Cartier ID Two. По дороге в идеальный мир
Cartier ID Two — бомба, взорвавшая июльскую тишину часового межсезонья. Новая разработка Cartier Fine Watchmaking Division стала сенсацией, заставившей забыть обычные выставочные премьеры. Одна из самых продуктивных часовых лабораторий Швейцарии во главе с великолепной Кароль Форестье представила вторую часть своей программы ID — Innovation + Development.
Cartier ID Two — бомба, взорвавшая июльскую тишину часового межсезонья. Новая разработка Cartier Fine Watchmaking Division стала сенсацией, заставившей забыть обычные выставочные премьеры. Одна из самых продуктивных часовых лабораторий Швейцарии во главе с великолепной Кароль Форестье представила вторую часть своей программы ID — Innovation + Development. Цель программы — воплощение представлений Cartier о часах недалекого будущего, и именно такой моделью стала Cartier ID Two.
ID Two, как и ID One — часы без усложнений, без диковинной индикации и даже без секундной стрелки. Это чистый концепт, он никогда и ни в каком виде не поступит в продажу. Поэтому резонанс, вызванный их презентацией, особенно примечателен и показателен. Cartier удалось совершить мощный технологический рывок, не совершенствуя отдельные узлы механизма, а решив комплексную задачу создания часов высокой эффективности. Внушительный перечень примененных в ID Two инноваций и технические характеристики полученного результата заставляют задуматься о том, насколько устарели технологии, применяющиеся в традиционных механических часах. На смену привычным и понятным ценностям, которые мы так лелеем и за которые держимся изо всех сил, приходят новые категории и новые хай-тек принципы. И балансу этих новых и старых сил еще только предстоит установиться.
ID One — без смазки и настройки
Концепт под номером 1 был представлен Cartier в 2009 году. ID One позиционировались как часы, не требующие ни смазки, ни настройки. Знаменитый постулат Авраама-Луи Бреге «Дайте мне совершенное масло, и я дам вам совершенные часы» потерял актуальность, так как само масло исключили из уравнения идеального механизма. Ключевые элементы — балансовое колесо, анкерная вилка, анкерное колесо и мосты осциллятора — были изготовлены из высокотехнологичного материала, который в Cartier назвали Carbon Crystal (углеродный кристалл). Это синтетический алмаз, идентичный натуральному по свойствам — в частности, он имеет твердость в 10 000 по шкале Виккерса. Для спирали баланса был выбран Zerodur — алюминосиликатная стеклокерамика. Carbon Crystal и Zerodur не требуют смазки, так как при их взаимодействии практически отсутствуют потери трения, они антимагнитны и абсолютно термонезависимы. Для их изготовления используется технология глубокого ионного травления DRIE или фотомануфактура, которая позволяет получить серийную точность изготовления деталей до микрона. В результате тщательно спроектированный узел после сборки не требует настройки, которая в традиционных часовых механизмах занимает до 30% от общего времени изготовления.
В дополнение весь блок осциллятора крепится к платине с помощью четырех амортизирующих опор, предохраняющих чувствительный к встряскам узел. На платину, мосты, оси и колеса механизма нанесен черный защитный слой ADLC (Amorphous Diamond Like Carbon — смесь углерода и водорода), который защищает детали от износа, ударов и также решает проблему смазки. Для изготовления корпуса ID One в стиле Ballon Bleu был выбран сплав титана и ниобия (серебристо-серый металл, схожий по характеристикам с танталом) — высокопрочный и износоустойчивый гипоаллергенный материал, имеющий к тому же высокие ударопоглощающие свойства.
Корпус из прозрачной керамики Cermyst обеспечивает почти идеальную герметичность механизма по технологии AirFree
Мосты и колеса калибра ID Two покрыты слоем ADLC, нивелирующим трение и защищающим от ударов
По сути, в лаборатории Cartier был получен работающий концепт вечных часов, не знающих износа и не боящихся старения — очень весомая заявка на лидирующие позиции в авангарде развития часовой отрасли. Однако, несмотря на впечатляющий результат в пересмотре ключевых вопросов работы часового механизма, определенная теоретичность разработки и отсутствие внешних, понятных среднестатистическому любителю Haute Horlogerie признаков достигнутого прогресса, не позволило ID One привлечь к себе должного внимания. O программе Cartier ID позабыли на целых 3 года, но сейчас становится понятно, что создание ID One было лишь прочным фундаментом для последующих, еще более эффектных релизов.
ID Two — эффективные часы
Ключевым словом второго выпуска программы ID стало слово «эффективность». Разобравшись в первом концепте с оптимизацией конструкции распределительного узла механизма, в Cartier FWD взялись за анализ и улучшение всей кинематической системы. Дело в том, что в традиционной часовой механике из-за потерь трения и сопротивления воздуха около 75% поставляемой заводными пружинами энергии расходуется впустую. Итоговые 25% КПД совершенно неприемлемы для Идеальных Часов. Поэтому цель концепта ID Two — создание первых часов высокой эффективности. Чтобы добиться поставленной цели, необходимо было решить три последовательные взаимосвязанные задачи.
Задняя крышка корпуса удерживается только за счет внешнего давления воздуха
ЗАДАЧА 1. Запасти больше энергии
РЕШЕНИЕ. Впервые в истории часового дела вместо традиционных сплавов для изготовления заводной пружины было использовано стекловолокно. Характеристики этого материала позволяют при тех же размерах запасти гораздо больше энергии. Кроме того все 4 пружины (два двойных барабана) не нуждаются в смазке, поскольку покрыты ультратонкой прозрачной беспористой полимерной пленкой. Сами барабаны покрыты все тем же ADLC. Все эти инновации в итоге позволяют получить выигрыш в 30% запасаемой энергии в сравнении с традиционными барабанами аналогичной конструкции.
Источником энергии для колесной системы служит два двойных барабана с пружинами из стекловолокна, позволяющие запасти на 30% больше энергии
ЗАДАЧА 2. Максимизировать количество передаваемой энергии от барабанов к осциллятору
РЕШЕНИЕ. Чтобы оптимизировать работу колесной системы в Cartier, была принципиально переработана ее кинематическая схема: обычное центральное колесо заменили дифференциальной системой из трех колес. Такая конструкция позволила оптимизировать передаточные числа и снизить нагрузку на зубья колес. Колебательная система и спуск целиком позаимствованы из ID One, в них используются все те же материалы — Carbon Crystal и Zerodur. Это еще +15% энергии в сравнении с обычным осциллятором.
Балансовое колесо изготовлено из искусственного алмаза Carbon Crystal, спираль — из стеклокермики Zerodur
ЗАДАЧА 3. Минимизировать энергопотребление колебательной системы
РЕШЕНИЕ. Конструкция и материалы спуска ID One позволяют справиться с трением в колебательной системе, но это лишь 20% от общей потери энергии в узле осциллятора. Оставшаяся часть приходится на преодоление сопротивления воздуха, так как во время высокоскоростных колебаний каждая деталь подвергается высокому аэродинамическому давлению. Команда FWD предложила дерзкую и смелую идею: если воздух в корпусе мешает, то от него надо просто избавиться! То есть создать вакуум — идеальные условия для работы механизма. Такое красивое и эффектное решение потребовало особой конструкции и специальных материалов. Корпус изготовлен из прозрачной поликристаллической керамики Ceramyst и состоит всего из двух деталей: основной части и задней крышки. Это позволяет снизить риск «утечки вакуума» почти до нуля. Очевидно, что именно стык крышки с корпусом — слабое место, поэтому ни о каких винтах и речь быть не могло. Крышка прочно удерживается благодаря внешнему давлению воздуха, а также при помощи прокладок, эффективность которых повышена наночастицами. Аналогичные прокладки использованы в соединении заводной головки — в Cartier гарантируют 10 лет воздухонепроницаемости корпуса. Технология AirFree обеспечивает вакуум на 99,8% и позволяет на 37% уменьшить потери энергии осциллятора ID Two. Это, безусловно, самая оригинальная и запоминающаяся инновация ID Two.
Вместо традиционного центрального колеса Cartier использовал планетарную передачу из трех колес
В результате успешного решения всех трех задач механизм ID Two запасает на 30% энергии больше, а тратит в два раза меньше, чем традиционные механические часы. Таким образом, КПД механизма вырастает с 25% до 62,5%. Как следствие — 32 дня запаса хода, потрясающая цифра, и это при стандартном размере корпуса 42 мм. За пять лет в изготовлении механизма из 197 деталей участвовало 135 инженеров, техников, часовщиков и представителей пятидесяти других профессий. Итого — полторы детали на человека!
Отдельного комплимента заслуживает презентация концепта. В отличие от многих конкурентов, лаборатория Cartier не отделалась общими фразами «значительно улучшает» или «существенно увеличивает», а представила получаемое в каждом узле преимущество в конкретных цифрах. И полученному результату веришь куда больше.
Шесть инноваций ID Two позволяют запасти на 30% больше энергии, а тратить — в два раза меньше, чем традиционный механизм. Итог: запас хода 32 дня в корпусе 42 мм
Вслед за презентацией концепта ID Two лаборатория Cartier FWD сделала еще один важный шаг, сыграв на опережение и не дав скептикам усомниться в практической реализации красивых идей. Скрестив технологии спуска ID One с астротурбийоном, созданным Кароль Форестье в 2009 году, мастера Cartier получили первую коммерческую серийную модель с использованием инновационных разработок ID — Cartier Astrotourbillon Carbon Crystal. Мосты турбийона с центральной осью вращения, детали периферийного спуска и балансовое колесо изготовлены из Carbon Crystal, волосок — из Zeradur, оси вращения деталей спуска — из карбида вольфрама. В результате вытянутая каретка турбийона весит всего 0,46 г, не теряя при этом в прочности. Аналогично ID One спуск Astrotourbillon Carbon Crystal не требует смазки и настройки. Всего будет изготовлено 50 экземпляров сверх-инновационных часов в корпусе Rotonde из ниобий-титана.
Концепты ID — это впечатляющая совокупность разных инновационных технологий, грамотно скомпонованных в один механизм для достижения четко поставленной цели. Причем каждая технология направлена на решение конкретной практической задачи — здесь нет места позерству (кроме, быть может, прозрачного корпуса). Принято считать, что практичность той или иной инновации в часовой индустрии весьма условна. Однако именно ID Two может стать отправной точкой нового витка.
Опубликовано в журнале "Мои Часы" №4-2012