимит выпуска — 20 экземпляров. Также существует уникальный экземпляр с рубинами багетной огранки.
Пока еще механизмы с усложнениями, ориентированные на прекрасный пол, развиваются медленно и осторожно, постоянно оглядываясь на то, чтобы техническое совершенствование не вступало в конфликт с гармонией форм. Скорее всего, эта осторожность — во благо, потому что заставляет продумывать каждую деталь модели, подобной Premiere Tourbillon Volant. И результат этой работы заслуживает высшей награды.

Часы Chanel Premiere Tourbillon Volant Rubies

Chanel Premiere Tourbillon Volant Rubies
Корпус: 28,5 х 37 мм из белого золота 18К, антибликовое сапфировое стекло, 151 натуральный багетный рубин общим весом 11,57 карата, на заводной головке 16 багетных рубинов (0,32 карата) и один рубиновой кабошон (0,45 карата), WR 30 метров
Механизм: с ручным заводом Tourbillon Volant Camelia, частота работы баланса 21 600 пк/час, запас хода 40 часов, ударостойкий баланс с регулировочными эксцентриками, парящий турбийон гравированы вручную, запас хода 50 часов, баланс отрегулирован в 5-и позициях, 68 камней.
Функции: часы, минуты, секундный диск на каретке турбийона
Циферблат: из полированной черной керамики, стрелки из белого золота с 15 бриллиантами
Ремешок: из черной крокодиловой кожи или черного атласа, раскладывающаяся застежка из белого золота с 14 багетными рубинами (0,85 карата) Уникальный экземпляр
Цена: 360 000 евро

 

Опубликовано в журнале "Мои Часы" №1-2013

Новое на сайте

Восстановление пароля

Пожалуйста, введите ваш E-mail:

Вход
Регистрация Забыли пароль?